СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оценка сочинения–описания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание текста типа описания – один из наиболее трудных видов работы по развитию речи.

Рассмотрим на примере сочинения, написанного ученицей VII класса, особенности текста типа описания.

«Моя школа.

Милый друг, как жаль, что ты никогда не бывал в нашей школе, не видел, какая она красивая. Не беда! Я расскажу тебе о ней.

Среди белоствольных берёз прячется здание школы, а у крыльца гостей и хозяев нашего большого дома встречают голубые красавицы ели, кусты сирени, пёстрые цветочные клумбы… Красота!

Давайте войдём в здание школы вслед за спешащими на уроки ребятами. Вот мы и в холле. Всюду зеркала, удобные скамеечки для отдыха, столы с настольными играми. Внимание! Прямо перед нами кабинет директора. Нужно вести себя прилично. Но ребятня спешит на уроки, с шумом бежит по коридору к лестнице, ведущей с первого этажа на четвёртый.

Каждый этаж у нас особенный. На первом – начальная школа. Здесь учатся малыши, поэтому рекреации и переходы увешаны их рисунками по мотивам русских сказок. Здесь всегда весело и шумно. Да и к тому же на первом этаже ещё столовая, библиотека и спортивный зал. Второй этаж занимают учащиеся постарше. Тут же учительская и актовый зал. В коридорах стоят стеллажи с поделками учеников и учителей. Мы называем это место нашим выставочным залом.

Третий этаж отдан в распоряжение любителей географии. Это так называемый краеведческий центр школы, где ты увидишь карту нашего края, познакомишься с особенностями быта людей, населяющих его.

Четвёртый этаж – «исторический» Здесь мы окунёмся в прошлое нашей страны: посмотрим старые фотографии, музейные экспонаты, стенды из истории школы.

Но самое замечательное место в школе – это кабинет биологии. В нём много цветов. Они повсюду, большие и маленькие, свисают с окон, вьются по стенам. Все цветы посажены нами. В шкафах вдоль стен – коробки с гербарием, наглядные пособия для уроков биологии, микроскопы. Мой друг, я рассказала тебе лишь чуть-чуть о нашей школе. Надеюсь, что она тебе понравилась. Приезжай к нам, и ты сам увидишь, какая она замечательная».

Сочинение написано в художественном стиле. Характерными чертами художественного стиля речи являются образность, эмоциональность, экспрессивность, ярко выраженная авторская индивидуальность, недопустимость стандарта. Эти черты стиля определяют отбор языковых средств и способ изложения. В тексте употребляется характерная для художественного стиля речи лексика: нейтральная (школа, место, кусты, занимают, называем) в сочетании с книжной (холл, рекреации, оформлены, населяющие, микроскопы, гербарий, экспонаты) и разговорной (не беда, ребятня, увешаны, лишь чуть-чуть). Широко используется оценочная лексика для передачи авторского восприятия окружающего: красивая (школа), самое замечательное (место), красавицы ели, удобные (скамеечки).

Синтаксис текста также разнообразен: присутствуют различные типы простых и сложных предложений, что помогает автору избежать такой стилистической ошибки, как синтаксический монотон. Особенностью сочинения является наличие неполных двусоставных предложений, а также назывных и безличных односоставных предложений, что характерно для художественного описания.

Автор умело использует в сочинении изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты (пёстрые цветочные клумбы), метафоры (прячется здание школы; хозяев встречают, голубые красавицы ели; окунемся в прошлое нашей страны), перифраз (наш большой дом), антитезу (Нужно вести себя прилично. Но ребятня спешит на уроки, с шумом бежит по коридору), инверсию (Среди белоствольных берёз прячется здание школы), обращение в начале текста (Милый друг), анафорическое начало композиционных частей текста (Каждый этаж у нас особенный Второй этаж Третий этажЧетвёртый этаж) и другие.

Личный способ изложения достигается за счёт использования личных местоимений, личных форм глагола, личных синтаксических конструкций. Таким образом, все языковые средства текста служат для выражения основных признаков художественного стиля.

Тип речи – описание. Чем же характеризуется описание как тип речи? Основная черта описания – статичность (одновременность действий, явлений, признаков). Она оформляется с помощью глаголов со значением одновременнос­ти действий. Задача описания как типа речи – сообщение об одновременных или постоянных действиях, признаках предметов или явлений. Композиционная форма (план) описания: 1) общее впечатление о предмете речи; 2) описание элементов, частей целого; 3) собственная оценка описываемого предмета, явления, действия.

Анализируемое нами сочинение полностью соответствует тексту типа описа­ния.

Во-первых, автор ставит задачу описать свою школу, т.е. построить сообщение о постоянных (вневременных) признаках предмета (в школьной программе данный вид работы называется «сочинение – описание помеще­ния»). Реализовать данную задачу можно при условии правильного отбора языковых средств, в частности глаголов со значением одновременности или постоянно совершаемых действий. Ученице удаётся создать текст типа описа­ния. Она использует глаголы разных форм времени, но все они имеют значение постоянно совершаемого действия. Прежде всего это глаголы настоящего времени (учатся, занимают, называем, свисают, вьются). Они преобладают в тексте. Несколько глаголов прошедшего времени (не бывал, не видел, рассказа­ла), но они обозначают действия, совершённые в прошлом, результат которых связан с настоящим. Это перфектное значение глаголов прошедшего времени. Глаголы будущего времени (увидишь, познакомишься, окунёмся) также употреб­лены в переносном значении: они указывают на постоянно совершаемые при определённых условиях действия. Следовательно, основным признаком создан­ного ученицей текста является статичность, которая оформляется с помощью глаголов со значением постоянно совершаемых действий.

Во-вторых, текст соответствует композиционной форме описания: 1) общее впечатление о предмете речи – описание здания школы (красивая школа, наш большой дом, красота); 2) описание элементов, частей целого (этажи, что на них расположено, как оформлены коридоры и рекреации, самый красивый кабинет); 3) собственная оценка предмета речи (замечательная школа).

Выбранный автором жанр сочинения (письмо другу) помогает создать текст в художественном стиле типа описания.

Сочинение отличается последовательностью изложения мыслей, богатством словаря и грамматического строя речи, высоким уровнем грамотности. В тексте нет орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Есть незна­чительные речевые погрешности, которые не являются грубым нарушением норм лексики и стилистики, например: «Нужно вести себя прилично. Но ребятня спешит на уроки, с шумом бежит по коридору к лестнице, ведущей с первого этажа на четвёртый». Не совсем удачно выбрано слово прилично. Можно заменить его словами тихо, спокойно, хорошо. Но автор текста выбирает именно это слово, потому что оно совмещает несколько значений и обозначает сразу несколько характеристик «хорошего поведения». Немного «выбивается» из стиля разговорное слово ребятня, но и оно допустимо в данном контексте, поскольку художественный стиль речи допускает намеренное столкновение разностильной лексики и широко использует элементы разговорного стиля.

Можно сделать вывод, что сочинение написано правильно и заслуживает высокой оценки. Содержание передано полно, изложено последовательно, тема раскрыта, основная мысль выражена, стилевое единство достигнуто, композиция соответствует тексту типа описания, речевое оформление, грамматическая, орфографическая и пунктуационная грамотность соответствуют нормам русского литературного языка.

Источник: Арефьева С. А. Оценка сочинения–описания // Русский язык в школе и дома. –2002. – № 3. – С. 22–24.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Развитие речи. Готовимся, пишем, анализируем…

https://multiurok.ru/blog/razvitiie-riechi-gotovimsia-pishiem-analiziruiem.html

Категория: Русский язык
08.07.2017 20:58


© 2017 1047

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!