СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация досуга средствами физической культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы заметно увеличилось количество физически ослабленных детей.

Проблемы экологии, некачественное питание, низкий уровень двигательной активности, а также занятость родителей, - все это влияет на здоровье детей. Многие родители больше увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о здоровье физическом и психическом, не могут понять, что именно это является в настоящее время особенно значимым.

Физическая культура в различных формах ее проявления может быть частью культурного досуга и тем самым формой здорового образа жизни. Физкультура – это один из компонентов здорового образа жизни. В современное время люди разных возрастов, представители различных профессий выбирают спорт как форму организации своего свободного времени и тем самым способствуют поддержанию здорового образа жизни. Данная тема является актуальной еще и потому, что наше государство активно пропагандирует спорт и здоровый образ жизни.

Формы физической культуры для организации культурного досуга и здорового образа жизни.

Физическая культура рассматривается в двух направлениях: физическое воспитание и физическое развитие.

Физическое воспитание включено в систему образования и воспитания. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.)

Физическое развитие — это биологический процесс становления. Физическое развитие управляемо - С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Кроме того, физическое развитие зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать особенности физического развития. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие человека, но и успешность освоения профессии и т. д.

Виды физкультуры:

· Профессионально-прикладная. Благодаря профессионально-прикладной физкультуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.

· Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма

· Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни.

Под основными функциями физической культуры можно понимать объективно присущие ей свойства воздействовать как на человека, так и на другие сферы общественной жизни. Принято различать общекультурные и специфические функции.

К общекультурным относятся следующие функции:

· функция духовного воспитания - Поскольку человек един во всех своих проявлениях, то его физкультурно-спортивная деятельность затрагивает не только сердечно-сосудистую и нервно - мышечную системы, но и всю духовную сферу: мышление, восприятие, память, внимание, поведение, мораль и др.;

· экономическая функция - с одной стороны физическая культура как отрасль народного хозяйства, требует для своего развития финансовых затрат, с другой выступает как одна из довольно выгодных сфер капиталовложений;

· функция досуга - как известно, досуг - это свободное от основной работы время, используемое человеком для своего духовного и физического развития, для самообразования к физической культуре. У одних она становится обязательным компонентом их образа жизни, другие используют ее эпизодически, а в жизни третьих она практически отсутствует (они никогда не находят свободного времени для занятий, ошибочно считая их бесполезной тратой времени).

В настоящее время в сфере досуга физическая культура используется в двух направлениях:

1.активные занятия физкультурой и спортом, позволяющие удовлетворять разнообразные индивидуальные интересы и потребности людей. Например, развивать физические качества, компенсировать дефицит физических нагрузок, поддерживать уровень физического состояния, развлекаться, общаться и т. д.

2.опосредованное «потребление» физической культуры через различные средства массовой информации, а именно чтение спортивной прессы, прослушивание спортивных репортажей, просмотр спортивных передач, посещение стадионов в качестве зрителя. Конечно, такие формы досуга не идут по своей реальной пользе ни в какое сравнение с активными занятиями физическими упражнениями, но их нельзя считать бесполезной тратой времени;

Определение культурного досуга. Формы физической культуры для организации культурного досуга.

Прежде всего отметим, что культурный досуг является не только средством борьбы с негативными поступками людей, но он способен сформировать в обществе достойную культурно досуговую среду.

Таким образом, досуг* – это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора занятий и в то же время целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т. д.

Досуг, который не может быть случайным, называется избирательным, он становится основной целью. Здесь исчезает желание минимизировать время, так как идет интересный событийный духовный процесс, в который человек погружается полностью. Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая социально-культурная сфера, кроме того, дает субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что физическая культура, а именно, занятие спортом является формой организации культурного досуга.

Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры характерен и для спорта. Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в тоже время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений.

Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Классификация видов спорта

1.виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным напряжением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных способностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, борьба, плавание и др.).

2. виды спорта, основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и т. п.). Спортивный результат в этих видах спорта во многом зависит от умения эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления.

3. виды спорта, двигательная активность которых жестко лимитирована условиями поражения целей из специального оружия (стрельба, дартс).

4. виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамоделирование, автомоделирование);

5.виды спорта, в которых отсутствует двигательная деятельность, но результат зависит от абстрактно-логического мышления (шашки, шахматы).

Итак, мы пришли к заключению, что физическая культура оказывает влияние на самые важные стороны жизни людей. Причем это влияние ощущают на себе не только люди, занимающиеся физическими упражнениями, но и те, которые не вовлечены в сферу ее воздействия.

Физическая культура, приобретая массовый характер, становится серьезным общественным явлением. Можно смело утверждать, что к физической культуре относятся все те виды спорта, основным содержанием которых является двигательная деятельность, где результат зависит от физических способностей. Такие виды спорта, как шашки, шахматы, радио спорт, авиамодельный спорт не относятся к физической культуре из-за отсутствия в них двигательной активности. Тем не менее эти виды спорта так же являются частью культурного досуга и многие люди предпочитают данные виды спорта в качестве проведения свободного времени.

Категория: Физкультура
29.03.2022 14:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!