СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования языковой речевой культуры учащихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода. Яркая, образная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка.

Обучение по всем учебно-методическим комплектам в начальной школе начинается с усвоения понятий «язык», «речь», «предложение», что в дальнейшем является базой для обучения грамоте, что в свою очередь служит основой для формирования устной и письменной речи, обогащения лексического и грамматического строя речи, её стилистической дифференциации.

По данным официальной статистики от 20% до 30% учащихся начальной школы и до 40% детей подросткового возраста не в состоянии усвоить программу общеобразовательной школы за отведенное время в необходимом объеме. В общеобразовательной школе большинство этих детей обучается в специальных (коррекционных) классах. Программы обучения в таких классах построены с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития. Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии. Речевые нарушения учащихся начальных классов являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения чтением и письмом, а на более поздних этапах – в усвоении знаний по русскому языку и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы.

У детей с задержкой психического развития оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушено смысловое программирование речевой деятельности. В различной степени нарушены уровни речевого высказывания: смысловой, языковый, сенсомоторный.

Задача учителя выявить имеющиеся у ребенка нарушения речевой деятельности, выработать систему по коррекции нарушений, закреплению правильных речевых навыков, формированию практического уровня языка, изучению языковых явлений и закономерностей, что является необходимым условием для развития языковой речевой культуры.

Нарушения речи учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) носят системный характер, они затрагивают как фонетико – фонематическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Коррекция нарушений звукопроизношения в большей степени ложится на работу учителя-логопеда.

Коррекция же нарушений лексико – грамматической стороны речи является совместным направлением работы педагога и учителя-логопеда.

К особенностям лексики детей с ЗПР относятся:

- бедность словарного запаса;

- неточность в употреблении слов;

- трудность актуализации словаря;

- преобладание пассивного словаря над активным;

- несформированность структуры значения слова;

- нарушение процесса организации семантических полей.

Наиболее важными причинами бедности словарного запаса является низкий уровень познавательной деятельности, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в контактах, а также слабость вербальной памяти.

Работа по развитию лексики проводится в следующих направлениях:

1) обогащение словарного запаса,

2) уточнение значения слова,

3) расширение семантики слова.

Работа строится в соответствии с наличием того или иного нарушения:

Нарушение

Коррекция

1. Незнание названий многих предметов, частей предметов (н-р: обложка, страница, рама, будильник)

Формирование представлений об окружающих предметах и явлениях.

2.Преобладание существительных с конкретным значением, трудность усвоении слов с абстрактным значением.

Включение в речь слов с абстрактным значением.

3.Отсутствие в речи слов обобщающего характера (н-р:мебель, посуда,обувь)

Примерные задания: «Назови одним словом», «Найди лишнюю картинку», загадки с использованием обобщающих слов.

4.Ошибки в обозначении детенышей животных (н-р: у кошки-киска, у собаки-собачонок, щененок)

Игровые упражнения «Чей ребенок?», «Найди ребека маме».

5. Ограниченное употребление глаголов.

Игры: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Какие звуки издает», «Кто как ест», «Кто что делает».

6.Незначительное количество глаголов с приставками.

Упражнения по дифференциации глаголов противоположных по значению, возвратных и невозвратных глаголов по парам картинок по этим действиям.

7. Редкое употребление прилагательных (н-р:длинный, короткий, высокий, низкий, узкий, широкий)

Использование таблиц прилагательных: основных цветов, величины, формы, высоты, толщины, ширины, вкусовых качеств, веса, качества поверхности.

8. Отсутствие в речи слов, обозначающих внутренние качества человека.

Игры «Театр», «Маски», синонимические и антонимические ряды.

9. Ограниченное употребление наречий (в основном: потом, там, тут)

Знакомство с различными наречиями через игровые упражнения «Горячо, тепло, холодно».

10. Замена слов по семантическому сходству (н-р: высокий, толстый – большой)

Приемы: описание предметов по форме, величине, цвету и т.д., добавление прилагательных в предложение н-р: Груша сладкая, а лимон …Молоко жидкое, а сметана…

11. Смешение слов одного рода, вида (словом «ботинки» называют и сапоги, и ботинки, и туфли, и калоши)

Игры «Подбери пару», «Для чего предмет»

12. Недостаточная сформированность семантических полей.

Игры «Путаница», «Почему нас так назвали», «Грамматическая арифметика»

Расширение и обогащение словаря детей с ЗПР должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи. Нарушения грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения заданий по словоизменению и словообразованию, а так же составлению предложений и практически в отсутствии связной речи.

Коррекция и формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

1) формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;

2) развитие навыков словоизменения и словообразования;

3) развитие связной речи.

Работа над предложением.

В процессе работы над формированием структуры предложения необходимо учитывать этапы формирования умственных действий, выделенные П.Я.Гальпериным (формирование действия во внешнем, в речевом, во внутреннем планах). При построении предложений большое значение имеет опора на внешние схемы. Для наглядности используют карточки в виде прямоугольников одинакового размера: существительные, являющиеся подлежащим, обозначаются на прямоугольнике одной чертой; глаголы, являющиеся сказуемым, двумя чертами, все остальные слова – прямоугольниками без графических изображений. Работа начинается с простого нераспространенного предложения, постепенно структура предложений усложняется. Полезной является работа по распространению предложений прилагательными. Формирование структуры предложения осуществляется в тесной связи с развитием словоизменения и словообразования.

Развитие навыков словоизменения и словообразования

В процессе этой работы обращается внимание:

- на изменение существительного по числам, падежам,

- на употребление предлогов,

- согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного,

- изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам.

Работа над усвоением форм проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов и т.д.

Развитие связной речи

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Связная речь формируется постепенно на основе диалогической речи в ходе ситуативного общения. Ученик должен научиться слушать и понимать вопросы, правильно, точно отвечать, сам задавать вопросы. Основными приемами развития связной речи являются беседа и театрализация. Использование приемов игр-драматизаций, театрализованных представлений способствуют совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребенка в целом.

В качестве коррекционных занятий по развитию речи и решению коррекционных задач в системе проводятся уроки речевого творчества.

Урок речевого творчества – это попытка интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения. Примерная структура занятия включает в себя: формулировка темы учащимися, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей, орфографическая минутка, языковые игры, веселая минутка, речевое творчество. Приведем пример одного из таких занятий.

Занятие «Моя осень»

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

- Используя шифр, прочитайте тему нашего занятия.

О М Я С Н О Ь Е

2 1 3 2 4 1 5 3

- Итак, какая у нас тема занятия? (Моя осень)

II. Лингвистический этап

1. Эмоциональная речевая разминка

- Произнесите скороговорку с разным настроением: бодро, сердито, сонливо.

Веселей Савелий сено пошевеливай.

- В какое время года заготавливают сено? (Летом)

- Какие домашние животные едят сено? (Лошади, коровы, кролики)

2. Разгадывание загадок

- Отгадайте осенние загадки.

Листья падают с осин, скользит по небу острый клин. (Журавли)

Гуляю я и в дождь, и в зной: характер у меня такой. (Зонт)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Меня частенько просят, ждут,

а только появлюсь – и прятаться начнут.(Дождь)

Седой дед у ворот всем глаза заволок. (Туман)

3. Разгадывание ребусов

- Какие слова здесь зашифрованы? Разделите отгадки на слоги.

БЕ О 5, А

РЕЗОВИК (подберезовик) (опята)

4. Игра «Почему нас так назвали?»

- Какие грибные «имена» вы знаете? Почему люди так называют грибы?

5. Составление словарика грибника

- Вспомните как можно больше слов на тему «Грибы», произнесите их по слогам и запишите. (Грибник, грибница, корзина, лукошко, подоисновик, подберезовик, …)

6. «Грибной кузовок»

- Соедините ножки и шляпки грибов вместе. «Шляпки» – это начало слова, «ножки» - это конец слова. (Масленок, волнушка, сыроежка, лисичка, рыжик, грузди)

7. Игра «Четвертый лишний»

- Найдите лишнее слово, объясните почему оно лишнее.

Осень лисички тучи

Дождь подберезовик туман

Вьюга подосиновик айсберг

Листопад мухомор ненастье

8. Веселая физ.минутка «Листочки»

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.

Снова ветер набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю снова сели.

III. Литературоведческий этап

  1. Рассказ учителя

- Природа всегда прекрасна, в любое время года. Осень у каждого человека своя. Свое отношение к осени через слово выражают поэты и писатели. Послушаем стихотворения и рассказ об осени.

2. Выразительное чтение стихотворений об осени наизусть.

3. Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой лес». Беседа по тексту.

4. Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень».

- Художники пользуются своими средствами выразительности – цветом, линией, формой. «Золотая осень» - так назвал свою картину выдающийся художник-пейзажист И.И.Левитан. каковы ваши впечатления от увиденного на картине?

5. Слушание музыки. Беседа.

- Композиторы пишут музыку, и звуки рассказывают нам, что чувствует и о чем думает автор. Петр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, написал «Осеннюю песню», которая входит в фортепианный цикл «Времена года».

- Какие чувства и впечатления появились у вас при слушании музыкального произведения?

IV. Составление рассказа на тему «Моя осень» по плану

План 1

1.Пришла осень. 2.Цветной наряд осени. 3.Звуки осени. 4.За что я люблю осень.

План 2.

1.Золотая осень. 2.В парке. 3.Букет из листьев. 4.Моё отношение к осени.

V. Итоги занятия

07.12.2015 21:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!