СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с обучающимися с нарушением слуха во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

В активизации познавательной деятельности неслышащего, в плане достижения высокого качества ее отражения, на первый план выступает специальная работа по развитию чувственного опыта ребенка. И.М. Соловьев указывает, что чувственное познание непременно сопровождается развитием абстрактной мысли и естественным образом влияет на формирование понятийного мышления, лежащего в основе всей учебно-познавательной деятельности.

Развитие сенсорной базы глухого ребенка, как компенсация недостатков речевого и общего развития, позволяет направить мысль ученика от созерцательной деятельности к самостоятельным размышлениям, сформировать у него ответственное отношение к учебе, глубокому усвоению изучаемого материала.

Различная степень поражения слухового анализатора и разное время его возникновения, неодинаковые условия дошкольного обучения и воспитания глухого ребенка создают противоречие между ходом индивидуальной познавательной деятельности каждого ученика и общим ходом учебного процесса, направленного на обеспечение высокого уровня развития глухих учащихся. [1]

Специфика обучения в школе для глухих способствует индивидуальному развитию неслышащего учащегося, формированию у него потребности в интенсивном постоянном учении. С приобретением знаний преобразуется познавательная деятельность учащихся, а развитие у них компенсаторных возможностей, формирование словесной речи как средства общения и познания являются неотъемлемыми категориями сущности процесса обучения в школе для глухих.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися во внеурочное время является одним из принципов, который заложен в основу успешного обучения и последующей адаптации и социализации неслышащих. [1]

Коррекционно-развивающая работа не может проходить за рамками схемы образования: обучение, воспитание, развитие. Под коррекционно-развивающей работой понимают систему медицинских, педагогических, психологических мероприятий, способствующих полноценному развитию всех детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации в целом.

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности предполагают поисковую работу путем включения учащихся в индивидуальные и групповые образовательные проекты, в ходе которых решаются учебно-воспитательные и развивающие задачи: выявление мотивированных к исследовательской деятельности учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала, формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе поиска и выполнения исследования, развитие творческих и мыслительных способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков, расширение кругозора, формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности, развитие умения работать с разными источниками информации, совершенствование речевого развития обучающихся. Проектно-исследовательская деятельность является составной частью образовательного процесса, интегрированной программы общего и дополнительного образования, внеклассной работы.

Коррекционно-развивающая работа занимает центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе. Коррекционно-развивающая работа имеет самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях. Среда обусловливает общественные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащихся, их социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.[2]

Вся система коррекционно-развивающей работы в коррекционной школе-интернате направлена:

  1. На реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития.

Коррекционно-образовательная система школы ориентирована на весь состав учащихся и обусловлена желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу:

- обучающиеся с нарушенной слуховой функцией;

- обучающиеся с задержкой психического развития;

- обучающиеся с нарушением интеллекта;

- обучающиеся с глубокой умственной отсталостью.

2. Коррекционно-развивающая работа - это комплексная работа по оказанию помощи разным детям с ограниченными возможностями здоровья и направлена на создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности.

3. Коррекционно-развивающая работа направлена на социальную адаптацию обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение внеклассных занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и всестороннего развития;

- организацию и проведение самоподготовки;

- организацию и проведение внеклассных мероприятий, прогулок, экскурсий и др.

Внеклассное занятие по своему назначению и программному материалу является одной из форм деятельности, в которой заложена тесная связь с уроками образовательного цикла. В школе проводятся занятия, направленные на формирование навыков самообслуживания, социальную и бытовую адаптацию, развитие коммуникативной функции. Основной задачей внеклассных занятий является формирование навыка общения и адаптации к окружающему миру. [2]

Самостоятельная учебная работа на самоподготовке преследует цель выработки навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности обучающихся. При этом возникают новые возможности в развитии у детей положительного отношения к учебе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.

Важное место в системе коррекционно-развивающих технологий принадлежит внеклассным мероприятиям, познавательным экскурсиям, прогулкам. Это и посещение кружков, выставок, различных мероприятий в школе и за ее пределами, взаимодействие с различными организациями по проектам, игры на свежем воздухе. Все мероприятия направлены на коррекцию имеющихся недостатков детей, на всестороннее развитие, на желание и умение общаться с окружающими людьми. [2]

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы, которая реализуется в различных формах, с применением разнообразных методов и средств. Именно во внеурочной деятельности, не ограниченной строгими рамками урока, заложен огромный интегративный потенциал. [3]

Стандарт указывает, что формы, методы и средства организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательная организация. Традиционные формы реализуются в зависимости от того, как организованы обучающиеся: участвуют ли во внеурочной деятельности отдельные обучающиеся, небольшие группы или весь коллектив обучающихся. С учетом этого предлагаются такие формы как индивидуальная и групповая [5]. К индивидуальной форме относятся: практические занятия с обучающимся, индивидуальная подготовка обучающегося к участию в мероприятиях и др. Индивидуальная форма уместна тогда, когда обучающийся обладает творческими способностями, но требует непрерывной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, пошагового контроля и многократности повторения. Используя индивидуальный подход, педагоги подбирают для обучающихся конкретную деятельность, которая положительно влияет на личность ребенка и имеет большое коррекционное значение [4].

Мероприятия, внеклассные занятия, самоподготовка в школе проводятся с учётом особенностей психофизиологического развития и индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья по нескольким направлениям:

- адаптация и социализация детей в образовательной среде, развитие сферы межличностных отношений ребенка;

- развитие познавательных процессов на основе формирования высших психических функций (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи);

- развитие эмоционально-волевой сферы, развитие мотивации обучения;

- ранняя профилактика и своевременная коррекция недостатков и отклонений в психическом и личностном развитии детей, сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.

При организации коррекционной работы во внеурочное время педагоги используют передовые технологии, внедряют инновационные формы и методы работы, используют на занятиях различные виды игровой деятельности.

На занятиях и самоподготовке формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;

- умение осуществлять взаимный контроль;

- умение оценивать правильность выполнения задания сверстников.

Обучая и воспитывая неслышащих детей, педагог формирует бытовые понятия; организационные умения и навыки, умение работать в коллективе. В решении задач речевого общения создаются благоприятные условия для формирования и закрепления навыков разговорной речи. Содержание коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:

- соблюдение интересов ребёнка;

- системность;

- непрерывность;

- вариативность;

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- принцип дифференцированного подхода;

- принцип доступности предлагаемого материала.

Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение обучающихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т. д. [2]

Успешность коррекционно-развивающей работы зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы. Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса обучения и воспитания, направленного на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создания предпосылок социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Методы и приёмы, относящиеся к методикам коррекционного развития слабослышащих обучающихся во внеурочное время, постоянно применяются в работе, им уделяется большое внимание, особенно при работе с обучающимися начальной школы.

Метод внеклассных занятий выдаёт стабильно высокие результаты по получению и закреплению социально-бытовых навыков обучающихся.

Организация и контроль самостоятельной учебной работы увеличивает степень дисциплинированности обучающихся, ориентирует их на высокий индивидуальный результат, облегчает дальнейший образовательный процесс.

Внеклассные мероприятия дают обучающимся возможность расширить кругозор, представления об окружающем мире. Акцент на данный метод уместно делать с позиций того, что многие обучающиеся проживают в интернате, и до поступления в школу, зачастую не имели возможности посещать познавательно-развлекательные мероприятия, например, в связи с отдалённостью района или населенного пункта проживания, а также в связи с минимальным наличием у родителей знаний по педагогической работе со слабослышащими и глухими детьми.

21.02.2019 10:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!