СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание современной молодежи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня современная ситуация в России характеризуется девальвацией духовных ценностей среди молодежи, снижением воспитательного воздействия историко-культурных ценностей, искусства и образования как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим определяется ключевая роль патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Основная цель патриотического воспитания – создание условий для высокой социальной активности, духовности, гражданской ответственности. Становление молодёжи, обладающей, способной проявить свои позитивные ценности и качества в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его устойчивого развития.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • привить уважения к национальным традициям и обычаям, наследию и культуре России;
  • изучать Конституцию Российской Федерации, создающей условия для достойного развития личности;
  • воспитать уважения к вооруженным силам России;
  • формировать у школьников морально-психологическую и физическую готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.
  • привить молодежи чувства гордости и глубокого уважения к символам России (Герба, Флага, Гимна) и другой символики;
  • формировать толерантность и развитие дружеских отношений между народами;
  • развивать уважительного отношения к природе, формировать стойкую потребности в защите окружающей природной среды.

Таким образом, принципами патриотического воспитания являются:

  • принцип системного и организованного подхода, который предполагает постоянную, целенаправленную, скоординированную работу всех государственных и об­щественных структур по патриотическому воспитанию молодёжи в России;
  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учётом возрастной, социальной и других групп населения;
  • принцип универсальности, основанный на использовании социально-ценного опыта прошлых поколений и гордости за своих предков, национальных традициях в быту и внутри- семейных отношениях;
  • принцип учёта региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, коллективу и т.п.

Основными группами, выступающими объектами патриотического воспитания являются:

1. Семья, как основная социальная ячейка общества, в которой закладывается фундамент нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. В семье происходит формирование жизненных ориентиров и ценностей, отношения к себе, к другим людям и к Отечеству. Следовательно, прежде всего родители должны быть образованными в области культуры и традиций страны, владеть знаниями по истории родного края. Работе с родителями в Центре творчества «Радуга» уделяется особое внимание. Проведение совместных с детьми и родителями различных мероприятий, тематических походов и прогулок позволяет с раннего возраста прививать детям любовь и уважение к истории страны и края.

2. Патриотическое воспитание в условиях дополнительного образования детей. В Центре творчества «Радуга» патриотическое воспитание является одним из направлений духовно-нравственного формирования гражданских качеств личности.

Патриотическое воспитание осуществляется как в процессе обучения в рамках образовательной программы каждого творческого коллектива, так и через систему мероприятий: конкурсов, поисковой и проектной деятельности и др. Так, образовательная программа «Исток» - История, Традиции, Обычаи, Культура – призвана содействовать развитию творческих способностей обучающихся, стимулировать их познавательную активность, формировать стремление к самосовершенствованию, тем самым воспитывать нравственную и духовную личность на основе ознакомления с историей страны, обычаями и культурой народов Северокавказского региона.

3. Молодые граждане (волонтёры), детские и молодёжные общественные организации, объединения. Общественные объединения, организации, движения, инициативы - это особый институт социального воспитания. Любое общественное формирование представляет собой микромодель общества, поскольку обладает всеми его элементами (сводом нормативных правил или законов, атрибутами, органами самоуправления, элементами самоорганизации).

В Центре открыто новое объединение «Школа лидера».

Патриотическое воспитание в общественных формированиях может реа­лизовываться как через содержание программ их деятельности, так и организа­цию самого образа жизни. Через приобщение к ценностям общественного объединения непроизвольно формируется ценностное отношение к гра­жданским и государственным ценностям, воспитывается бережное и уважи­тельное отношение к своей Родине.

Члены общественных объединений овладевают элементами демократиче­ской, политической, правовой, национальной культуры, осваивают социальные роли.

В Центре творчества «Радуга» работает детское объединение «Пионерия новой России» - Лермонтовская городская пионерская организация, основная цель которой - создание условий для социального становления и самореализации ребёнка. Девиз ЛГПО «За Родину, Добро, Честь и Справедливость». Организация насчитывает более 250 пионеров из всех школ города. Основные направления работы: учебная, поисковая, тимуровская, трудовая.

Создан орган ученического самоуправления «Совета умелых», цель, которого заключается в обеспечении управления детским коллективом Центра творчества педагогами и обучающимися на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

Сегодня молодежные организации Центра творчества «Радуга», одни из главных инициаторов многих мероприятий, проводимых не только в Центре, но и в городе Лермонтове: «Парад песни и строя пионерских отрядов», «Вахта памяти» у мемориала «Огонь вечной славы», «Живой коридор» - для поздравления ветеранов ВОВ, акции «Хрустальное сердце», «Ветеран живёт рядом», «Моё поколение за мир на Кавказе», «Мы против курения», акция «Чистый город» и многие другие.

4. Творческая, педагогическая интеллигенция и представители средств массовой информации (СМИ). Взаимодействие со средствами массовой информации способствует росту социальной активности подрастающего поколения, мотивации их к участию в делах города. Благодаря СМИ в городе сформировалась система информирования горожан о проблемах в детской и молодёжной среде. Актуальным стало создание групп в социальных сетях, позволяющих молодежи быть всегда в курсе последних событий, рассказывать сверстникам о своей деятельности и принимать участие в обсуждении любых вопросов.

5. Представители традиционных для России религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа.

Будучи включёнными в систему патриотического воспитания, перечисленные социальные группы, в тоже время могут выступать и как субъекты патриотического воспитания.

Регулярно в Центре творчества «Радуга» проходят профилактические мероприятия по созданию благоприятных условий в подростковой и молодежной среде для воспитания здорового общества, в котором нет места наркомании, алкоголизму и другим пагубным привычкам.

Молодёжь обсуждает важные вопросы, касающиеся экстремизма, правил дорожного движения, внимание уделяется профилактике здорового образа жизни. Ребята открыто обсуждают вред наркотических веществ, вызывающих зависимость и оказывающих пагубное влияние на здоровье подростка и намечают новые мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Большую популярность среди молодежи приобрели экскурсии по краю, организованные совместно с Русским географическим обществом.

В августе 2014 года лидеры наших молодежных организаций приняли участие в работе Школы актива Лидеров ученического самоуправления и общественных объединений края, проходившего на базе многофункционального центра «Машук» в Пятигорске. Они успешно проявляют себя и обретают новый опыт. Ежегодно победители городского конкурса «Лидер» принимают участие в краевом конкурсе "Лидер". Здесь наши ребята доказывают всем, что именно они достойны нести почетное звание - ЛИДЕР!

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников социального воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся – это процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом на личность молодого человека с целью развития у него разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических, общественно-культурных ценностей.

На современном этапе патриотическое воспитание подрастающих поколений должно рассматриваться как составная часть, как одно из полноправных направлений в школьном воспитательном процессе.

02.03.2015 16:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!