СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одарённые дети требуют от учителя особенного внимания и поддержки.
Современное общество ставит перед школой новые задачи. Сегодняшний день требует формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, креативной, активной и самостоятельной. Среди учащихся уже в начальной школе можно выделить тех детей, которые выделяются своими яркими, или, даже, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. В этом случае, мы говорим об одарённых детях, и образовательная организация ставит перед собой задачу создания оптимальных условий для развития такого ребенка.
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.[2]
Существуют и другие определения, в том числе, определяющие взаимосвязь со способностями. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающего успешность выполнения деятельности. [1]
Ребенка называют одаренным, как правило, если он преуспевает в учёбе, обладает высоким уровнем творческих способностей, или имеет успехи в определенных областях деятельности: спорте, музыке и т.д.
Можно привести пример различных классификаций видов одаренности. Выделяются, в том числе, такие виды, как: академическая и творческая, ярко выраженная и скрытая, спортивная, социальная и другие. Но в какой бы сфере не демонстрировал ребёнок свои достижения, для успешного развития одарённости необходимо создание насыщенной, эмоционально- положительной и культурно богатой среды, где посредством мотивации к деятельности и будет формироваться ситуация его успеха.
В работе с одарёнными детьми в начальной школе можно выделить, как минимум, три этапа. На первом педагог выявляет одарённых детей, используя различные варианты наблюдения за детьми, проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые предметно-ориентированные задания, оценивание продуктов творческой деятельности ребёнка. На втором этапе происходит создание условий для поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной и социальной самореализации.
Рассмотрим некоторые формы работ урочной и внеурочной деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей ребёнка. К ним можно отнести:
— нестандартные уроки (уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-проекты),
включение детей в исследовательскую деятельность, в которой им предстоит самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— нестандартные задания, требующие от ребенка принятия нестандартных решений,
— задания творческого плана,
— выставка творческих работ,
— участие детей в конкурсах, олимпиадах и конференциях,
— обеспечение базового дополнительного образования: организация факультативов и кружков,
— проведение научно-практических конференций.
На третьем этапе необходимо стимулирование и поощрение творческой активности ребёнка. Реализация данного этапа может происходить посредством стендов и выставок с достижениями детей, благодарственные письма родителям, своевременное устное поощрение ребёнка и т.п.
Работа педагога с одаренными детьми — процесс непрекращающийся, требующий постоянно обновляемых знаний, а также тесного взаимодействия с психологами, другими педагогами, администрацией и родителями. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача современного общеобразовательного учреждения состоит в том, чтобы увидеть и развить способность каждого конкретного ребёнка.
Список использованных источников:
Блинова В.Л., Блинова В.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-метод.пособ, Казань, 2010
Лейтес Н.С., Матюр-Бабаевина Т.М. психология одаренности детей и подростков.- М.: Издательский центр "Академия", 2000.
© 2019, Ибрагимова Диана Евгеньевна 286