СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая технология "французская мастерская"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, уважаемые коллеги! Начну с причты. "Один маленький - маленький мальчик первый раз пришел в школу. Это была обыкновенная школа, но ему она казалась очаровательным дворцом Света и Знаний. Его встретил учитель, который показался Волшебником, умеющим все на свете. На уроке мальчику велели нарисовать цветок, и он старательно и трепетно выводил разноцветные лепестки на фоне торжественно голубого неба. Но подошел учитель и поправил его: цветок должен быть красного цвета, с пятью лепестками на тоненьком стебельке. И показал работы других учеников. Прошел год. Мальчик пошел в другую школу. И уже другой учитель попросил нарисовать все, что мальчик пожелает. Но ребенок сидел и смотрел на белый лист бумаги. «Почему ты не рисуешь?» - спросил учитель.

- Скажите, какие основные принципы ФГОС были нарушены учителем? (Ответы)

Поэтому развитие современного образования требует внедрения технологий, которые способны культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе различных педагогических технологий как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Современной школе предлагается огромное разнообразие педагогических технологий.

Сегодня я расскажу о педагогической технологии «Французская мастерская». Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания путем самостоятельного или коллективного открытия.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Не спор, даже не дискуссии. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и открытие нового.

В педагогической мастерской ученик сам строит путь в открытии новых знаний, проживает увиденное и услышанное.

Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод. «Мы не можем помочь людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами» (Авраам Линкольн)

Эта необычная система обучения разработана французскими педагогами и психологами – представителями «Французской группы нового образования». Эта группа возникла ещё в 20-х годах 20 века, но окончательно её труды были признаны

Министерством образования Франции с 1984 года. России с ней познакомились в 1990 году на семинаре в Петербурге.

Данная технология удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.

Сущность новой системы выражается в следующих основных положениях:

1. Личность с новым менталитетом: «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2. Все способны. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.

3. Развития личности.

Девиз французских мастерских – «Делай по-своему».

Мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает и строит сам.

Мастерская не равна по времени уроку, она требует исследования и детального проговаривания гипотез и результатов. Часть вопросов не получит ответов здесь и послужит материалом для следующих мастерских. Обычно на мастерскую отводят два урока как в средней (старшей), так и в начальной школе.

Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет озарение - инсайт, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного свободного творчества.

В мастерской реализуются следующие принципы:

  1. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
  2. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
  3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием. Французские мастера категорически против оценивания работы в мастерской в какой- либо форме. Они утверждают, что нельзя не только ставить отметки, а даже словом или мимикой высказывать свое субъективное отношение к работе учащихся. Это будет расцениваться, как давление на личность.
  4. Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
  5. Разнообразие используемого материала.

Выделяют этапы мастерской

Эти этапы являются основными:

Индукция. Суть этапа в эмоциональном настрое на интересную работу, в мотивации к творчеству. Задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, учитель настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке. Главный ресурс – индуктор. В его роли выступает любой информационный сигнал (рисунок, предмет, слово, текст, звук), задача которого вызвать поток ассоциаций у ученика.

Деконструкция. Обозначает неспособность с помощью имеющихся средств выполнить задание. В этот момент формируется информационное поле с помощью предлагаемого материала. Индивидуальное творчество размещается на общий лист бумаги.

Реконструкция. После деконструкции нужно хаос превратить в проект решения проблемы. Проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая представлена в творческих проектах – рисунках, текстах, стихах и т.д.

Социализация. Важный этап. Здесь ученики сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы, обнаруживают закономерности и связи.

На этом этапе даётся одно задание для всего класса, ответы сообщаются всем. Здесь важно умение говорить, доносить информацию, аргументировать. За отработкой этих моментов следит Мастер.

Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках. Работы групп оформляются в единый коллаж, тем самым расширяются ощущения, представления, знания.

Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением) (где мы это можем применить?). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.

Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.

Цель мастерской – разработка и внедрение в практику образования интенсивных метотов и развития ребёнка как личности. Меняется роль учителя: он не передаёт готовые знания, а даёт возможность через постоянный алгоритм действий создать творческий процесс для формирования у учеников собственного представления о мире.

Вернемся к притче. Как вы думаете, как поступил мальчик? (Ответы)

«Почему ты не рисуешь?» - спросил учитель. И мальчик заглянул в рисунки других учеников: там были роскошные дворцы и прекрасные принцессы, смелые рыцари и чудесные леса, удивительные птицы порхали среди праздничных цветов. Мальчик вздохнул и, обмакнув кисть в краску, вывел четыре красных лепестка на тоненьком стебельке".

Вывод: Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования коммуникативных навыков.

Моя работа нацелена на то, чтобы предоставить ученику возможность самостоятельно открывать новые знания, потому что, как сказал Сократ: «Человек не может научиться играть на флейте, не приставив её к губам».

28.08.2021 15:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!