СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Несколько слов о сочинении

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Я много думала над тем, каким должно быть выпускное сочинение и как научить детей видеть проблемы, поднимаемые авторами произведений. Попробовала разные формы, но самый лучший результат получился, когда включила в планирование сочинение в форме анализа эпизода.

       Вы согласитесь, что умение думать и понимать - это самое главное в человеческой жизни. Но сейчас многие люди разучились думать самостоятельно. Это происходит еще со школьной скамьи. Я считаю, что необходимо вернуть в школу насущные вопросы, которые человек задает себе с самого детства до  старости, как и герои произведений. Что  такое я? Что дурно? А что хорошо? С какой целью я родился? Что бы это значило? На что это похоже? Как это получилось? В чем смысл жизни? Как мне к этому относиться? Сохранить живую, чуткую, ранимую душу помогут книги, которые ученик читает. С вопросов и начинается диалог с книгой, с автором, с культурой, с самим собой.

        Писатели создавали свои произведения в надежде на сотворчество с читателем, ища общения с Настоящим читателем, которого хочется назвать понимающим, умным, мыслящим. Таким мы хотим видеть и современного ученика: зрелым, умным, эстетически развитым читателем - Читателем с большой буквы.

       Вот у нас сейчас ввели итоговое сочинение, которое, как надеялись, наилучшим образом раскроет способности каждого учащегося.

        Да, "итоговое" сочинение  сейчас отличается от тех сочинений, которые писали школьники в Советском Союзе и в 90-х годах. Но, по моему глубокому убеждению, это должно быть все же сочинение - анализ эпизода художественного произведения. Целью такой работы является определение места эпизода в контексте произведения и его связи с идейным содержанием текста. Эпизод определяется как законченный фрагмент, ограниченный временем происходящего действия, его местом и составом действующих лиц.

       Умение анализировать эпизод — важный этап в работе над художественным произведением, и проводить его надо на каждом уроке, а также после детального изучения всего произведения. На уроках при разборе того или иного эпизода можно использовать следующую схему анализа:

1. Самостоятельно определить границы эпизода.

2. Проанализировать его содержание: герои, их поступки, авторские размышления.

3.Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые особенности, особенности композиции.

4. Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти в них сходные темы, мотивы, размышления автора.

5. Указать, какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.

         Последняя задача является самой главной, так как при анализе эпизода важно показать его роль в идейно-художественной концепции всего произведения. Школьников необходимо учить умению писать сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения, что пригодится и на ЕГЭ по русскому языку.

         Анализ - метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Значит, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Школьник выступает в роли исследователя, и это умение останется с ним навсегда. За анализом, естественно,  следует синтез - то, во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы на основе наблюдений. Так ученики, анализируя эпизод, ощущают себя не только исследователями, но и философами, по-своему интерпретирующими  авторский замысел.

        Предлагаю примерные виды проблемных вопросов по творчеству А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, М.Ю. Лермонтова, М.Е.Салтыкова – Щедрина, И.А.Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, А.М. Горького, М. А. Шолохова, М.А. Булгакова и др., которые можно использовать при подготовке к сочинению-рассуждению по анализу эпизода.

Виды проблемных вопросов по творчеству А.С. Грибоедова:

1. Диалог Чацкого с Репетиловым. (Анализ 5-го явления из четвертого действия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".)

Проблемный вопрос: Как в данном явлении показано переосмысление Репетиловым светского образа жизни?

2. Монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…» или «А судьи кто?»

Проблемный вопрос: С какой целью введен драматургом этот монолог?

3. Монологи Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус, батюшка, отменная манера».

Проблемный вопрос: Как данные монологи характеризуют фамусовское общество?

4. Анализ сцены бала (III действие комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Проблемный вопрос: Каково место сцены бала в сюжете комедии.

Виды проблемных вопросов по творчеству А.С. Пушкина

 1. Анализ эпизода «Сон Гринева» (по повести А.Пушкина «Капитанская дочка»)

Проблемный вопрос: Какова роль сна в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

2. Сон Т.Лариной (по роману А.Пушкина «Евгений Онегин»)

Проблемный вопрос: Определить место сновидения в развитии сюжета романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

3. Финальное объяснение Онегина и Татьяны. (Анализ эпизода из 8-й главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".)

Проблемный вопрос: Почему невозможным оказалось продолжение отношений между Онегиным и Татьяной?

4. Именины Татьяны Лариной. (Анализ эпизода из пятой главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".)

Проблемный вопрос: Докажите, что на именинах Онегин становится пленником общественного мненья.

5. Татьяна Ларина в Москве. (Анализ седьмой главы романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".)

Проблемный вопрос: Что важного и интересного в последнем свидании героев? Произошли ли изменения в Татьяне и Онегине?

6. Дуэль Ленского с Онегиным. (Анализ эпизода из шестой главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".)

Проблемный вопрос: Каково поведение героев во время дуэли? Как автор относится к событиям?

7. Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".)

Проблемный вопрос: Какова роль встречи в дальнейшей судьбе Гринева?

 

Категория: Литература
16.01.2015 23:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!