СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт применения ИКТ в обучении математики в условиях перехода к ФГОС основного общего образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация:

В статье рассказывается о разработанной системе использования информационно – коммуникативных и образовательных технологий, способствующих развитию  универсальных учебных действий, в условиях перехода к ФГОС основного общего образования.

Ключевые слова:

Информационно – коммуникативные технологии, образовательные технологии, метапредметные   результаты образования, ФГОС основного общего образования, метод проектов, дистанционное обучение, интерактивные ситуационные задачи.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».2 Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Мы живём в эпоху, когда многие дети знают  о современных  технологиях гораздо больше, чем их учителя или другие взрослые. И именно поэтому  в условиях введения ФГОС общего образования становится актуальным вопрос о применении информационно-коммуникационных технологий  в различных школьных предметах.

Одним из основных положений ФГОС является формирование универсальных учебных действий. Использование ИКТ принципиальным образом расширяет возможности решения этой задачи.

          На уроках математики в нашей школе активно применяется метод проектов. В ходе проектной деятельности ребята получают не просто новые знания, но  создают учебный продукт, видят материальный результат своего труда. 

          Реализация любого учебного проекта  происходит с использованием  ИКТ.

По электронной почте учащимся рассылается приглашение на участие в проекте и  ссылка на страницу соответствующего учебного ресурса.

       Ребята самостоятельно изучают цели и задачи проекта, вопросы, которые необходимо решить в процессе его реализации, а также выбирают конкретную тему для исследования  в рамках проектной деятельности -  в зависимости от своих интересов и возможностей. Такая организация работы со школьниками способствует развитию из творческих способностей, создаёт условия для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

      Для составления регистрационных форм используюся Документы Google.

Ученики распределяются по группам, совместно составляют планы , используя ментальные карты  Bubbl.us, Mind42.com , в Документах  Google  составляют SWOT анализы, проводят визуальное ранжирование.

   Продуктами деятельности учеников становятся  вики статьи, презентации , рисунки Google , ленты времени Dipity.  

   На каждом этапе реализации проекта участники заполняют листы самооценки и карты оценивания работы групп.

 Метод проектов способствует формированию у детей навыков человека XXI века: ученик  не получает знания в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. У  учащихся  формируется  способность к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

    Учащимися Локнянской школы реализованы следующие проекты по математике  с использованием ИКТ:

«Задачи на движение», 5-6 класс; http://wiki.pskovedu.ru/Учебный_проект_по_математике_Задачи_на_движение  «Эти обыкновенные дроби», 5-6 классы; http://wiki.pskovedu.ru/Учебный_проект_"Эти_необыкновенные_дроби" «Координатная плоскость», 6 класс; http://wiki.pskovedu.ru/Учебный_проект_Координатная_плоскость «В мире треугольников» , 7 класс; http://wiki.pskovedu.ru/Учебный_проект_"В_мире_треугольников" «Живые последовательности», 9 класс; http://wiki.pskovedu.ru/Живые_последовательности. 

Применение ИКТ  при подготовке к региональному квалиметрическому мониторингу и  Итоговой  государственной аттестации по математике  гарантирует освоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно даёт возможность каждому ученику реализовать свои способности на более продвинутом уровне. В своей работе ученики используют интерактивные компьютерные средства «Живая геометрия», «Живая математика». Для этого мною подготовлены разработки и задания по ряду тем курса математики («Графики степенных функций», «Графический метод решения уравнений», «Задачи на построение плоских сечений многогранников» и др.). Мною создана коллекция демонстрационных материалов, позволяющих сделать более наглядным и доступным введение нового материала и тем самым создаётся более эффективное взаимодействие с классом.

Дети активнее работают на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности они чувствуют себя более успешными, поэтому она является для них более привлекательной.

 

Второй год в своей работе использую дистанционные средства обучения. Мною созданы электронный образовательные ресурсы «Живые последователь-ности. Материал к уроку алгебры» .  «Готовимся к ГИА по математике». https://sites.google.com/site/tichonovaelena51/glavnaa-stranica http://quatla.com/lms/moodle/course/category.php?id=14  

Работа в курсах  осуществляется  в режиме реального времени: ученики  выполняют задания, отрабатывая те правила, которые я даю. Они не выполняют задания, выписывая их в тетрадь, а делают то же самое на компьютере. В чём преимущество? Во-первых,  дети работают как в совместных документах, так и получают  индивидуальные задания. Во-вторых, работать на компьютере – это не то же самое, что списывать и выполнять задания в тетради. В-третьих, когда компьютер выдаёт ошибочно написанные решения, в большинстве случаев, их сразу же захочется исправить, можно просмотреть ход решения, нажав на одну кнопку, не прибегая к другим источникам информации. В четвёртых , весь теоретический материал урока находится на странице и ученик самостоятельно получает информацию, самостоятельно добывает знания.

Для формирования умений анализа ситуации и принятия решений  на своих уроках  использую технологию проектирования учебных задач в ИСО.

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Использование ИОС в педагогическом процессе способствует изменению форм взаимодействия ученика и учителя, а также изменению образовательного результата.  ИОС – это инструмент, направленный на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности. Эффект использования ИОС заключается в том, что она обеспечивает качественно новые параметры образования. Интерактивные ситуационные задачи являются переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации . Работа с ЭОР позволяет переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.  

Примеры ситуационных задач:

Предмет математика  Класс _5__ Тема «Старинные меры длины».

Бездетная женщина по совету колдуньи вырастила из зернышка тюльпана девочку в дюйм ростом — Дюймовочку. Колыбелькой для нее стала ореховая скорлупка, лодкой — лепесток тюльпана в блюде с водой и цветами, где девочка плавала и пела.  Какого роста была Дюймовочка?

Предмет математика Класс 6  тема «Диаграммы» (https://sites.google.com/site/interaktivush/lucse-odin-raz-uvidet-cem-sto-raz-uslysat )

В современном цифровом мире, с перспективой погружения в 3D-опыт, мы склонны забывать о том, что так долго писали исключительно чернилами по бумаге. Сейчас мы думаем об этом статичном и плоском способе как о некоем гражданине второго сорта, но на самом деле, на протяжении тех сотен лет, когда мы писали и печатали, нам удалось достичь невероятного уровня богатства знаний и опыта в области представления данных на бумаге. В виде чего  в современном мире можно представить информацию?

Результатом применяя информационных   технологий в учебном процессе  является то, что ученики приобретают  умения планировать свою собственную деятельность, умения управлять ею, оценивать и контролировать её; принимать  ответственность за свою деятельность. Получают умения организовывать  работу в коллективе, анализировать ситуацию взаимодействия, работать с письменными и устными текстами, анализировать себя, адекватно реагировать на допущенные ошибки , прогнозировать перспективы своего развития, умение презентовать себя и собственную деятельность.

 

 

Литературные и интернет-источники

1. Мастер-класс по разработке учебных ситуаций  https://sites.google.com/site/interaktivush/home 

2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Россий ской Федерации" .https://минобрнауки.рф/документы/2974

 

Категория: Математика
03.01.2015 13:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!