СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические факторы формирования культуры поведения младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В статье раскрываются теоретические аспекты формирования культуры поведения младших школьников, даны причины отклоняющего поведения. Рассматриваются факторы формирования культуры поведения через учебно-воспитательный процесс. Ключевые слова: формирования культуры поведения младших школьников, фактор, воспитание, учитель начальных классов, развитие личности. Процесс формирования культуры поведения у младшего школьника является сложным и многогранным процессом, в котором на основе единства целей (ценностей), гуманистического содержания, форм, средств, методов воспитания и обучения происходит становление личности, развитой в общекультурном отношении, выраженное в положительной мотивации, информационной наполненности, рефлексии в поведении и деятельности личности [1, ст.45]. Педагогический анализ воспитания культуры поведения младших предполагает всесторонний учет различных факторов, влияющий на развитие и формирование личности. Исходя из того, что дальнейшие улучшение воспитания культуры невозможна без изучения и учета влияний воспитывающей среды. Чем больше учитель будет организовывать учебно- воспитательный процесс, тем успешнее осуществляется формирование культуры поведения младших школьников. К первой группе факторов, влияющие на возникновение различных отклонений в поведение младших школьников, относят неблагоприятные семейные психосоциальные отношения, которое оказывают негативное воздействие на эмоциональное развитие личности. Одни из непосредственно касаются отношения ребенка с другими членами семьи; другие подразумевают в целом атмосферу семьи, в которой происходит воспитание ребенка. Вторую группу факторов составляют социальные стрессовые события, источником которых являются конфликтные ситуации с педагогом, агрессивная, эмоционально неблагоприятная среда, а также конфликты между родителями и школой. Третья группа факторов- хронический межличностный стресс, связанный с учебой. Данная категория касается аномальных отношений, возникающих в школе и в классе. Таким образом, изучение основных групп факторов, повышающий риск возникновения отклоняющего поведения младших школьников, позволило идентифицировать ряд методов, средств и приемов, которые способствуют улучшению формирования культуры поведения в учебно-воспитательном процессе. Формирование культуры личности начинается еще в семье, затем детском саду. В момент поступления в школу он в принципе должен овладеть достаточным объемом информации о правилах культуры поведения в различных жизненных ситуациях. Многие ученики уже знают о правилах культуры общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважение и доброжелательности; о культуре деятельности на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений; о правилах культурно-гигиенических навыков и привычек (содержание в чистоте лица, прически, одежды, обуви и школьных принадлежностей, а также культуры еды). Однако, как показывает практика, дети приходят в школу с различным уровнем сформированности культурных навыков. И зачастую, именно педагогам приходится восполнять серьёзные пробелы в семейном воспитании детей, а в лучшем случае, продолжать формирование у младшего школьника качеств человека культуры [3, ст.21]. От того, в какой семье воспитывается ребёнок, зависит уровень культуры его поведения. Поэтому, прежде всего учитель должен познакомиться с семьёй своего ученика. Воспитание культуры поведения основана как на работе с детьми, так и на работе с родителями. Родители должны узнать, какую цель ставит перед собой учитель, с какими правилами культуры он познакомил ребят, какая помощь требуется в этом вопросе от родителей [2, ст.12]. Специальная работа над каждой темой не означает, что учитель не обращает внимания на воспитание тех правил культурного поведения, которые не изучаются в данный момент. Если учитель в настоящее время работает над правилами вежливого отношения к людям, и в то же время класс идёт в театр, то учитель знакомит обучающих с правилами поведения на улице, в общественном транспорте, в самом театре. При формировании общей культуры школьника, важным преемственность в нравственном воспитании ребенка, а также взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности в школе значительно расширяет и углубляет этические знания учащихся, приводит их в систему и способствует формированию на их основе соответствующих нравственных чувств и взглядов. Важным педагогическим условием организации формирования у младших школьников культуры поведения является использование разнообразных форм и методов воспитания. В качестве таких организационных форм выступают, прежде всего, индивидуальные и групповые этические беседы, обсуждение содержания художественных произведений и конкретных поступков, устные журналы, встречи, утренники и др. Возрастные особенности школьников, опыт их деятельности и поведения, уровень развития нравственного сознания в известной степени дифференцируют формы организации словесного воздействия [4, ст.7]. Главными методами является приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, которое отрабатывается [4, ст.15]. Учитель начальных классов также может использовать словесные игры “Вкусные слова” (обучающийся с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (учащиеся вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), “Река вежливости” (игроки парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, произнося волшебное слово, он выбирает себе пару) и т.д. Для оптимизации повышения необходимо разъяснять учащимся про этические нормы, связанные с правилами культурного поведения. Методы разъяснения различные: рассказ, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, поучительных мультфильмов, беседа по прочитанному рассказу. Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место занимает беседа с обучающимися. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, высказывают разные мнения, основываясь на собственном опыте. Именно в беседе раскрывается понимание учащимися тех или иных правил. Эффективный прием разъяснения правил культурного поведения- использование литературных произведений-рассказов, стихотворений, басен. При этом целесообразно обсуждать с учащимися и образцы правильного поведения, и негативные поступки, возможно использовать юмор. Хорошим материалом для такой работы являются стихотворения А. Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», Вл. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихотворения можно прочитать в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Не следует непосредственно связывать плохие поступки героев стихотворений с поведением учащихся, высмеивать их. Если такие аналогии будут проводиться, то учащиеся не будут стараться исправить свое поведение, а обидятся, замкнутся в себе, а иногда могут начать поступать назло, против всех правил [5, ст.25]. Также работа по воспитанию культуры поведения проходит в форме занятий, проводимых на классных часах. Их проведение условно можно разделить на три этапа: подготовка к занятию, проведение и повседневная работа. Организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учащимися в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями. Итак, планируя воспитательную работу по данной проблеме, необходимо использовать различные формы и методы проведения воспитательных мероприятий, потому что это приводит к тому, что повышается уровень знаний у учащихся правил культуры общения с окружающими и родителями, учащиеся стараются чаще употреблять в своей речи вежливые формы обращений. Список использованной литературы: 1. Баранова, Л.И. Воспитываем культуру поведения у младших школьников // Пачатковая школа. 2003.- №6. – с.37 – 38 2. Средства воспитания (методический подход). Классный руководитель. 2002. № 3. 3. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2001. 4. Дименкова, Т.М Современные формы воспитательной работы в начальной школе: методические разработки / Т.М. Дименкова. – Мозырь: Содействие, 2012. – 240 с. 5. Катович, Н.К. Модели воспитания школьников: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов, воспитателей / Н.К.Катович. – Минск: НМЦентр, 2000. – 120 с. 6. http://xreferat.ru/71/1446-1-kul-tura-povedeniya-shkol-nika.html

10.01.2019 17:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!