СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Немного обо мне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можно считать, что половину дела ты уже сделал». Щуркова Н.Е. Почему нравится работать в школе? Каждое утро я не просто открываю школьную дверь, я открываю дверь в мир, о котором большинство взрослых может только мечтать. Это дверь в бесконечный мир класса, это дверь в нескончаемое детство. Мои ученики очень разные. Одни говорливые, шумные, как горная река, другие уравновешенные, спокойные, как безмятежный восход солнца, иные беззаботные, другие – ответственные, есть непосредственные и наивные. Пусть все они такие разные, но они все любимые. Я хочу пробудить ученика в школе, вовлечь в раздумье, сформировать его компетентности. Как этого добиться? Конечно же с помощью интереса, через необычные формы уроков, через познавательно-учебный материал, приближение его к жизни моего воспитанника. Свое назначение я вижу не в том, чтобы тянуть ученика за руку, поднимаясь на вершину знаний, а в том, чтобы преодолеть трудности, вовремя подставить плечо. Какими педагогическими достижениями я могу похвастаться? Да, наверное, самыми главными в жизни каждого учителя, это своими учениками, которые будут осознанно добиваться новых знаний, принимать решения и нести за них ответственность. Каждая из них яркая, эрудированная личность. 2016 год - Ниязов Амангос увлеченно изучал биологию, участвовал в муниципальных, заочных олимпиадах «Олимпус», игровых конкурсах «Человек и природа», «Гелиантус – естествознание для всех», в тестировании «Кенгуру- выпускникам», сейчас студент медицинского колледжа, его любимыми предметами остаются биология и химия. Его одноклассница, Сафаргалеева Лаура тоже с большим интересом посещала уроки биологии, особенно ее увлекала «Генетика - наука о наследственности и изменчивости», работала над проектом «медицинские последствия чернобыльской катастрофы», где раскрыла влияния чернобыльской катастрофы на здоровье населения. 2017год - учащиеся 9 класса Музафарова Вилия и Мустафин Наиль с увлечением включились в год Экологии. Они являлись эколидерами Всероссийской акции «Сделаем вместе». В их «Социальной практике» - эссе на тему: «Мои взгляды на решение проблем экологии», разработанные экоуроки, проведение социологического опроса «От кого зависит чистота нашего села?», создание стенда «Музей мусора», организация выставки «Вторая жизнь ненужных вещей» и многое другое. Также участвовали в муниципальных, заочных олимпиадах «Олимпус», игровых конкурсах «Человек и природа», «Гелиантус – естествознание для всех», в тестировании «Кенгуру - выпускникам». Из обучающихся младших классов Куктеубаева Элина написала исследовательскую работу «Тайны пещеры - Подарок». Я чувствую ответственность за то, смогут ли они найти свою верную дорогу в жизнь. Когда-то В. Маяковский задался вопросом: «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно?!». Наверное, я знаю ответ: «Это нужно мне, учителю и чем ярче свет знаний учеников, тем щедрее и богаче учительское сердце - сердце, отданное детям». Девиз моей деятельности: «Научить на всю жизнь нельзя, но научить учиться на всю жизнь можно». Мне вспоминаются слова великого русского земледельца Т.С.Мальцева: «В жизни должно быть 4 «НАДО»: НАДО знать, НАДО уметь, НАДО желать и НАДО – действовать». Все четыре «НАДО» значимы, но «НАДО желать», то самое, которое нужно на сегодняшний день пробудить в наших детях. Как это сделать? Важным и решающим моментом каждого урока, по моему мнению, является I этап урока, так называемый «Организационный момент». Почему? Я постараюсь ответить на этот вопрос. В связи с новыми веяниями в системе образования, меняется смысл этого этапа урока. Он становится не только организационным моментом, а является той отправной точкой, от которой зависит успех урока, реализация цели и задачи. И не надо биться учителю в причинах неуспеха, они все кроются в том, как мы сможем сегодня «пробудить» наших детей, а вернее побудить к черпанию знаний. Кстати, этому этапу урока всегда уделялось несколько минут. Вот и неправильно. Пробудите – получите результат, не пробудите – результата не будет, т.к дети не поймут: «А зачем всё это?». Кстати, они и задают этот вопрос на каждом уроке, а Вам, дорогие учителя, не надо будет им повторять это каждый раз, если, придя 1 сентября на первый урок, вы скажете, зачем пришли к ним и зачем им это всё надо. На сегодняшний день мы все учим и – всё. А зачем, дети так и не знают. Более «дотошный» ребёнок спросит, а другой просто промолчит. Разбудите детей, определите цели и задачи, прибавьте эмоций и – успех урока на лицо! На сегодняшний день технология развивающего обучения имеет большое значение. Мы должны развить универсальные действия учащихся, в результате чего дети самостоятельно черпают знания из единственного на сегодняшний день источника знаний – учебника. Не учитель должен давать эти знания, ведь он когда-то свои знания тоже получил из учебников. Ученик сам должен их добыть, а добывать не хочется, ведь это – труд, и это трудно, но необходимо, иначе, выйдя из школ, мы будем продолжать выпускать лентяев и лодырей, которые будут ждать от кого угодно помощи в жизни, только не от себя. Так как же сделать так, чтобы детей не заставлять, а побуждать черпать знания? А это я скажу на своём опыте, сделать ещё труднее, когда детям на сегодняшний день знания не нужны, как они считают, зачем им химия и биология? Дорогие учителя! Перед нами стоит на сегодняшний день очень ответственная задача: убедить своих учеников, что им знания нужны и ох, как нужны, причём все, которые даёт школа. Надо только суметь так преподнести эти знания, а вернее, нам на сегодняшний день надо владеть технологиями развивающегося обучения, прибавить к ним свои знания и умения, свой опыт, свою творческую жилку и, конечно, быть просто интересным человеком. Вот тогда нам дети скажут «спасибо». Итак, как пробудить или побудить детей к учению? 1. На уроке перед детьми чётко поставить цели и задачи (План должен быть на доске) 2. Чётко сказать: «Зачем вам это надо знать?» Здесь же вы должны сразу включить вопрос о применении того или иного вещества или явления в жизни человека, задать детям вопрос: «Надо это изучать или нет?». Вы должны удивить учащихся, а это уж точно их побудит к деятельности. Не секрет, что о некоторых веществах дети практически ничего не знают, или их знания очень узки. А всё потому, что применение веществ мы изучаем после того, как изучим строение, свойства веществ. Изучая тему «Спирты», я спросила: «Где находят применение спирты?». Кроме того, что спирты применяются в производстве алкогольных напитков и в медицинских учреждениях в качестве бактерицидного средства, я больше ничего не могла выжать из детей. Так вот, нарисуйте на доске схему, проговорите её, убедите детей, в том, что СПИРТЫ заслуживают, чтобы о них говорили. СПИРТЫ – ЭТО: • Лаки и краски • Каучук и резина • Растворители • Топливо • Сложные эфиры • Лекарственные средства • Алкогольные напитки • Глицерин и этиленгликоль Составляйте такие схемы для каждых изучаемых веществ, и дети поймут, что действительно им это надо знать, это просто интересно. Говорят УДИВИТЬ, значит победить! Удивляйте насколько можно ваших детей, победа вам обеспечена. 3. Принесите на урок знаменитый «чёрный ящик», как в передаче «Что? Где? Когда?», и загадайте детям загадку о веществе, которое вы будете изучать на уроке. (Если это урок биологии, то загадайте загадку о растении.) Изучая щелочные металлы, вы можете сказать о них следующие слова: Они настолько легки, что бегают по поверхности воды, Они настолько мягки, что режутся ножом, Они настолько активны, что их содержат под слоем керосина. Что скрывается в этом ящике, и почему речь идёт о целой группе веществ? Итак, интрига есть, дети думают и тут же запоминают три свойства этих веществ. Речь шла о щелочных металлах. Кстати, вы упомянули слово-подсказку: о целой группе. 4. На уроке каждый учитель, если захочет получить результат, да ещё к тому же вызвать интерес у учащихся, проявить творчество, должен натолкнуть детей на мысль составить на основе свойств веществ или живых объектов сказ-рассказ в загадочной форме. Например, изучая тему «Мхи, хвощи, плауны, папоротники», можно, используя определённую страницу в учебнике, составить сказ-рассказ или загадку со смыслом, при этом интрига этого задания в том, что не упоминается в рассказе о ком или о чём идёт речь. Надо ещё загадать, да и ещё разгадать то, что загадали. Итак, сказ-рассказ с загадкой. – Хотите, я вас удивлю! (обращение к детям) «О, вы прекрасные создания природы! О, как милы, и как нежны! Какие стебли, листья, корни…! Ах, незадача! Корней-то нет, а есть ризоиды у вас. Они – основа вашей жизни, ведь через них идёт вода, в само растение… Вот это да! – Ну что ещё сказать, чем удивить мне вас? – Да! – У вас есть смена поколений: гаметофит сменяет спорофит. Как интересно! – А как способны выживать! Засохнут, вновь живут они при наступлении благоприятнейших условий. – Вот так растения! Они накапливают влагу и утопают в ней леса и образуются ? ……болота! Итак, в моём интригующем сказе-рассказе я определила 5 качеств данных растений. Речь шла о мхах. Кстати, это задание на внимание, а также, если ученик определил все свойства растения, вы можете его ответ оценить. Эту загадку вы загадываете на втором уроке, когда вы будете изучать плауны и хвощи, для повторения темы «Мхи». Дети получают задание: «Составить сказ-рассказ с загадкой о плауне и хвоще, используя страницу №. в учебнике. Дети работают с учебником, развивают мышление, внимание, проявляют творчество. Чем больше качеств они назвали растений (или вещества на уроке химии), тем выше их оценка. 5. Перед началом каждого урока вы можете применять высказывания великих людей – афоризмы. Примечательно, что именно такие высказывания очень хорошо влияют на дальнейшую деятельность учащихся. В них интрига, цель, в них просто толчок к деятельности. Расскажите такое высказывание: «У ночи – мрак, У ветра – свист, У листьев – шум, У капли дробность, А у людей – пытливый ум И жить упорная способность» (С.Мартынов) Красиво оформленное высказывание повесьте на доске, пусть оно будет девизом ваших детей на уроке… В конце урока, когда вы проводите рефлексию, спросите детей, обладали ли они сегодня пытливостью, творчеством, получили ли они радость познания или как всегда им было всё равно. Я убеждена, что ваши дети будут довольны уроком и этот урок запомнится им, т.к. он начинался с великих слов. Расскажите детям притчу Сократа и спросите их: «А зачем они к вам пришли на урок?» до начала урока и после его окончания и убедитесь, что ваша технология сработала. (Приложение 1) 7. Если Вы хотите пробудить в детях сочувствие к родной природе, воспитать чувство патриотизма, прочитайте, составленное мной «Письмо дикого животного», обращённое к жителям планеты, и я думаю, оно вызовет великие и самые глубокие чувства любви к природе. (Успех будет огромен, если вы прочитаете это письмо с сопровождением музыкального произведения «Одинокий пастух» и показом презентации) Задайте детям домашнее задание – составить подобное письмо, прочитайте на уроке все удавшиеся и неудавшиеся творения детей, вызовите у них участие и творчество, они будут благодарны вам за это. 8. Если мы хотим на уроках биологии воспитать гигиенические навыки и научить детей как вести себя в природе, расскажите им снова сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Итак, в сказке сестра Алёнушка просила своего братца не пить из лужицы. Как известно, «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А ведь мало кто из нас задумался над словами Алёнушки. При изучении темы «Простейшие» на уроке биологии в 7 классе, напомните учащимся, кто же может обитать в тех самых лужицах. Конечно, это те самые обыкновенные амёбы и инфузории-туфельки, которые могут привести к кишечным расстройствам. А мы то ведь думали о другом, не правда ли была права Алёнушка, попив из лужицы, её брат, конечно же, мог заразиться дизентерийной амёбой, а это уже не смешно. Итак, нас воспитывают даже сказки, составленные нашими предками. У них, действительно есть чему поучиться. Это всего лишь маленькая частица моего педагогического опыта. Если кому-то мои советы-рекомендации пригодятся в вашей работе, я буду очень рада. Удачи вам, дорогие коллеги, в нашей трудной, но очень интересной и нужной работе. Приложение 1 Письмо – обращение дикого животного к человеку Сны! Они бывают разные! Они нужны! Они – предупреждение! Я купаюсь в реке и, вдруг вода исчезает. Я стою на грудах ещё живой рыбы, раскрывающей рот и просящей о помощи. Я поднимаю осторожно лапы и, боясь наступить на нее, выхожу на берег. Что это? На месте моей родной уссурийской тайги, её величественных, вековых сосен, пихт, елей, лиственниц, кедров, я вижу торчащие из-под земли пни. Как пахнет смолой! Как будто это запах прощания! У меня закружилась голова. Я иду. Конца и края нет этому кладбищу – кладбищу пней. Но что это? Рев моторов! О, это человек! Он спасёт тайгу! Надо идти к нему, быстрее и просить о помощи! Иду! Быстрее и быстрее! Надо успеть! Ведь тайга ещё жива! Издалека я вижу ужасную картину: одно за другим на землю падают деревья. Подойдя ближе, я вижу, как люди уничтожают лес. Стоит такой гул, что мне становится страшно. Одни, ещё совсем юные – стройные осинки и берёзки, с нежными, ещё очень тоненькими листочками, падают быстро, не сопротивляясь, а другие – уже зрелые, могущественные: сосны и ели, кедры и лиственницы, уже закалённые в борьбе за жизнь, испытавшие на себе удары природы, не хотят умирать, противостоят насилию, но их добивают, толкая то с одной, то с другой стороны, с криками восторга. И они, не выдержав, падают в свою обитель- землю, которая их взрастила, со скрипом, скрежетом, с таким воем, что по телу невольно побегут мурашки. Они падают, ударяясь о землю, оставляя после себя следы- те самые пни, пни кладбища! Варвары! Они же убивают их! Всё смешалось: вой моторов и вой леса. Лес стонал. Столько стона я ещё не слышал никогда! Мне захотелось заткнуть уши и закрыть глаза. Как жестоко! Они же живые! Они плачут! Они тоже умеют плакать! Я будто оглох и ослеп. Мне казалось, я уже ничего не вижу перед собой и слышу только стоны, только рёв моторов, крики! Всё…! Вдруг гул прекратился. Тишина. Я очнулся и увидел, как на меня идут люди. Вот они, уже совсем близко. Шаг, ещё шаг, ещё и … Я понял, что пришла и моя очередь. Эти варвары не пожалеют и меня. Куда бежать, ведь нет ничего вокруг, кроме пней. Они не спасут! А надо ли бежать? Я ведь не преступник! Это они, преступники, а я – очевидец их преступления! Я всё видел! Они боятся меня и поэтому хотят убить! Я спотыкаюсь и … падаю. Кровь! Крики!. Я проснулся. Открыв глаза, я увидел свою родную, залитую солнцем, тайгу… Я – жив!. Тайга! Величественная, строгая, умиротворенная, наполненная тишиной и покоем стала мне ещё более родной, ещё более близкой! Казалось, что ничто и никто не может нарушить твой покой. Вдыхая твои запахи, запахи трав, деревьев, мхов и болот, ягод и грибов, даёшься диву: «Какая в тебе сила, великая сила!» Тайга! Зеленая громадина! Тебе конца и края нет. Сколько таишь ты в себе загадок! Ты хранишь их от глаза человека. И, не дай бог, он придет к тебе не с добрыми намерениями! Ты просто не отпустишь его. Он измотается, поняв и почувствуя твою силу, твою мощь! И ты помилуешь его, когда он, упав на колени, произнесет слова покаяния… Покаяние… Как порой не хватает тебе его, человек!. Но что это? Я опять слышу рев моторов! Что это? Продолжение сна? Но я же не сплю! Мой сон – явь! Неужели он сбывается! Я бегу туда, откуда доносится рев. Люди, стонущие деревья и … пни! Их уже много! А река? Где же она? Живая! Ещё плещется в ней рыба, ещё целует она своими волнами берега. Так ведь она исчезнет! Неужели сон сбудется? Люди! Это сделают они! Они убьют реку! Они убьют тайгу – мою родную любимую тайгу, мой родной дом! Они убьют меня! Остановитесь, люди! Вы убьете нас! Кто спасет нас, наши души! Оглянитесь, задумайтесь: что вы делаете? Я поднимаю голову, набираю воздух в легкие и, выдыхаю его со страшным криком, что, кажется, от этого крика содрогнулась земля! Люди! Я – Уссурийский тигр! Я обращаюсь к вам! В природе все взаимосвязано-разумно и неразделимо! Мы – звенья большой цепи. Ты – человек, я – тигр, он – журавль! Человек! Ты возомнил, что ты – царь природы. Ты не царь, ты – разрушитель природы! Ты забыл, что она твоя колыбель! Ты в ней вырос, она вскормила тебя, она вскормила нас! Не задумываясь, ты рубишь страшным мечом звенья этой цепи, только щепки летят! И, невдомёк тебе, что когда-нибудь, этот меч поразит тебя! Но будет поздно. Помочь будет некому! Ты – последний в этой цепи и самый главный. Ты – наделен разумом, но направляешь его против себя! Ты сам себе готовишь такую судьбу – судьбу одинокого странника! Неужели я – величественный царь уссурийской тайги, своим гневным рёвом, не остановлю тебя! Поймите, люди! Мы тоже можем плакать, как и вы, мы можем умирать, как и вы! И вообще, мы можем исчезнуть с лица земли! Кто останется? Вы?. Зачем?» …

07.01.2018 10:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!