СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные приёмы закрепления изученного материала на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нестандартные приёмы закрепления изученного материала на уроке.

Младший школьный возраст является решающим в формировании личности ребёнка. Задача педагога, - умело подвести детей к осознанию того, что необходимо многому учиться, а для этого нужно развивать трудолюбие, силу воли, ответственность, умение доводить дело до конца, оценивать свои поступки. Ещё более важная задача- помочь приобрести знания от собственных успехов, благодаря терпению, дисциплинированности. Для решения этих задач можно применять нестандартные приёмы в любом классе начальной школы.

Нестандартные приемы – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные приемы оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Новый материал должен быть закреплен в классе. С этой целью учащимся даются четко сформулированные вопросы, требующие не простого перечисления фактов или пересказа объяснительного материала, а анализа его.

Если знание изучаемого материала на уроке нужно для выработки соответствующих навыков, то теория закрепляется упражнениями. Эти упражнения должны быть небольшими, но разнообразными. Постановка конкретных вопросов, требующих пусть кратких, но осмысленных ответов, подбор учащимися характерных примеров, связь изучаемого с жизнью, практической – таковы основные пути закрепления материала на уроке.

Всем известно, что к концу урока у детей падает работоспособность, поэтому заключительная часть урока проходит скучно. Чтобы привлечь внимание детей к заключительной части урока, можно использовать различные игровые приемы работы на уроке.

При работе над словами с непроверяемым написанием на уроке русского языка можно использовать много приемов. Один из них – загадывание и сочинение загадок. Младшие школьники с удовольствием, с интересом решают эту творческую задачу. Урок оживляется, дети соревнуются. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей. Загадки способствуют развитию интеллектуальных качеств, побуждают к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают.

Работа с загадками сопутствует всему курсу обучения в начальной школе. Образность, простота – вот, что привлекает ребят в загадке. Загадки можно использовать для работы с кроссвордом. Сам кроссворд можно начертить на доске, вопросы задает учитель или подготовленный ученик. Можно работу по разгадыванию и составлению кроссвордов предложить выполнить дома.

Самыми любимыми у учащихся при закреплении изученного материала на уроке считаются карточки, содержащие задания, выполнение которых предполагает практические действия. Само задание помещается прямо на карточке, или учитель дает его в качестве дополнения к карточке.

Особое значение имеет работа с карточками, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей. Карточки, которые предлагаются учащимся на уроке могут быть разными по содержанию объемом, оформлением. Кроме того, для сильных, средних и слабых учащихся по уровню усвоения ими предмета, что позволяет использовать развитие каждого ученика, а соответственно поверить в свои возможности всем учащимся класса. Вопросы учащиеся не записывают, только ответы. Основная методическая особенность при их составлении заключается в том, что ответы на вопросы не должны требовать больших письменных ответов.

Второй вид карточки – карточки, в которых содержится по 2-4 вопроса, дающие возможность учителю проверить уровень усвоения материала по изучению темы и поставить оценки. Вопросы в карточках разные по уровню трудности, поэтому с их помощью можно индивидуально подойти к проверке знаний каждого ученика.

Вид карточек, который требует меньше времени на написание ответа.

В этих карточках можно помещать различное количество вопросов, заданий, ответ на которые предусматривается в выборе правильного ответа, который фиксируется в виде значка или написания отдельной буквы.

Следующий вид карточек – карточки с дидактическим заданием. В этих карточках помещены тексты, читая и анализируя которые, учащиеся должны узнать, о ком или о чем говорится в тексте. Среди карточек этого вида выделяются карточки, на которых тексты со специально пропущенными ошибками и задания: найти эти ошибки и объяснить. Учащиеся учатся выделять главные признаки из группы признаков, что позволяет им узнать объект по описанию. Кроме того, это описание может служить ученику опорой для составления рассказа, при этом он узнает много нового. И, конечно, здесь присутствует элемент занимательности.

Объективно и оперативно проверить качество и степень усвоения учебного материала позволяют тесты. Тесты дают возможность учесть и реализовать индивидуальные особенности каждого ученика, вносят разнообразие. С их помощью можно экономить учебное время, идущее на опрос и время учителя на проверку выполненных учащимися работ. Тесты можно использовать уже со 2 класса. Хотя у тестирования немало положительных сторон, этот метод имеет и ряд недостатков.

Приведу нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка.

Большое внимание в начальных классах уделяется оформлению доски. Она привлекает внимание учащихся. Работать над новой темой урока, а также и закреплять ее, нам помогает придуманный человечек. Такой человечек оживит начало и конец любого урока русского языка.

Обобщить знания учащихся о составе слова, вместе с тем закрепить навыки разбора слов по составу поможет сказочный смешной человечек – Составляйка. По разным темам будут и разные смешные человечки, которых так любят малыши. Местоимейка будет помощником при закреплении изученного по теме «местоимение»

Использованный на уроке занимательный ребус Местоимейки позволит при подведении урока быстро и четко дать определение местоимению как части речи, указывающей на предмет, но не называющей его.

Эти игровые приемы называются «Опора на зрительную наглядность».

Во многих случаях младшие школьники усваивают содержание понятий через схемы слов и предложений. Они быстро овладевают графикой, системой условного обозначения нашей речи.

Известен способ обозначения слов различными графическими, символами. Например: -имя существительное; -имя прилагательное; -глагол

Использование на уроке следующей графической иллюстрации по теме «Имя прилагательное» закрепит в сознании ребенка, что имя прилагательное изменяется по родам в единственном числе, во множественном числе – по родам не изменяется.

Ед.ч(м.р., ж.р., ср.р.) Мн.ч(м.р., ж.р., ср.р.)

При обобщении знаний о частях речи можно использовать наглядно-схематические иллюстрации. Закрепление умений определять изученные части речи можно провести в виде игры «Кто в домике живёт? – вопросы

В окошечках домика написаны вопросы. Учитель задает их, а дети отгадывают, какая часть речи может жить в этом домике.

Этот прием называется «Опора на графическую наглядность. При подведении итога урока интересна зачетная форма закрепления изученного в виде игры «Подскажи словечко». Учитель начинает, а дети продолжают. Например, при закреплении знаний об имени прилагательном можно использовать на доске рисунок в виде «говорящей» буквы П :

П(я) Обозначаю…; Являюсь…; Отвечаю…; Изменяюсь по …; В предложении бываю … Таким образом, учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить несколько мыслительных операций (наблюдение, сравнение, сопоставление).

Закрепляя знания по теме «Глагол», можно подвести итог в виде теста. Для этого из двух ответов дети должны выбрать правильный, записав его в тетради цифрами 1 или 2. Например:Глаголы:Склоняются-1;Спрягаются-2.У глаголов при спряжении изменяется:Окончание-1;Основа-2.Укажите глаголы 2 –го лица:Летит-1;Бродишь-2. Затем учитель показывает табличку с правильным ответами:2121.Такой прием закрепления изученного ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.

Этот прием называется «Опора на зачетную и тестовую формы»

Внимание учащихся привлекается к различным таблицам-схемам. Имея перед глазами опору, дети будут стараться вспомнить изученный материал на уроке. При таких нестандартных приемах на завершающем этапе урока в работе участвуют дети с разным уровнем знаний, они чувствуют себя непринужденно, а поэтому уверенно и с удовольствием отвечают.

На уроках математики Загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями ( цифра, число, отношение, величина).

Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах, пространственных представлений и понятий можно предложить загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины. Можно использовать считалки, сказки с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

Дидактические игры ( игры – путешествия, сказки – путешествия) можно применить при закреплении изученного материала на уроке математике.

На уроках чтения в начальной школе при закреплении изученного материала можно использовать карточки с заданиями, пословицы, поговорки, скороговорки, тесты, загадки, кроссворды, викторины, игры.

На уроках окружающего мира для закрепления изученного материала ученики любят дидактические игры, с большим желанием отгадывают загадки, кроссворды, выбирают правильный ответ в тестах.

https://imfourok.net/nestandartnie-priyomi-zakrepleniya-izuchennogo-materiala-na-uroke-2191331.html

07.01.2019 16:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!