СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое интегрированное музыкальное занятие с элементами фольклора «Чудо - ложки!» для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое интегрированное музыкальное занятие

с элементами фольклора

«Чудо - ложки!»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: - Развивать музыкальность детей: тонкость и чуткость тембрового слуха, чувство ритма, координированность, согласованность при игре на ложках и в музыкальном движении.

Задачи: (образовательные, развивающие, воспитательные)

- Познакомить детей с новым приемами игры на ложках.

- Развивать творческие способности.

- Воспитывать музыкальную, речевую, двигательную и общую культуру.

- Создавать условия для комплексной интеграции детей, приобретения чувственно - интеллектуального и эстетического опыта.

- Расширять общий кругозор детей.

Использовалась интеграция пяти образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие

-познавательное развитие

-речевое развитие

-художественно-эстетическое развитие

-физическое развитие

Ход занятия:

Сюрпризный момент

Музыкальный руководитель: (педагог держит в руках корзинку накрытую платком, где находятся ложки разного размера и из разного материала)

-Здравствуйте, ребята!

Вижу вам очень интересно узнать, что лежит в этой корзинке?

Это вы узнаете, отгадав загадку:

По моей тарелочке лодочка плывет.

Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

Вы правильно отгадали загадку.

Я прошу (Ваню и Катю) разложить на столе всё, что находится в корзине.

Рассматривание, обследовательские действия

- Для чего ложки нужны людям?

- Какие ложки вы знаете? (столовая, десертная, чайная)

- Разложите ложки в одну линию по размеру, начиная от самой большой,

и заканчивая самой маленькой! (двое детей выполняют задание)

- Из каких частей состоит любая ложка? (ручка-черенок и черпак)

- Чем различаются ложки, лежащие на столе, друг от друга? (размером, материалом, назначением)

- Разложите ложки в зависимости от материала, из которого они сделаны.

(трое детей выполняют задание, раскладывают ложки на три группы – деревянные, пластмассовые, металлические)

Исследовательская деятельность

- Давайте сравним свойства ложек из разного материала.

Опыт «Тонет – не тонет».

Вывод: ложки из дерева и пластмасса не тонут, потому что они легче воды.

Проверка ложек на прочность.

Вывод: самая прочная ложка из металла.

Физкультминутка «Найди пару».

(Дети берут ложки по выбору; под музыку выполняют различные танцевальные движения, по окончании музыки - ищут себе пару (ребенка с такой же ложкой).

- Где вы встречаетесь с ложками в детском саду? (в группе – кушаем,

в музыкальном зале, как музыкальные инструменты)

- Из чего сделаны ложки, которыми мы сейчас кушаем? (Из металла). А раньше ложки вырезались из дерева. И ели такими ложками все, от простого народа до царей. А потом кто-то заметил, что ложками не только есть удобно, руки не пачкаются, но они и звучат красиво.

И стали использовать ложки не только для еды, но и для игры. Так, стала деревянная ложка - народным инструментом.

А вы знаете, кто были первые исполнители на народных инструментах? А кто такие скоморохи? (ответы детей)

Правильно, это бродячие музыканты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей.

Вы хотите, чтобы к нам в гости пожаловал весёлый скоморох!

Тогда позовём его!

Под музыку входит Скоморох, в коробе у него - деревянные ложки для детей.

Скоморох: - Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки! Смешливые девчонки, короткие юбчонки! Я – скоморох Ванька! По всему свету гуляю, всё на свете знаю! Пришел к вам позабавиться, да повеселиться! Сегодня я могу научить вас игре на деревянных ложках. Хотите? Знакомство с новыми приёмами игры на ложках Сколько разных приёмов игры на ложках придумал русский народ! Примечательно то, что специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них всецело зависело от фантазии исполнителей. Так из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт - различные способы и приёмы игры на этом самобытном народном инструменте. Ритмическая разминка. А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный, и в тоже время самый сложный и разнообразный по игровым приёмам. (Дети берут по две деревянные ложки) Давайте теперь возьмём ложки за ручки-черенки, головками вверх, щёчками друг к другу, и украсим игрой на ложках русскую народную мелодию «Пойду ль я, выйду ль я». В первой части музыки отмечаем пульс, а вторую часть играем быстрыми ударами. (Дети пробуют выполнять приёмы игры)

Практическая работа На двух ложках можно играть следующим образом: «Лошадка» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт. Дети этому приёму игры придумали название – «Лошадка» «Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. «Трещотка» самый распространенный исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. «Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки. «Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки, и обводя вокруг головы слева на право, получается круг. Закрепление приёмов игры на ложках А сейчас, я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей! Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Всем хорошо известна русская народная песня «Светит месяц». Сейчас мы все вместе будем играть на ложках. Слушайте музыку, и друг друга. И, всё у нас получится! (Дети осваивают новые приёмы игры на ложках под мелодию русской народной песни «Светит месяц»)

Музыкальный руководитель: Расписные наши ложки, веселее, чем гармошки!

Как начнём на них играть, так и хочется плясать!

Дети исполняют танец «С ложками»

(под русскую народную мелодию «Коробейники»)

Подведение итогов Скоморох: - Вот видите, ребята, как мы вместе и дружно научились играть на ложках! Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. Пусть ваш дом будет - полная чаша, а ложка - кормилица ваша!

Дети читают стихотворение И. Храмова

Ложка – труженик простой,

Кран подъемный городской.

Набирай скорей на ложку

Кашу, суп или картошку.

Поднимай скорее грузы,

Отправляй их прямо в пузо!

Доедай все сам до крошки,

Чтоб быстрей бежали ножки,

Чтоб росли скорей ребятки

Словно овощи на грядке.

(Скоморох оставляет в подарок деревянные ложки детям.

Прощается, уходит)

Продуктивная деятельность

Музыкальный руководитель: - Ребята, посмотрите на свои ложки.

Как вы думаете, откуда они к нам попали? (из села Хохлома)

Как вы узнали, что из Хохломы? (по росписи)

Какая форма у ложек? (круглая)

Где расположен узор на ложке?

Из чего состоит узор? (ветки с ягодами, завитки, травка)

Какие замечательные ложки изготовил мастер!

А вы хотите превратиться в таких мастеров? (дети: да!) Сегодня вы будете художниками-мастерами. Вам предстоит нарисовать хохломской узор на ложках. Для того чтобы ложечки получились нарядными и красивыми, нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!

(Дети проходят в группу, садятся за рабочие столы, где разложены заготовки ложек. Под руководством воспитателя дети расписывают ложки хохломским узором. В аудиозаписи звучит русская народная мелодия.

По окончании работы ложки вывешивают на стенде)

Музыкальный руководитель: - Ребята, вы все очень постарались! Спасибо вам за нарядные, расписные, чудесные, хохломские ложки! Теперь будут все ими любоваться! До свидания!

22.04.2021 00:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!