СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытые уроки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Петр Великий

Цели урока:

Сформировать представления учащихся о времени правления Петра 1, его реформах;

Развивать воображение учащихся, устную речь, умение обобщать и делать выводы.

Задачи урока:

1.Дать определения понятиям: «реформа, преобразование, адмиралтейство, коллегия, приказ, император, губерния, рекрут».

2.Перечислить реформы, проведённые Петром 1.

Рассказать об истории строительства Петербурга.

3.Уметь работать с хронологическим материалом.

4.Знать хронологию деятельности Петра 1.

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Пётр Первый зовёт к себе

В град прекрасный на Неве

  1. Проверка домашнего задания

–Расскажите, какие опасности угрожали России в начале17 века.

–Что сделали для защиты отечества Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

  1. Работа над новой темой.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин

Ребята, как вы думаете, о ком написал эти строки А. С. Пушкин?

А что вы знаете о Петре Первом?

(ответы детей)

Рассказ учителя:

300 лет тому назад в России не было образованных людей. Были знатоки иностранных языков, храбрые воины, но почти не было учёных: математиков, астрономов, физиков. Неграмотные бояре, которые едва умели писать свое имя, правили по-старинке: боялись изменений в жизни, все дела решали медленно. Армия была плохо обучена и плохо вооружена, а военного флота и вовсе не было. Не было заводов и фабрик. Берега Балтийского флота были захвачены Швецией.

В то время. наша страна была отсталым государством. Правители соседних стран не уважали и не считались с русским народом. Но вскоре Россия расправила крылья. Началась «эпоха великих преобразований», которая связана с Петром Первым,третьим царём из династии Романовых. Это был действительно необычный царь.

"Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало его корабельное дело… Рост Петра Первого был 2 метра 4 сантиметра. Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку». (Петр Первый) (слайд 4)

Петр родился 30 мая 1672 года. Отец его, Алексей Михайлович, умер, когда мальчику было 4 года. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. (слайд 6) Петр был провозглашен царем в 10 лет. (слайд 7) Он был слишком юн, поэтому страной управляла его старшая сестра Софья.

Петр был любознательным, одаренным, деятельным и шустрым мальчиком. С самого детства маленький Петр любил военные игрушки: солдатиков, пушки и корабли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернутся, как малыша дома нет — убежал играть с дворовыми мальчишками. По просьбе Петра ему подобрали 600 мальчишек из детей придворных слуг. Из них были сформированы два «потешных» войска. Под руководством офицеров «потешные войска» разыгрывали сражения и штурм крепостей, совершали переправы через реку и длительные походы. Юные воины учились стрелять из пушек. Правда, чтобы мальчишки не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а репками. Со временем «потешные» войска превратились в грозную силу и опору царя. А самые успешные мальчишки - станут первыми полководцами. (слайд 8,9)

Сколько себя помнил царь Пётр - его всегда интересовали корабли. В детстве он с интересом рассматривал специально для него нарисованные картинки. Отец Петра собирал модели маленьких кораблей, которые мальчик часами рассматривал. На прудах в Преображенском шестилетний Пётр плавал на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае старый ботик (маленькое парусное судно) деда. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Пётр постигал премудрости новой потехи. Стояла жара, ветра не было. Пётр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. На реке Яузе для молодого царя построили «потешный флот». (слайд 10) Пройдет немного времени, и Петр станет строить настоящие корабли. (слайд 11)

Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками. Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. (слайд 12) В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. Неутомимый, волевой, царь Петр все хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу. Петра еще при жизни прозвали Великим. (слайд 13)

4. Постановка проблемы.

- За какие же заслуги Петр получил прозвище Великий?

(Деление класса на группы по принципу собери слово. Слова: флот, армия, Санкт- Петербург, реформы.)

На слайде:

Основатель армии Преобразователь

Пётр Великий

Создатель флота Основатель Санкт- Петербурга

Сегодня нам предстоит узнать, почему Петра Первого Называют Великим, и заслуженно ли он получил это прозвание?

5.Задания группам.

1- группа: Пётр Первый-основатель армии, император.

Вопросы:

1.Как назывался полк юного Петра?.Кого набирали в его ряды?

2.Какой стала армия при Петре Первом

ы

3.Когда Пётр Первый принял титул императора?

План ответа:

Работа с учебником :страница 94.

-Дополнительный материал из методического пособия.

-Потешные полки

-Преображенский и Семёновский полки.

-Постоянная армия.

-Присвоение титула.

-Признание России Европой.

Ответ учеников: (учитель по ходу рассказа ученика делает уместные дополнения, комментарии, рассказы детей учитель сопровождает показами слайдов.)

Уже с ранних лет в Петре начала обнаруживаться склонность к воинским забавам…

Когда же он подрос, он завёл игру в солдаты со сверстниками. Он составил из них «потешные полки», учился с ними солдатскому строю, командовал ими, сооружал земляные крепости и штурмом брал их.

По мере того как вырастал Пётр, игры его принимали более и более широкий размах и становились всё серьёзнее и серьёзнее. На царскую службу он принимал всех. Со временем эта игра превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приёмов боя. Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. С них началась постоянная регулярная русская армия.

Только она трудно давалась простым солдатам. Каждый год из деревень в армию забирали определённое количество крестьян. Их называли рекрутами, а воинскую повинность – рекрутской.

Служил солдат долгие годы-25 лет. Только тяжкие ранения, старость или смерть избавляли его от службы.

Победа в Северной войне оказалась возможной благодаря тому, что Пётру удалось создать постоянную. Армию, которой раньше Россия не имела.

Победа в Северной войне 1700-1721 открыла России выход к Балтийскому морю.

22 октября 1721 года в Петербурге в Троицком соборе царю Петру Первому был поднесён титул «Император».Принято считать, что именно в этот день Российское царство, Московия, официально превратилась в российскую империю и начался отсчёт нового имперского периода в истории страны.

Время и место объявления России империей не были случайностью. 30 августа 1721 года победоносно для России завершилась Северная война. Мир положил конец военному соперничеству со Щвецией. После литургии, чтения грамоты о мире и проповеди состоялась церемония объявления царя Петра императором. Этим актом публично фиксировался общий итог Северной войны, новый реальный военно- политический вес России в Европе.

Работа по вопросам

Вывод: Россия из боярской страны превратилась в европейское государство, с которым стали считаться, уважать, торговать, заключать мир. Это помогло стране становиться крепким государством – Империей.

Оценка выступления группы.

6.Физминутка.

Ветер тихо,клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз- наклон, два- наклон,

Зашумел листвою клён.

2 группа: Преобразования Петра 1.

Вопросы:

1)Какие преобразования в науке произошли при Петре 1?

2) Какие европейские обычаи появились во времена Петра 1?

3)Как эти преобразования повлияли на жизнь в нашей страны

План работы:

Работа с учебником: страницы 95-96.

Работа с дополнительным материалом из методического пособия.

-Газета

-Школы

-Заводы

-Новое летоисчисление

-Европейские обычаи (Изменилась одежда, появились парики, нет бороды у мужчин. картофель, кофе ),ассамблеи.

Ответ учеников:

В петровские времена грамотных людей требовалось намного больше, чем раньше. Молодых дворян посылают учиться за границу. В Петербурге, Москве и других городах открываются навигатские, артеллерийские и инженерные школы.

Впервые создаются «цифирные школы». Они так названы потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ было 12, а в1722 году уже50. Они стали основой для образования в России.

Борода на Руси считалась признаком добропорядочности и солидности. Цфрь же велел сбривать бороды. Бороды бояр обрезал собственноручно. К традиционной русской одежде – долгополому и широкорукавному платью питал неприязнь, считал, что она стесняла движения и мешала работе. Появилось платье с талией, с открытыми руками, плечами, грудью. Да и мужчины не сразу привыкли к узким и коротким кафтанам.

А ещё Пётр ввёл ассамблеи.

Ассамблея- это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер.

При Петре 1 появились помидоры, чай, картофель, кофе.

-Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что, предписывалось на европейский манер пить по утрам ненавистный кофе. Картофель поначалу крестьян заставляли выращивать силой. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки» а «корешки». «Вершки» - то оказались горькими, да ещё ядовитыми, и называли картофель «чёртовым яблоком»

Женщины цветками картофеля украшали шляпки.

В России о кофе узнали благодаря Петру 1

Широкое распространение в России кофе получил в эпоху правления Петра 1. Первый российский император, как известно, пристрастился к кофе во время поездки в Голландию. Вернувшись он издал указ, предписывающий подавать кофе на своих ассамблеях. Позже его стали предлагать даже при входе в Кунсткамеру

Работа по вопросам.

Вывод: стали развиваться ремёсла, люди стали образованнее, стали ездить за границу, узнавали о последних новинках, складывались новые традиции. Всё это помогало продвижению России вперёд.

Образование школ – развитие науки, наука,новые изобретения, развитие предприятий.

Оценка выступления группы.

3 группа: Создатель флота.

Вопросы:

1)С чего началась история русского флота?

2)Учение Петра корабельному делу.

3) Для чего России нужен был военно- морской флот?

План работы:

Работа с учебником: страница 97

-Ботик

Учение Петра корабельному делу

-Российский флот

-Верфь

-Северная война.

Ответ учеников:

Сколько себя помнил царь Пётр, его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал картинки, модели кораблей.

На прудах в Преображенском селе, где он жил, Пётр впервые плавал на лодках. Потом в сарае нашли старый ботик и отремонтировали его.

Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом и сам строить корабли научился.

В конце 17 века Россия в экономическом развитии отстала от западноевропейских стран.

Причиной служили не только татаро-монгольские нашествия, но и продолжавшиеся войны.

Выйти на берега Чёрного и Балтийского морей России было необходимо.

Огромное значение Пётр придавал военно- морскому флоту, его созданию и развитию. Так как без него невозможно завоевать выход к морю. Понял Пётр что России нужен свой военно- морской флот, нужны офицеры и матросы, нужны кораблестроители. Так, в Воронежской губернии была образована первая верфь, где строили и спускали на воду корабли.

В то время Россия не имела выхода к Балтийскому и Чёрному морям. Владела Балтийским побережьем Швеция, Пётр начал войну,и благодаря военно- морскому флоту, Россия одержала победу над Швецией, и получила выход в Балтийское море.

Работа по вопросам.

Вывод: Россия становится сильной морской державой. Благодаря флоту расширились границы нашего государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы.

Оценка выступления группы.

4 группа: Основатель Санкт-Петербурга.

Вопросы:

1)Когда был основан город Санкт-Петербург?

2) С какой целью строился Санкт- Петербург?

План ответа:

Работа с учебником стр.98-100, с дополнительным материалом к этому уроку из методического пособия.

-Строительство Санкт- Петербурга.

Петропавловская крепость.

-Адмиралтейство.

-Александро-Невская лавра.

Мы приглашаем вас на экскурсию по местам Петра1.

Выбор будущей столицы Российской империи имел символическое значение: ГОРОД В УСТЬЕ Невы был призван стать ключом к Балтийскому морю, как апостол Пётр является обладателем ключей к раю.

-С чего начинается город? Наверное, с первого дома. А Санкт-Петербург начался с крепости.

После первых побед государь Пётр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую назвал Санкт- Петербурх, что означает «Святого Петра крепость».В честь кого назвал Пётр крепость? ( в честь ангела-хранителя царя-святого апостола Петра)

Пётр назвал город на европейский манер.

Как вы думаете почему? 9Он очень хотел, чтобы этот город был похож на европейские города.)

Новый город строился по чёткому плану. План Петропавловской крепости Пётр Первый разработал лично.

3.Со стены Петропавловской крепости бьет пушка. (слайд 25) Пушка стреляла и при Петре — на вечерней и утренней заре, отмечая подъем и спуск флага. А еще извещала людей о наводнении. А позднее — с середины прошлого века — ввели полуденный выстрел и узнавали по нему время. Эта традиция сохранилась до наших дней. (слайд 26)

4. В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла — усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела.

В1705 году на левом берегу Невы, наискосок от Петропавловской крепости начали строительство огромной верфи-Адмиралтейства.

2. Адмиралтейство — вторая крепость на берегах Невы. (слайд 24) Перекрестный огонь пушек Петропавловской крепости и Адмиралтейства мог потопить любое вражеское судно, которое вознамерилось бы войти в Неву. Но очень скоро устье Невы было защищено морской крепостью — Кронштадтом. Первоначально Адмиралтейство задумывалось Петром Первым только как верфь для постройки кораблей. Здесь начали строить корабли для Балтийского флота Адмиралтейство стало крупным производственным предприятием. Здание много раз перестраивалось. Сейчас в этом здании находится Высшее военно- морское инженерное училище имени Ф. Дзержинского.

Замыслу Петра 1 также принадлежит основание одного из старейших монастырей в Санкт- Петербурге – Свято-Троицкой Александро -Невской Лавры. Лаврой заканчивается невский проспект, вход в лавру отделён от одноимённой площади въездными воротами с церковью Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Место закладки монастыря выбрано неспроста и носит мистически легендарный характер, именно здесь по преданию в 1240 году

перед знаменитой Невской битвой произошла встреча святых Бориса и Глеба с русским воином, пообещавших помощь и покровительство своему крестнику Александру.

Закладка монастыря в таком месте по замыслу Петра 1 позволяла приобрести небесного покровителя в лице Александра Невского, святого канонизированного церковью за свои благие для Отечества дела.

Монастырь был построен на том месте у Невы, где по преданию произошла одна из битв со шведами.

Как вы думаете, а легко ли шло строительство города?

Всё великолепие города создавалось великим трудом.

Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а еще пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали сотнями, тысячами, здесь их и хоронили. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него важны были только благо и польза целого народа.

Вслед за государем сюда стали переселяться и вельможи, и купцы, и промышленные люди. Царь же всячески поощрял это. Всякий мог совершенно свободно выбирать себе любое место для постройки дома. В новом городе основана была также лавра, и в нее, в конце царствования Петра, перенесены были из Владимира мощи св. Александра Невского. Петр сам правил кораблем, на котором они были привезены в лавру. (слайд 28)

Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем. К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.

Работа по вопросам.

Вывод: Санкт-Петербург создавался по замыслу Петра 1 не только как столица Российской империи, но и как один из центров мировой цивилизации, как самый европейский из русских городов. Пётр 1 основал Санкт- Петербург как окно в Европу, как морскую столицу России.

Оценка выступления группы.

Чтобы закончить наш урок нужно справиться с заданиями теста.

-Тест. Проверка с помощью сигнальных карточек. Оценивание

6. Домашнее задание:

Стр.94-100.

Вопросы на стр. 100.

Опережающие индивидуальные домашние задания; приготовить сообщения отрывки биографии М. В. Ломоносова.(Сообщения раздаёт учитель).

7. Итог урока. Рефлексия.

-Давайте вернёмся в наш век и подумаем «почему спустя так много времени мы вспоминаем Петра 1 ?

-Почему его называют великим?

-Справедливо ли это?

(Это был уникальный, одарённый человек, обладающий незаурядным талантом, многогранностью ума, вы дающимися организаторскими способностями, который взялся за преобразование России. В результате всей многогранной деятельности Петра Россия превратилась в великую державу. За выдающиеся заслуги Пётр был назван Великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена Империей - так называли большие и сильные государства).

-С какими новыми словами вы сегодня познакомились. Говоря о деятельности Петра 1, мы доказали, что с именем Петра, великого преобразователя России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это были настоящие преобразования во всех областях: науке, технике, экономике. Россия, наконец-то воспряла ото сна и на весь мир властью заявила о себе.

Мы с вами работали над проектом. Подведём итог работы.

Чему был посвящён проект?

Понравилась ли вам эта работа?

Что особенно понравилось?

Оценивание.

Урок окончен.

Спасибо вам за урок, и за то, что многие из вас проявили себя знающими, пытливыми, находчивыми.

Презентация1Время Петра1.pptx

13.02.2017 06:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!