СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности системно-деятельностного подхода при работе по УМК «Начальная школа XXI века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой Концептуальной основой образовательных стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, обеспечи-вающий: • формирование готовности личности к саморазвитию и непре-рывному образованию; • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; • построение образовательного процесса с учётом индивиду-альных возрастных, • психологических и физиологических особенностей обучаю-щихся. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматрива-ется как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобра-зования и его результат. Из вышесказанного следует, что Системный + = системно - деятельностный подход деятельностный Соединение этих подходов и является основой ФГОС НОО. Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. В процессе деятельности обучающийся осваивает УУД, развивается как личность. Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Реализация деятельностного подхода в практическом препода-вании возможна при любой из действующих программ и обеспечи-вается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом со-держание и формы своей учебной деятельности, понимает и при-нимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образова-ния на максимальном для него уровне (определяемом зоной бли-жайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государст-венного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалого-вых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение уча-щимся собственного опыта творческой деятельности. Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в пере-ходе: - от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; - от "изолированного" изучения учащимися системы научных поня-тий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных за-дач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов); - от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправ-ленной организации и планомерному формированию, созданию ин-дивидуальных образовательных траекторий; - от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решаю-щей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения" Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – со-вместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом со-трудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. При осуществлении системно - деятельностного подхода в обра-зовании во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от учителя организации следующих условий: • создание проблемных ситуаций, активизация творческого от-ношения учащихся к учебе; • формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); • обеспечение учеников необходимыми средствами решения за-дач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых дости-жений; • организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества . Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть способ, кото-рый помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание. В настоящее время работаю по программе «Начальная школа XXIвека». Программа «Начальная школа XXI века» – результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра на-чальной школы, Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образо-вания (руководитель проекта - Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор). Предпосылками для её создания стали: основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В.Запорожца, концепция перспектив-ной начальной школы (А.М. Пышкало, Л.Е. Журова, Н.Ф. Виногра-дова). Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.). УМК «Начальная школа XXI века» включает в себя учебники по следующим учебным предметам: - Обучение грамоте и чтению. Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А. - Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Куз-нецова М.И. - Литературное чтение. Автор:Ефросинина Л.А. - Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др. - Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др. - Технология. Автор:Лутцева Е.А. - Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермо-линская Е.А. Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации. В УМК реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнооб-разной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, что УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компо-ненты учебной деятельности. Идея построения обучения младших школьников на основе учебной деятельности принадлежит теоретикам развивающего обу-чения. Вместе с тем, авторы "Начальной школы ХХI века" поставили своей задачей разработать методику такого типа обучения для массовых школ России, независимо от местонахождения, условий работы, подготовленности учителя и т.п. Исходя из этого, в мето-дике обучения особое внимание уделяется, во-первых, целена-правленному использованию моделирующей деятельности, во-вторых, авторами создана система игр с правилами, которые раз-вивают необходимые для учения качества. И, в-третьих, в содер-жании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.). Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. В УМК это достигается методикой, при которой школьник осваивает принципиально другую роль - не просто "зритель", "слушатель", "репродуктор" ("смотрю, слушаю, запоминаю, повторяю"), а "исследователь". Роль исследователя за-ключается, прежде всего, в том, что школьник является равно-правным участником процесса обучения, его субъектом. Он весьма заинтересован в поиске истины, открытии для себя нового знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника "Выскажи предположение"), выбрать и обосновать свой путь реше-ния учебной задачи, вступить в дискуссию (задания "Выскажи свое мнение"). В этом случае меняется место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не предъявляется учителем в начале по-знавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, изме-нению и тем более оценке, а рождается в процессе коллективной работы и часто завершает ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание. Авторы УМК поставили перед собой еще одну задачу: усилить внимание к творческой деятельности учащихся, которая включает инициативу и самостоятельность каждого обучающегося. Это достигается применением в методике обучения "скрытых" об-разцов, преобладанием заданий проблемного характера (по сравне-нию с репродуктивными), наличием системы специальных творче-ских заданий, усложняющихся от класса к классу. Развитие творче-ства авторы тесно связывают с совершенствованием такого психи-ческого процесса как воображение, поэтому в УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество уче-ника. Так, ролевая игра введена обязательным структурным эле-ментом урока по "Окружающему миру" особенно в 1 и 2 классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введенная во все учебники, - "Путешествие в прошлое" УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образователь-ном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, что позволяет создать достаточно высокий эрудиционный, культурологический фон обучения, обеспечив, с одной стороны, снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), а с другой стороны, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (рубрики учеб-ников "Для тех, кто хорошо читает", "Путешествие в прошлое", "Этот удивительный мир" и др.). Это определило авторскую позицию в создании новых подхо-дов к дифференциации обучения: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях разноуровневого класса (при единой познавательной цели материал различается раз-ной степенью трудности). Разработанные по основным предметам учебного плана кор-рекционно-развивающие рабочие тетради позволяют учителю отойти от традиционно принятой ориентировки на "среднего" уче-ника и проводить целенаправленную работу в зависимости от ус-пешности обучения каждого школьника. В УМК представлена сис-тема работы учителя начальной школы по устранению причин трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе изу-чения различных предметов. Для этого представлены как кон-трольные работы, так и система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать не только успешность усвоения знаний, но и динамику развития ребенка. Предлагаемая система диагностических работ позволит определить уровень сформированности предметных знаний и умений по математике и русскому языку, а также универсальных учебных действий; отсле-дить динамику индивидуального продвижения учащегося. Резуль-таты диагностики служат основой для принятия обоснованных пе-дагогических решений о дальнейшем ходе обучения. Особое внимание авторы УМК уделяют созданию эмоцио-нально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ре-бенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятель-ный анализ как процесса, так и результатов обучения (Рубрика "Проверь себя", рекомендации учителю по формированию контро-лирующей деятельности школьников). Каждый предмет УМК вносит свой вклад в реализацию изло-женных положений. Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это воз-можно, если у школьника формируется учебная деятельность, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за ре-зультаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития. Учебник — это основное (но не единственное) средство обу-чения, имеющееся у каждого ученика. От того, как он устроен, на-сколько доступен в изложении, удовлетворяет ли интересам и по-требностям сегодняшнего ученика, зависит, будут ли успешно раз-виваться предметные, метапредметные и личностные характеристики школьника. Концептуальные идеи построения учебника: • дифференцированный подход (осознание условий для выбора заданий, посильных для учащихся); • разноуровневое обучение с учётом индивидуальных особен-ностей школьников (при единой познавательной цели материал различается разной степенью трудности); • личностно-ориентрированная модель обучения (к достижению единой цели учащиеся идут индивидуальными путями); • развитие личности школьника в процессе формирования учебной деятельности (умение добывать знания и применять их в нестандартной ситуации, умение планировать, контроли-ровать и оценивать процесс и результат своей деятельности, умение решать исследовательские и творческие задачи само-стоятельно и в диалоге с одноклассниками при парной, груп-повой и фронтальной работе). Работа в парах Работа в парах позволяет привлечь учеников для совместного обсуждения того или иного задания, способов действия; учащиеся могут рассказывать друг другу о проведении проверки по ходу вы-полнения задания, о полученных результатах. Такое взаимное обу-чение, исполнение каждым учеником определённой роли помогает учащимся быстрее усвоить учебный материал. Групповая работа В общей работе каждый ученик осознаёт свою значимость. Работа в группах даёт детям эмоциональную разрядку, возможность выражать чувства, осознавать и ликвидировать конфликтные отношения, укрепляет веру в свои силы, способствует формирова-нию взаимной сплочённости. Организация этой работы во время урока, когда дети заняты решением общей для группы проблемы, помогает не только сформировать знания, но и умения, необходимые для общения. В совместной работе дети приобретают друзей, получают опыт общения, что является важнейшим эмоциональным фактором, а значит создаёт предпосылки для лучшего обучения. Исследовательская деятельность В УМК предусмотрена такая система средств обучения, которая развивает способность младших школьников к исследовательской деятельности – практические работы, разнообразные опыты, несложные эксперименты, творческие работы, проекты. В ходе таких уроков дети больше рассуждают, размышляют, а не просто механически запоминают учебный материал. Хороший учебник тот, который учит учиться: в нем легко ориентироваться (есть условные обозначения для ученика); с ним можно «посоветоваться» (найти нужный алгоритм, план, «карточку-помощницу», подсказку). Такой учебник учит общаться («обсудим вместе», «работа в парах», «работа в группе»); с ним можно не бояться трудного материала и сложных заданий (все важное выде-лено, содержание соответствует теме). В УМК «Начальная школа XXI века» именно такие учебные пособия. На мой взгляд, подход авторов учебно-методического ком-плекта «Начальная школа XXI века» к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний. Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обу-чение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Именно так я стараюсь выстраивать совместную деятельность с учащимися при использовании УМК «Начальная школа XXI века».
08.01.2015 20:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!