СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Актуальность методического пособия обусловлена тем, что уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Поколение 30-40 летних росло и училось любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Изменения, которые произошли в последние двадцать пять лет в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения «снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма».

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

В 30-40 гг. ХХ в. вопросы патриотического воспитания освещались в работах В.В. Голубкова, В.А. Грузинской, О.М. Лобовой, В.А. Никольского, А.А. Озеровой, М.М. Сазоновой, Л.М. Фарбера и др.

Среди педагогических исследований, посвященных данной проблеме в 50-60 гг., выделяются работы И.С. Марьенко, В.А. Сластенина, М.А. Терентия, Ф.И. Хвалова и др.

А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная.

Признавая патриотическое воспитание как необходимую составную часть воспитательной работы, разные ученые отводят ему различное место в общей системе воспитания. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныхин и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др.) - как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и др.) выделяют его в самостоятельный раздел.

В последнее время все настойчивее звучат слова многих политических деятелей и практиков в педагогике о создании реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Модернизация российского социально-культурного пространства в 21 веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности.

Переход к рыночной экономике, гражданского общества обозначил ряд вопросов, в том числе и воспитание гражданственности, патриотизма в условиях изменившейся России. Пренебрежение к российским духовным, нравственным, историческим, в том числе патриотическим ценностям демонстрировала новоявленная российская элита, ориентированная на образ жизни в ведущих капиталистических странах, связывающая с ними свое будущее, будущее своих детей, материальное благополучие и безопасность. Гражданам страны внушались: комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Перед обществом встает вопрос определения задач и приоритетов патриотического воспитания.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, опрос, беседы, наблюдение, эксперимент, математические и статистические данные.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и углублении научного опыта в вопросах формирования патриотизма, в выявлении педагогических особенностей, условий, факторов и возрастных закономерностей его становления, в определении взаимосвязи патриотизма с категориями, составляющими и обуславливающими его формирование.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения данного опыта диагностик, определяющих уровень сформированности патриотизма, в использовании исследовательской деятельности, направленной на формирование чувства патриотизма младших школьников.

1. Теоретические основы формирования патриотизма у младших школьников

1.1 Характеристика патриотизма как качества личности младшего школьника

Патриотизм - любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное многогранное явление. В Толковом словаре В. И. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». По его определению, патриот - «это любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб».

В наиболее общем виде сущность патриотизма может быть выражена в следующих ключевых емких, простых и взаимосвязанных формулировках. Патриотизм - это любовь, возвышенная и преданная к своему Отечеству. Патриотизм - это неотъемлемость от своего Отечества, неразрывность, прежде всего духовной связи с ним. Патриотизм - это деятельное, вплоть до самопожертвования, служение Отечеству, высшим проявлением которого является его защита от врагов с оружием в руках.

Содержание патриотического воспитания включает:

- воспитание любви к Родине, к родным местам, родному языку;

- уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины;

- формирование культуры межнационального общения (уважения к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимости к расовой и национальной неприязни и др.);

- развитие стремления к укреплению чести и достоинства Родины, готовности к защите Родины и содействовать прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов.

Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, патриотизм интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты. Появляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.

Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

1.2 Формирование патриотизма в младшем школьном возрасте через систему дополнительного образования

В настоящее время дополнительное образование детей является неотъемлемой частью образовательного пространства. Система, включающая многопрофильные (дома и центры творчества) и однопрофильные (станции юных техников и экологов) учреждения, выполняет очень важные функции, ставящие ее наряду со школами в разряд востребованных обществом образовательных учреждений. Одной из этих функций является воспитание, развитие и дополнительное образование детей и юношества.

Помимо того, что данный вид образования ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, он обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, создает «ситуацию успеха» для каждого обучающегося и способствует их творческому развитию. Воспитательно-образовательный процесс в дополнительном образовании детей имеет практическую направленность и реализует принцип единства обучения, воспитания и развития. Поэтому педагоги дополнительного образования имеют широкие возможности патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся.

В последнее время в нашей стране была осознана значимость патриотического воспитания. Патриотическое воспитание молодого поколения - это одна из самых главных задач школьных учителей, преподавателей высших, средних профессиональных учебных заведений, педагогов дополнительного образования, так как формирование патриотизма и культуры имеет большое значение в духовном, в социальном, гражданском развитии личности. Чувство патриотизма - это основа нравственности человека, поэтому его необходимо развивать у молодого поколения с детства. Школы, учреждения дополнительного образования и другие учебные заведения должны строить учебный процесс таким образом, чтобы закончив учебное заведение, человек выходил не только с образованием, но и с хорошими человеческими качествами:

- любовь к Родине, семье, близким;

- верность долгу;

- солидарность;

- уважение к другим народам, странам, их обычаям, традициям;

- товарищеская взаимопомощь;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа;

- отстаивание чести и достоинства, свободы и независимости своей Родины;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны и др.

Можно выделить следующие направления воспитательной работы по развитию патриотизма обучающихся в системе дополнительного образования детей: героико-историческое, военно-патриотическое, краеведческое, культурно-историческое, духовно-нравственное, социально-политическое, эколого-патриотическое и т. д.

Героико-историческое направление патриотического воспитания ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, развитие чувства гордости за победу в Великой Отечественной войне и за деяния героических предков. Историческая память народа выступает основой этого направления. Социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования регулируется нормативно-правовыми актами и документами сферы образования. Эти документы позволяют разрабатывать программы организации социально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования по формированию патриотизма у младших школьников.

Особенности педагогической деятельности в данном направлении связаны с положениями, отраженными в законах Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», в Указе Президента Российской Федерации «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации», постановлениях Правительства Российской Федерации.

Воспитание у детей младшего школьного возраста начал патриотизма представляет собой процесс целенаправленного воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью обогащения их знаний о родном крае, стране, развития положительной эмоциональной отзывчивости на явления общественной жизни, приобретения опыта общественного поведения. Сформированность начал патриотизма основывается на знаниях детей о родине (родном городе, крае, его природе, труде человека, его культуре и т. д.), эмоционально переживаемом отношении к ним, которое находит отражение в эмоциональных реакциях младших школьников, их творческой деятельности, потребности больше узнать о событиях, происходящих в стране, желании и стремлении участвовать в труде для других людей, осознании важности своего участия в нем.

Большими возможностями формирования у младших школьников начал патриотизма, как отмечают педагоги-исследователи, обладают занятия по ознакомлению с явлениями общественной жизни, в процессе которых дети знакомятся с родной страной и окружающей его природой. Исследователи подчеркивают при этом важность правильного отбора содержания образовательного материала, методов, приемов его подачи, формирования у детей интереса к окружающему, действенного освоения полученных сведений.

Знания детей о родине фрагментарны, бессистемны, не отличаются полнотой, глубиной, дети слабо ориентируются в общих понятиях. Дети избирательно проявляют интерес к явлениям окружающей жизни, чувства их неустойчивы, слабо выражены и, как правило, не находят отражения в деятельности. Для большинства детей младшего школьного возраста характерным является отсутствие самостоятельности, инициативы, добросовестности в отношении к труду на общую пользу. Дети не осознают общественную значимость своего труда.

Это свидетельствует о необходимости создания системы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

На современном этапе развития образовательной системы учреждения дополнительного образования выступают сферой, позволяющей педагогам наиболее успешно реализовывать программы патриотического воспитания. Это объясняется спецификой их социально-педагогической деятельности, возможностями и условиями работы учреждений дополнительного образования.

Патриотическая деятельность - это способ воплощения патриотического сознания и реализации всех видов воздействий субъекта на объект патриотизма, совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей. Эта деятельность составляет материальную основу патриотизма, его реально ощущаемую и видимую сторону. Она основывается на единстве рациональной, эмоциональной и волевой составляющих патриотических действий. Эти действия можно считать патриотическими, если они направлены на служение Отечеству, если они выражают социально нравственную ответственность личности за судьбу своей страны.

https://multiurok.ru/blog/patrioticheskoe-vospitanie-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-vo-vneurochnoi-deiatelnosti.html

25.03.2023 07:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!