СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение химии и биологии в разновозрастных группах в малочисленной сельской школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существенное влияние на проведение учебных занятий по химии и биологии в сельской малочисленной школе оказывает малочисленность классов, которая имеет как положительные стороны, так и создает определенные проблемы для учителя и ребенка.

Для таких уроков свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Взаимодействие педагогов и учащихся отличается интенсивностью. Казалось бы, в таких условиях выше должны быть учебные успехи детей. Однако, исследования показывают, что мотивация учения, познавательные интересы школьников развиты значительно слабее, чем у ребят где наполняемость класса намного больше.

Объясняется это многими причинами, в том числе малочисленностью классов и школы, которая создает ряд проблем:

- отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;

- ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;

- психологическую незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;

- ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;

однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Опыт работы показал, что одним из способов повышения эффективности образовательного процесса, учитывающим перечисленные преимущества и недостатки малокомплектной школы, является введение в учебный процесс практики учебных занятий в разновозрастных группах обучающихся.

Под разновозрастным обучением мы понимаем организацию совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленной на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.

Принципы разновозрастного обучения

1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста.

Реализуя данный принцип, педагог осуществляет следующие действия:

- определяет общие для всех классов задачи, что станет основой объединения детей разного возраста, и конкретизирует задачи для каждой возрастной группы;

- с учетом общих задач отбирает в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп;

- подбирает соответствующие общему содержанию способы совместной учебной работы учащихся разного возраста;

- с учетом задач выделяет, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые не посильны для младших, но должны быть усвоены старшими, с другой - необходимые для изучения или закрепления младшими и уже непривлекательные для старших;

- отбирает групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала.

В зависимости от дифференциации содержания, связанной с возрастом детей, может быть разведена учебная деятельность учащихся разных классов, либо организована совместная работа под руководством старших. Последнее целесообразно в том случае, если старшие повторяют, закрепляют, актуализируют материал, необходимый им для усвоения новых знаний и способов деятельности.

Реализация данного принципа на занятиях по химии возможна благодаря содержанию учебной программы, в которой идет последовательное развитие базовых химических понятий, усвоение ведущих идей, теорий, научных факторов. Например, понятие формируемые в 8 классе по строению атома, состоянию электронов в атоме, химической связи углубляется в 9, 10 классах, расширение знаний идет в 11 классе. Следовательно, по этим темам, возможно проводить разновозрастные учебные занятия с учащимися 8,9,10,11 классов.

Содержание учебных программ создает возможность для межпредметной интеграции химии с такими предметами, как физика, биология, экология, ОБЖ и др. Так, например, со спиртами учащиеся начинают знакомиться в курсе химии в 9 классе, влияние алкоголя на организм человека изучается в курсе биологии 8 класса, поэтому темой для интегрированного разновозрастного занятия может являться «Спирты, их влияние на организм человека».

2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей, что означает делегирование старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим товарищам в преодолении учебных трудностей и др.), а также приобретение учащимися допрофессионального опыта педагогической деятельности.

Часто значительная часть работы старших учеников с младшими осуществляется не на самом учебном занятии, а на этапе его подготовки. Учащихся, которые выполняют ряд педагогических функций и организуют работу микрогрупп, называют консультантами. Консультанты групп могут меняться в зависимости от изучаемого материала, потребностей и интересов детей, их взаимоотношений.

Так, например, при проведении разновозрастного занятия по теме «Основание» в 8, 9 классах (Приложение 1) в роли консультантов выступают учащиеся 9 классов, которые объясняют новый материал 8 классникам в микрогруппах. На занятии по теме «Физические свойства металлов» в 7,8,9 классах восьмиклассники являются консультантами для учащихся 7 классов (где химия преподается как пропедевтический курс).

Таким образом, старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика. В этой связи педагог должен:

- обеспечивать подготовку старших школьников как организаторов учебного занятия;

- консультировать руководителей групп;

- показывать значимость участия старших в организации разновозрастного занятия, подчеркивать их педагогическую роль на занятии;

- разъяснять организаторам занятия требования к выполнению тех или иных действий;

- вместе со старшими или организаторами групп обсуждать ход занятия, распределение ролей на занятии, способы организации познавательной деятельности в период подготовки и на самом занятии, методику оценки результатов работы групп и каждого ученика;

- с одной стороны, поднимать престиж консультантов, а с другой - стимулировать их ответственность и заинтересованность.

Важным средством педагогизации учебной деятельности являются привлечение учащихся к анализу своей работы, результатов учебного труда и организация рефлексии по ходу и в конце занятия.

3. Принцип взаимообучения, т.е. овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. Реализация данного принципа предусматривает:

- выполнение каждым учеником роли обучаемого и обучающего, что предполагает использование различных вариантов объединения классов, предусматривающих изменение ролевых позиций учащихся;

- использование в процессе обучения самооценки и взаимооценки как в ходе решения отдельных учебных задач, выполнения заданий, так и в конце учебного занятия при подведении итогов работы всей группы и каждого ученика;

- создание ситуации собственного успеха через успех другого ученика (при оценке работы консультанта учитываются успехи членов группы; старшие объясняют новый материал младшим, сами повторяя, закрепляя, актуализируя ранее изученное, а затем младшие представляют усвоение нового материала);

- определение самими учащимися трудностей и проблем, с которыми они столкнулись на занятии, выявление и анализ допущенных в работе ошибок.

4. Принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста.

Назовем некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста: постановка общей проблемы или задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех; использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска; формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть; выполнение микрогруппами творческих заданий как при подготовке, так и проведении занятий; совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований, театрализации.

На различных этапах занятия могут быть использованы специальные способы взаимодействия детей разного возраста.

При проверке домашнего задания:

- учащиеся старших классов подбирают или составляют вопросы и задачи для младших учеников, а затем принимают участие в опросе по ним;

- старшие проверяют и оценивают выполнение домашних заданий у младших; старшие в случае затруднений помогают при ответах младшим; младшие учащиеся привлекаются к прослушиванию и оценке ответов старших по доступному материалу (главным образом описательного характера);

- младшие задают в ходе опроса вопросы старшим.

При объяснении нового материала:

-старшие организуют выполнение лабораторных работ младшими учащимися;

-совместное моделирование лабораторного эксперимента.

При закреплении изученного материала:

- коллективное обсуждение прочитанной на уроке дополнительной литературы;

- организация учебных игр - соревнований;

- включение в уроки дополнительного материала;

- просмотр, обсуждение и комментирование фрагментов фильмов;

- индивидуальная помощь младшим в процессе закрепления и повторения материала на уроке или дома;

-совместное выполнение практических работ, решение экспериментальных задач.

При контроле знаний:

- проведение зачетов у младших старшими учащимися;

- разработка, проведение самостоятельных и контрольных работ с младшими, их оценка и анализ;

- взаимооценка, самооценка и самоконтроль.

Особое внимание учитель должен обратить на характер взаимоотношений, совместных действий, общение старших и младших. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в группе, а для этого необходимо.

5. Принцип оптимальности возрастного диапазона состава учащихся на учебном занятии. Педагогу важно решить, учащихся какого возраста целесообразно объединить на занятии. В психологии установлено, что оптимальный возрастной диапазон для эффективного взаимодействия учащихся - не более 3-4 лет (Е.И.Дымов и др.). При таком диапазоне имеются возможности для взаимодействия на основе сотрудничества, достаточно высокая срабатываемость детей в группе. Больший диапазон может привести к излишней опеке младших, а иногда и подавлению со стороны старших, снижению активности младших, создать дополнительные проблемы в организации совместной работы учащихся разного возраста.

Все вышеизложенные принципы взаимосвязаны и должны быть реализованы в комплексе. От этого зависит эффективность разновозрастного занятия.

Методические подходы к обучению химии в разновозрастных группах

Подготовка занятий в разновозрастных группах обучающихся

Разновозрастному занятию, в целом, присущи следующие признаки:

1. На занятии присутствуют, как минимум, учащиеся двух возрастов.

2. Основная цель занятия – развитие личности ребенка.

Образовательные задачи определяются как общие для всех учащихся, так и конкретные для учащихся младшего и старшего возраста; реализация их на занятии осуществляется в единстве. Приоритетными задачами разновозрастного занятия являются развивающие задачи: развитие интеллектуальной и практической сфер деятельности, развитие коммуникативных качеств, развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и т.п. В соответствии с поставленными задачами отбирается сходный по содержанию материал из учебных программ разных классов, определяются уровни его усвоения, материал должен быть научным и одновременно доступным для всех учащихся. Достижение поставленных целей и задач осуществляется путем создания необходимых условий для успешной реализации личности каждого учащегося на уроке, выбора наиболее эффективных средств и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Организация разновозрастного занятия предъявляет особые требования к учителю. Для успешной работы на таких уроках педагогу необходимы хорошие знания предмета, методики обучения, возрастной психологии и психофизических особенностей ребенка; высокая культура педагогического общения; умение организовать равноправный диалог между учащимися разных возрастов; умение регулировать процесс обучения при коллективном общении; умение реализовать приоритетные развивающие задачи разновозрастного урока.

Процесс подготовки можно представить в несколько этапов.

I ЭТАП - обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста на занятии и определение его темы.

Для этого педагогу необходимо.

1. Выявление возможностей для разновозрастного обучения в содержании учебного материала, что предполагает поиск ответа на вопросы:

-Какой учебный материал необходимо рассмотреть в каждом классе

в соответствии с программными требованиями?

-Какие вопросы можно изучать сообща учащимся разного возраста?

-Какие вопросы целесообразно изучать отдельно по классам?

-Где целесообразно организовать совместную работу на занятии?

2. Определение места занятия в тематическом планировании каждого класса.

Учитель уточняет, после каких тем изучается данный материал, какая связь существует по этой теме с учебным материалом по другим предметам.

3. Корректировка последовательности изучения тем.

Одним из самых проблемных вопросов для педагога, начинающего осваивать методику разновозрастного обучения на практике, является разрыв временного диапазона изучения учебных тем в курсе химии. Учебные планы и содержание материала позволяют осуществить корректировку и перестановку очерёдности изучаемого материала, не нарушая логику построения курса.

4. Определение темы занятия. Педагогу следует ответить на ряд вопросов:

-Как взаимосвязано содержание занятий в разных классах?

- Какая идея может объединить учащихся разных классов?

-Как сформулировать общую тему или проблему?

- Что хочет учитель добиться на таком занятии?

Желательно найти такую формулировку темы, которая была бы доступна и привлекательна для учащихся разных классов.

II ЭТАП - определение задач разновозрастного занятия: а) образовательных (общих для всех учащихся и конкретных для учащихся младшего и старшего возраста); б) воспитательных; в) развивающих.

Задачи каждого занятия триедины: образовательные, развивающие, воспитательные – и достигаются одновременно.

Образовательные задачи для каждой возрастной группы определены программными требованиями. При проектировании занятия педагогу необходимо тщательно спланировать учебную деятельность учащихся, чтобы освоение материала соответствовало требованиям стандартов образования. Решение воспитательных задач занятия направлено на формирование нравственных качеств у растущего и взрослеющего человека, связанных с отношением к людям, обществу, природе, труду и самому себе. Именно занятия в разновозрастных группах способствуют формированию отношений между детьми, детьми и педагогами, помогают освоить иные формы общения. Приобретая под влиянием воспитания глубоко осознанный и устойчивый характер, соответствующий духу общественной морали, эти отношения превращаются в социально ценные качества личности: человеколюбие, толерантность, справедливость, честь, долг, патриотизм и т.д. При отборе учебного материала занятия необходимо рассматривать воспитательные возможности художественных текстов или отрывков для анализа.

Особо остановимся на развивающих задачах, которые, прежде всего, предполагают следующее:

- развитие мотивационной, интеллектуальной и практической сфер деятельности;

- развитие организаторских и коммуникативных качеств;

- развитие навыков самоконтроля и оценочной деятельности;

- развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации;

III ЭТАП – отбор содержания учебного материала.

Для осуществления этого этапа важно рассмотреть степень совпадения содержания изучаемого в разных классах материала. При организации совместной учебной деятельности, прежде всего, возникает немало проблем, связанных с отбором общего содержания и совместных видов деятельности учащихся разного возраста. Здесь следует в большей степени обратить внимание на то, чтобы материал был научным и одновременно доступным для всех учащихся, и в то же время максимально развивал детей.

Возможны варианты совместной работы детей в РВГ:

-объяснение нового материала учащимися старшего класса младшим школьникам в микрогруппах или парах, осуществление ими контроля за усвоением знаний в форме фронтальной беседы;

-совместное выполнение лабораторного эксперимента;

-совместное моделирование лабораторного эксперимента, доказывающего различные физические свойства металлов;

-взаимопроверка результатов проверочной работы.

При планировании разновозрастного обучения педагогу необходимо знать, что с точки зрения дидактики речь идёт не об уроке, а об учебном занятии, где отсутствуют жёсткие временные рамки учебного процесса, место проведения занятия (на природе, в музее, медпункте, сельхозмастерской и пр.).

IV ЭТАП ПОДГОТОВКИ - планирование разновозрастного занятия: определение типа занятия, определение его структуры, подбор соответствующих общему содержанию способов и форм совместной учебной работы учащихся разного возраста, разработка конспекта занятия, изыскание возможности проведения занятия вне школы, приглашения специалистов или представителей социума.

V ЭТАП – подготовка консультантов, учащихся к занятию, собеседование с родителями, приглашенными. Занятие в разновозрастной группе предполагает совместное творчество учителя и учащихся, которые принимают активное участие в разработке и подготовке занятия. Главными помощниками становятся наиболее активные и подготовленные учащиеся, лидеры, которые могут взять на себя обязанности консультанта. Вместе с лидерами группы, консультантами учитель обсуждает задачи, которые они должны решить на занятии, развернутый план-сетку.

2.2 Типы и формы проведения занятий по химии

Типы разновозрастных уроков могут быть следующие:

Традиционной технологии

- комбинированное занятие;

- занятие изучение нового материала;

- занятие обобщения и систематизации знаний, умений, навыков;

- занятие контроля и т.п.

2. Нетрадиционные:

- занятия – путешествия;

- занятия с элементами театрализации;

- занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:

следствие, суд, патентное бюро, учёный совет, т. д.

- интегрированные занятия.

Например, занятие по теме «Основания» (Приложение 1) для учащихся 8 класса будет занятием изучения нового материала, а для учащихся 9 класса – занятием обобщения и закрепления знаний.

Существует несколько форм организации обучения:

- разновозрастные группы малого состава;

- разновозрастные пары;

- фронтальная;

- индивидуальная.

Организация взаимодействия детей разного возраста

Как показывает практика проведения разновозрастных занятий, большинство проблем возникает при организации совместной деятельности, общении детей разного возраста. Часто на занятии в разновозрастной группе, где присутствуют два или несколько классов, можно увидеть, что каждый выполняет свою часть работы, а взаимодействие, общение старших и младших по существу отсутствует, что естественно снижает воспитательную эффективность занятия. В то же время организация совместной деятельности детей не является самоцелью и реализует воспитательный и образовательный потенциал занятия, если педагог выполняет следующее:

обоснованно отбирает содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а также способы и средства, стимулирующие их совместную работу; разъясняет детям важность проведения совместного занятия, показывает полезность этой работы для всех классов и для каждого; помогает каждому присвоить общую цель работы и найти в ней личностный смысл; раскрывает значимость действий каждого для достижения общего результата и развития его личности, его личных успехов; использует различные формы и методы взаимодействия старших и младших, учитывая предыдущий опыт взаимодействия детей в учебной и внеучебной деятельности; обеспечивает динамику количественного и качественного состава микрогрупп, сменяемость ролевых позиций; четко и конкретно определяет содержание деятельности, функции, роль старших и младших на каждом этапе учебного занятия.

Опыт и научные исследования убеждают в том, что для взаимодействия детей разного возраста эффективной является организация коллективной познавательной деятельности, при которой создаются условия для проявления и развития каждого ребёнка.

Заключение

Анализ результатов реализации обучения в разновозрастных группах учащихся позволяет сделать следующие выводы:

- на таких занятиях дети проявляют себя в большей мере;

- они в большей степени способствуют развитию интереса к предмету;

- способствуют развитию коммуникативных навыков;

- на них есть возможность использования нетрадиционных форм и методов обучения.

Педагогические наблюдения показывают, что на занятиях в разновозрастных группах повышается работоспособность школьников, их активность. Такие занятия проходят на положительном эмоциональном фоне, а это очень важно, т.к. положительные эмоции являются «могучими побудителями и вдохновителями любой деятельности».

Занятия в разновозрастных группах являются естественными и педагогически целесообразными, способствуют стимулированию повышению эффективности

Категория: Биология
13.10.2016 22:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!