СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

           

Коллеги, неслучайно сегодня пойдет  речь о здоровьесбережении в образовании. Именно мы, учителя, в состоянии сделать для здоровья современного ученика зачастую больше, чем врачи. Мы должны формировать, прежде всего, у школьников стремление к ЗОЖ. А для этого нужно, чтобы каждый урок и внеучебная деятельность были нацелены на сохранение и укрепление здоровья ребенка. На мой взгляд, пассивное отношение нас педагогов к собственному здоровью в значительной степени определяет недооценку нашей педагогической деятельности в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Лозунг «Здоровый учитель - здоровый ученик - здоровая школа!», пожалуй, наиболее полно отражает конечную цель всего образовательного процесса.  

Хочу поделиться опытом работы городского МО учителей физической культуры города Чебаркуля. Оно насчитывает16 педагогов, половина из которых имеет высшую квалификационную категорию. У значительного большинства за  плечами многолетний опыт работы в школе. Это сплоченный, слаженный коллектив единомышленников, работу которых отличает высокий уровень ответственности и активная позиция в общем деле обучения, оздоровления и воспитания подрастающего поколения.

С уверенностью скажу, что на каждом уроке физической культуры, а особенно во внеучебной деятельности применяется личностно-ориентированный подход к школьникам. Учитель регулирует индивидуальную физическую нагрузку учащихся в зависимости от уровня подготовленности ребенка, для дальнейшего физического совершенствования,  развития и укрепления здоровья.

Мониторинг физической подготовленности учащихся в школах города проводится на протяжении нескольких лет на уроках физкультуры. Мы рассматриваем его не только как "наблюдение, оценку и прогноз", но и как активное вмешательство на основе полученной информации в процесс физического воспитания. Эта технология позволяет дать полную информацию о результатах учащихся всем заинтересованным субъектам процесса физвоспитания (учащимся, учителям физической культуры, руководителям учреждения, а также родителям).

 Позиция учителя физкультуры направлена на вовлечение учащихся в группы оздоровительной направленности, тренировочные группы для создания оздоровительного и спортивного эффекта. Учитель формирует у ребёнка собственную ответственность за своё здоровье. Помогает учащимся выработать свою стратегию на успех.

Как организовывается работа по сохранения здоровья школьника:

- внеклассная работа по подготовке учащихся к стартам различного ранга;

- выявление спортивной одаренности и способностей на уроках и во внеурочной деятельности;

- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования города.

            Как достичь этого, как помочь распознать и направить каждого ребенка по пути осознанных решений к занятиям физкультурой и спортом. Эти и многие  другие вопросы решаем через внеурочную форму работы. В школах нашего города учителями физкультуры проводится огромная работа по здоровьесбережению по следующим направлениям:

  • Профилактика утомляемости школьников (разрабатываются физкультминутки, проводятся динамические перемены, часы здоровья).

-     Туристические слеты (ежегодно в начале и конце учебного года).

-     Дни Здоровья (не менее  4-5 раз в год).

-     Агитация и пропаганда по вопросам здорового образа жизни:

  • оформление классных и школьных «Уголков здоровья»;
  • в фойе школ организованы стенды спортивных достижений, галерея спортивной славы школы, ведется хронологическая летопись спортивной славы школы (пример МОУ СОШ № 1, 2,7);
  • проводятся классные часы, викторины, круглые столы, беседы с учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
  • Участие в спортивных мероприятиях в рамках Всероссийской акции « Мы выбираем спорт как альтернативу вредным привычкам! », профилактической  акции  «За ЗОЖ среди несовершеннолетних».                                                                                                                                      
  • Участие в военно-патриотическом месячнике.

-     Ежегодные декады в образовательной области «Физическая культура», включая обязательную олимпиаду по предмету с 5-11 класс.

-     Спортивные школьные праздники с привлечением родителей, выпускников и шефов школ.

-     Школьная спартакиада, в программу которой включена национальная подвижная игра «Русская лапта».

-     Ежегодная работа учителей физкультуры  в городском летнем и зимнем оздоровительных лагерях и вечернем клубе «Подросток».

-     Ведется активная работа в школьных спортивных клубах.

-     Проводится огромная работа по вовлечению учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях.

  • Участие всех школ города в ежегодном « Всероссийском дне здоровья » (7 апреля)
  • Подготовка и участие сборных команд  школ в городской спартакиаде и  кубковых соревнованиях по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, футболу, хоккею на валенках, плаванию, стрельбе, лыжным гонкам.

     Результатом этой работы является участие городских школьных команд в 40 спортивных соревнованиях в год.

     Назрела ситуация для поиска новых подходов, путей и содержательных  форм в работе с детьми во внеурочное время в ключе ФГОС. На одном из заседаний городского методического объединения учителей физкультуры было принято  решение,  пересмотреть содержание проведения городской круглогодичной спартакиады учащихся общеобразовательных учреждений и с 2011-2012 учебного года все школы города включились в участие во Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и «Президентские игры ».  Цель данных стартов - привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирования ценности здорового образа жизни, повышения качества учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы во внеучебной деятельности в школах.

С  1 сентября 2011 первые  классы всех школы России перешли на новый Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Стандарт, который ставит во главу угла здоровье ученика. И не только ученика, но и других не менее важных участников образовательного процесса - учителя и родителей.

С введением ФГСНОО и ФГОСООО направление здоровьесбережения  школьника становится одним из центральных. Пусть уж лучше ребенок лишний раз подвигается и получит  физическую нагрузку, чем выучит еще одну теорему. Слишком велик риск, что при недостатке физических нагрузок у него потом сил не хватит на эти теоремы. Если не принимать меры по этому вопросу, вопросу сохранения здорового человека, нас ждет эпидемия ожирения, как в странах Запада. Причины те же, они нарастают, и если на Западе это удел определенных слоев населения - «белые воротнички» все же заботятся о своей физической форме, то у нас такой культуры нет, и единственный выход  - насаждать ее в школе.

            С 1 сентября 2010 года МОУ СОШ № 1  города Чебаркуля вступила в  апробацию ФГОС НОО в 1А классе (классный руководитель Занкина М.В.). Класс получил прекрасную возможность занять детей 10 часами внеучебной деятельности в неделю.  Два часа, из которых были направлены на спортивно-оздоровительное направление, на кружок ОФП под руководством молодого учителя физкультуры Глухина А.А..   Занятия проходили в интересной игровой форме,  на свежем воздухе, а при плохой погоде - в зале и со второго полугодия  в плавательном бассейне. По итогам года отмечена положительная динамика. Ученики 1г класса заметно отличались целеустремлённостью и собранностью. По показателям тестирования уровня физической подготовленности - гораздо выше сверстников в  параллели. Процент заболеваемости ниже, чем в др. первых классах. Внеурочная деятельность позитивно повлияла на разностороннее развитие первоклассников, способствовала развитию у учащихся познавательной и оздоровительной мотивации. Это ли не результат работы учителей по выполнению требований Стандарта?

В  МОУ СОШ № 1 созданы хорошие условия для физического развития  учащихся. Работают два спортивных зала, школьный стадион с беговой дорожкой 200 метров и футбольным полем. Имеется открытый корт с разметками для игры в  «Перестрелка», «Русская лапта», площадка с резиновым покрытием для игры в мини-баскетбол. Каждый ученик обеспечен лыжным и игровым инвентарем. В учебный план 3-й урок физкультуры добавлен уже не первый год. Этот час используется на углубленное изучение спортивной игры волейбол, лыжные гонки и подвижной игры «Русская лапта».  Очевиден результат третьего часа. Сборные команды юношей и девушек  нашей школы в течение многих лет удерживают ведущие позиции в городских соревнованиях по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, победители муниципального этапа «Президентские состязания» и «Президентские игры ». 

В период с января 2011 года наша школа приняла участие в эксперименте по апробации форм взаимодействия со спортивными сооружениями города по введению третьего час  физкультуры. Совместно с МУ «Физкультура  и Спорт» и МУ «Ледовый дворец» была проведена и отработана модель по ведению третьего часа физкультуры на данных спортсооружениях. МОУ СОШ №1 был присвоен статус экспериментальной  площадки по отработке взаимодействия по ведению 3-го часа физкультуры на базе спортсооружений города. Между МОУ СОШ № 1 и спортсооружениями были заключены договора, обеспечивающие необходимые условия для проведения апробации эксперимента, составлено расписание занятий на спортивных объектах, определены лица, ответственные за проведение уроков физической культуры. Определен перечень категорий обучающихся, которым занятия на спортивных объектах предоставлялись на безвозмездных и льготных условиях. Дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - участвовали в учебном процессе на безвозмездных условиях; а все остальные обучающиеся - на льготных условиях (на уровне 50% от стоимости взрослого посещения).

В школе прошли родительские собрания, где до сведения родителей была донесена вся информация об организации занятий на спортсооружениях; проведено анкетирование среди родителей и учащихся.

            Урочный процесс был выстроен следующим образом: 1. Третий час физкультуры проводился 1 раз в 2 недели. 2. Для уроков плавания и обучению катанию на коньках были разработаны и утверждены инструкции по правилам поведения на занятиях, были разработаны программы. 3. Занятия с учащимися проводились с учетом их подготовленности и   состояния здоровья. Класс делился на 2 группы: 1 группа - это дети умеющие плавать или кататься на коньках, и 2 группа- не умеющие плавать или кататься на коньках , а также дети отнесенные к подготовительной группе здоровья. Занятия проводили тренеры инструкторы. Мы, учителя Долматова Е.А., Жукова А.Н. и Глухин А.А., организованно приводили - уводили учащихся к месту занятий и становились помощниками в организации учебного процесса. Эксперимент позволил повысить интерес учащихся к уроку физкультуры, смотивировал учащихся записаться в спортивные группы плавания при ДЮСШ № 1.

Результаты проведенного тестирования, анкетирования, педагогических наблюдений в ходе эксперимента систематизированы и свидетельствуют о следующем:

  • уровень физической работоспособности в экспериментальных группах отмечен как средний и выше среднего;
  • показатели уровня физической подготовленности учащихся в экспериментальных группах на основании анализа тестирований на начало и конец года по скоростно-силовым, силовым показателям и гибкости отмечен как средний и выше среднего;
  • состояние уровня здоровья в экспериментальных группах (анкеты самооценки) составил: отлично - 55%, хорошо - 35%, удовлетворительно -15%, неудовлетворительно- 0 %.
  • Развивать у нового поколения стойкие навыки ЗОЖ, желания регулярно заниматься физкультурой и спортом.
  • г;
  • Привносить в образовательные технологии здоровьесберегающие элементы. Повысить мотивацию педагога к сохранению своего собственного здоровья.
  • 1
  • ч
  • Более полно и качественно использовать педагогические средства, формы и методы для решения проблемы здоровьесбережения.                                                                                        1|
  • Использовать спортивные объекты в качестве межшкольных центров для проведения уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы, если такое возможно.
  • Физическое развитие школьников в школах осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Развивать у них стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

            Продолжая свою работу, учителя нашего методического объединения ставят перед собой следующие задачи:

            Хочется пожелать все педагогам найти  понимание и поддержку в собственном коллективе. Тогда и родители нас поймут и поддержат.

Также хочу поблагодарить всех своих коллег – учителей физической культуры г Чебаркуля за большую и самоотверженную работу, которая позволяет нам достигать определённых качественных результатов в образовании и воспитании наших воспитанников, в развитии и совершенствовании наших школ. В этом успехе - труд каждого из нас.

 

 

Категория: Физкультура
08.01.2015 16:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!