СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ну и непосредственно темы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социология семьи и брака. 1. Функции . 2. Проблемы социологии семьи.

Социология семьи  зародилась в конце 17 в., когда исследователи Рилза и Ле Ви изучали зависимость урбанизации, религии и т. д. и семьи. Парсон, Огборн, Хилл, Элмер - занимались изучением семейных отношений. Предмет со-циологического анализа - все типы социальных связей характерных для семей, факторы, определяющие численность и структуру человеческих общностей - общественные факторы семьи и ее особенности, как социального института, мотивации браков и разводов, факторы возникновения семейных конфликтов, исторические формы и типы семьи. Характеристика семьи. Семья - это социальный институт общества, являющийся предметом государственной политики, это обнаруживается в воспитании детей, военной службе. Семья - это малая социальная группа людей, живущая по своим законам. С институтом семьи связаны и другие институты - институт брака. Брак - санкционированное общество, социально целесообразное, устойчивая форма социальных отношений между мужчинами и женщинами, определение их взаимоотношений, права и обязанностей.

Семья - основанная на браке и кровном родстве, связанное общностью быта, взаимный ответ и взаимопомощь группы людей. Формы семейных отношений. 1. Кровнородственные отношения. 2. Групповая. 3. Парная 4. Моногамная.

Кровнородственная семья, где мужьями и женами являются родствен-ники одного поколения. Групповая, когда запрещены половые отношения между родителями и детьми, братьями и сестрами. Парная семья - неустойчивые брачные отношения. 1. Эндогамные парные семьи - строится на разрешении брака внутри социальных групп. (семьи Арабских эмиратов - многоженство) 2. Экзогамные - эти связи запрещены. 3. Дислокальные - Африка, цивилизованные страны. Жен много и для каждой нужен дом.

3 формы брака. 1. Групповой (кровнородственная семья, каждый мужчина принадле-жит каждой женщине и наоборот) 2. Парная относительная свобода супругов, не дающая мужчине уве-ренности в отцовстве. 3. Моногамный - создается на основе вобоюдного согласия, нов инте-ресах мужчины.

Сейчас в браке равенство супругов. Фактор образования моногамной семьи - частная собственность. Когда мужчина начал разводить скот - первое разделение труда - когда мужчина начал накапливать сбережения то женщина стала зависимой от мужчины, и мужчина должен передать свое имущество только своим детям. Гражданский брак в РБ - 4%. Они считают допустимым такую форму брака. Кадая третья семья в РБ - неполная. Семьи бывают нуклеарные (состоящие из родителей и детей) и расши-ренные (супруги, дети и родители одного из членов семьи). Преобладают нуклеарные семьи. По характеру распредления общностей: 1. Патриархальная (проживает вместе как минимум трех поколений. Старший - самый старый мужчина (Казахстан)) - Четкое разделение сфер семейной жизни - Экономическая зависимость женщина от мужчины. - Признание безупречного авотритета мужчины. 2. Нетрадиционные семьи - сохраняются традиции, установки, огра-ничения женских и мужских оязанностей, но без достаточных на то оснований. Это эксплуататорский тип - женщина как домашняя ра-быня. 3. Эголитарная семья - семья равных - справедливое распределение домашних обязанностей. - Совместное обсуждение проблем и совместное принятие решений - Эмоциональное настроение отношений. 4. Авторитарная семья - четкое подчинение, чаще мужчины женщине. 5. Демократическая семья - распределенная роль по взаимному согла-сию. Фактор - умение идти на компромиссы.

По характеру распределения домашних обязанностей 1. традиционные 2. Коллективистские 3. Индивидуалистичекие

По числу детей. 1. Многодетные (более 3) 2. Однодетные 3. Бездетные

По социальной ориентации. 1. Семьи, ориентированные на семейные ценности, совместное прове-дение досуга, совместное воспитание детей. 2. Ориентированные на развлечение и потребление (спортивные се-мьи) 3. Ориентированные на профессиональные интересы, карьеру (в таких семьях как правило нет детей)

Функции семьи. 1. Репродуктивная. Простое замещение двух родителей - 2 ребенка. Причины снижения количества семей и детей в семьях: - пониженная рождаемость - Тяжелые политические, экономические, экологические условия. - Генетические болезни, умственно-осталые. 2. Воспитательная - связана с репродуктивной, роль семьи в воспита-нии незаменима. Если до 3 лет лишить внимания родителей, то про-исходит лишение социальных качеств ребенка. Пьянство родителей - причина детской преступности. Жесткий алкоголизм, курение женщин - особенно влияет на развитие ребенка, утрата непререкае-мого авторитета. Мужчины - понижение согласованности воспитания, т.к. больше детей воспринимают либо мать, либо отца.

Три устойчивых стереотипа семейного восспитания: 1. Демоцентризм - всепрощенское отношение к детям, но в результате эгоистические, разбалованные люди. 2. Профессионализм - отказ родителей от воспитания детей. Родители обращают главное внимание на деньги. 3. Прогматизм - ориентация на получение определенной выгоды от воспитания детей.

4. Хозяйственно-экономическая функция.Ведения домашнего хозяй-ства, составление и использование домошнего бюджета. Это может быть причиной разводов, конфликтов.

5. Рекреационная - организация семейного досуга. Орган семейного досуга, психологическая защита (особенности детей).

Таким образом семья - продукт долгого исторического развития.

Проблемы современной семьи. Современная семья как малая социальная группа в современном обще-стве под действием НТР, урбанизации, развития рыночного отношения - наблюдается процесс ослабление семьи, изменяется ее социальная роль, функции, утрачиваются свои ведущие позиции в процессе социализации и занимает значимое мест государство и другие институты. Теолрия трех комнат: церковь, кухня, детская - женская роль. Мужчина, который был хозяином, добытчиком материальных благ. Сейчас женщина участвует в политике, экономической деятельности, т.е. роль женщиы = роли мужчины. Последствия. 1. Повышение самостоятельности женщины. 2. По изменению мотивов брака, повышение частоты разводов, пони-жение рождаемости. В рБ на 1000 человек - 4,26% разводов, это 6-е место в мире. На пер-вом Мальдийские острова. Решение - стабилизация брака. Внешние факторы: урбанизация. Внутренние факторы: 1. Конфликты, т.е. психофизиологичекий уровень закдючения брака, который заключается в психофиологическим несовпадении моло-доженов. 2. Психологический - нездоровый психологический климат, обуслов-ленный нежеланием уступать, супружеская измена, пьянство 3. Социально-ролевой фактор. Неравномерное распределние бытоыо-семейных обязанностей. Вся нагрузки лежит на женщине. Мужья как правило могут уклониться от обязанностей. 4. Социальнокультурный - отсуствие интересов в общении.

Наибольшая частота разводов в возрасте 25-30 лет. В 40 лет, когда де-ти выросли и дальше сохранять брак не имеет смысла.

Причины развода. 1. Бытовые. 2. Межличностные конфликты. 3. Внешние факторы (измена, появление новой семьи, вмешательство родителей).

В некоторых городах сущесвуют службы семей.

Девиантное поведение.

Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность - в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе - человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде. Несомненно, мир существует исключительно потому, что действия огромного числа людей согласуются, однако для этого им необходимо понимать, кто, что и когда предположительно должен делать. Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны. Мы бы лишились ориентиров, подсказывающих, что допустимо, а что выходит за рамки допустимого. Взаимодействие между людьми превратилось бы в настоящую проблему, потому что мы бы не знали, чего можно ожидать от других людей. С нормами принято связывать вознаграждение и наказание. В современном обществе государство выполняет роль механизма реализации большого количества норм - законов. Законы далеко не нейтральны: они, как правило, отражают интересы определенной группы и воплощают ее основные ценности.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения.  В качестве нежелательных, почти в равной степени, оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. Явления, не укладывающиеся в рамки норм социологи назвали - девиациями. Таким образом, отклоняющее6ся поведение называют девиантным. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания.

В некоторых обществах все малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манера поведения. Борьба с девиантным поведением часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. В основном, она оказывается нерезультативной - через определенный промежуток времени поколения все равно будут возрождаться и в более яркой форме. Например, в восьмидесятых годах советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было просто не в силах. А снятие социальных и идеологических запретов обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.

Для большинства социальных групп контроль девиантного поведения несимметричен. Это означает, что отклонения в субъективно «плохую» сторону осуждаются, а «хорошую» - поощряются. В зависимости от того, позитивно или негативно оценивается отклонение в группе, все формы девиаций можно расположить на некотором отрезке. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение (среди таких людей могут оказаться террористы, серийные убийцы, предатели, вандалы), а на другом - группа с максимально одобряемым поведением (например, национальные герои, миссионеры, выдающиеся ученые).

Если провести социологическое исследование, то на эти две группы в нормально развивающемся обществе приходится по 10-15 процентов от общей численности населения. Таким образом, не менее семидесяти процентов населения государства составляют «твердые середняки», люди с несущественными отклонениями.

Хотя, большинство людей и ведет себя в соответствии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, то есть социальными конформистами. Например, когда проводилось обследование жителей города Нью-Йорка, там, около 99 % респондентов признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков. Многие воровали в магазине или обманывали налогового инспектора, постового. Не говоря уже об опозданиях на работу и переход улицы в неположенном месте. Полную картину девиантного поведения в каждом конкретном обществе составить затруднительно. Проблема в том, что полицейская статистика регистрирует только незначительную часть происшествий.

В некоторых обществах девиантным может оказаться даже самый невинный на первый взгляд поступок, связанный с нарушением традиционного распределения ролей. Скажем, более высокий заработок жены окружающим может показаться ненормальным явлением, потому что испокон веков муж исполнял роль главного производителя материальных ценностей.

Получается, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений - от кражи жвачки в магазине до взрыва здания. В широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке очень важно отмечать форму и размеры каждого конкретного отклонения. К видам девиантного поведения принято относить уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство и самоубийство.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, потому как не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков именно в социологии получила название делинквентных. Буквально под этим названием понимается преступное поведение.

Алкоголизм, например, является типичной девиантной формой поведения. Алкоголик не просто больной человек, но и девиант, потому что он не может нормально выполнять социальные роли, однако он не считается преступником. А вот наркомания, в свою очередь, уже делинквентна, потому что употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние. Самоубийство - девиация, но убийство другого человека - преступление.

К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых денег и документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, азартные игры, проституция, взрывы и поджоги. К этой группе относится ещё множество других разновидностей противоправных действий.

В социологии существует довольно определенный способ различения девиантного и делинквентного поведений. Первое - относительно. То есть для одних членов группы или общества такое поведение будет считаться отклоняющимся, а для других абсолютно нормальным и привычным. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение других классов (в особенности это касается низших слоев) - отклоняющимся. Поведение будет считаться таковым относительно норм и ценностей данной группы. Второе же абсолютно по отношению к законам страны. Это означает, что для всех членов общества мнение будет одинаково - данное поведение делинквентно. Например, уличное ограбление для представителей социальных низов, конечно, может показаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Однако это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, в котором ограбление квалифицируется как преступление.

Те районы города, в которых чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, которые более чем другие склонны совершать девиантные и делинквентные поступки - группами риска. В частности, к ним принято относить молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между теми требованиями, которые подросток предъявляет к самому себе, и теми, которые к нему предъявляет окружение и общество в целом. В силу физиологических особенностей формирующегося организма подросток отличается повышенной активностью, но вследствие социальной незрелости он ещё не готов к самоконтролю. Он не умеет прогнозировать все последствия своих поступков, неправильно понимает свободу и независимость личности.

Но необходимо помнить, что девиантное поведение может также способствовать эффективному функционированию общества.

Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам. Считается, что один из наиболее эффективных методов, обеспечивающих следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых людей нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей.

Во-вторых, нормы не выражаются в твердых правилах или вводах законов. Согласно положению Эмиля Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для “коллективного сознания”.

В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить самое себя. Общий враг вызывает общие чувства и усиливает групповую солидарность. При этом возникающие эмоции разжигают страсти и укрепляют связи между людьми “нашего типа”. Трения и антагонизмы между внутренними и внешними группами помогают подчеркнуть границы между группами и групповую принадлежность. Точно так же кампании против ведьм, предателей, извращенцев, преступников укрепляют социальные связи между “хорошими людьми”.

В-четвертых, девиация является катализатором социальных изменений. Каждое нарушение правила служит предостережением, что социальная система функционирует неправильно. Конечно, политическая элита не может рассматривать высокий уровень грабежей как сигнал того, что грабежи следует легализовать, а общественные блага перераспределить. Однако этот факт говорит о том, что в обществе множество неудовлетворенных людей, что институты социализации молодежи не справляются со своей задачей, что соотношение социальных сил находится под вопросом, а моральные принципы общества нуждаются в пересмотре. Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель.

Социологи установили два фактора, которые влияют на усвоение образцов поведения в наибольшей степени:

1.        Чем чаще человек сталкивается с девиациями, тем больше он к ним склоняется;

2.        Чем моложе человек, тем больше соблазн девиантного поведения.

Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм и девиантного поведения. Он написал книгу "Самоубийство"  в 1897 году, затронув в этой работе одну из форм девиаций.

Явление крайне девиации в обществе называют аномией ("номос" - норма, "аномос" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, то есть уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны.

Некоторые социологи применили теорию аномии при изучении проблемы подростковой преступности. Предполагается, что мальчиков, принадлежащих к низшим слоям общества, влечет к бандитским группировкам тот факт, что их постоянно оценивают по меркам среднего класса и они обнаруживают, что проигрывают в своей школьной среде, где ценятся хорошее владение речью, опрятный внешний вид и способность заслуживать похвалы. В ответ на эти требования мальчики “сбиваются” в подростковые группировки, где в почете “крутые”, “наглые парни”, “нарушители спокойствия”,- стандарты, позволяющие подросткам из низших классов достигать успеха. Согласно исследованиям, юные хулиганы, бросившие школу, реже совершают правонарушения, чем те, которые продолжают ее посещать. Очевидно, уход из ненавистной школы представляет для этих ребят временное решение тех проблем, с которыми они сталкивались в школьной среде, где к ним подходили с завышенными мерками.

Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:

·        эгоистическое

·        альтруистическое

·        аномическое

Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.

Роберт Кинг Мертон тоже занимался аномией. С его точки зрения отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной системой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения.

Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.

Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения.

 

01.02.2015 10:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!