СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические условия обеспечения преемственности дошкольного и начального звеньев образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (С.М. Годник, Б.С. Гершунский, А.А. Мерк, Л.Е. Раскин, Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант). Результаты этих исследовательских работ позволили определить теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что преемственность определяется как многозначное, разноплановое понятие, рассматривающееся в разных аспектах. В педагогике преемственность – это последовательность процесса воспитания и обучения. Реализация преемственности предполагает упорядоченное применение методов и форм работы учителя, взаимосвязь нового и ранее изученного.

На данном этапе развития образования не утратил актуальность вопрос перехода детей из детского сада в образовательное учреждение. Основатель дошкольного образования в России А.С. Симонович рекомендует создавать элементарные классы для детей 6–7 лет, обучение в которых обеспечит поступательный переход. В таких классах ребенок познакомится с азбукой, письмом и счетом. При этом педагог отмечает, что обучение следует начинать не сразу, а постепенно, поскольку при таких условиях в ребенке не подавляется его желание учиться; он продолжает играть и вместе с тем понемногу входит в ученье [1].

К.Н. Вентцель в свою очередь высказывает противоположную мысль о том, что ребенку нужно предоставить возможность прожить период дошкольного детства во всей полноте жизненных запросов, не обременяя заранее знаниями, которые он получит в начальной школе [2].

Тем не менее, современная система ФГОС выставляет свои требования к будущему первокласснику: желание учиться; наличие чувства ответственности; серьезность и самостоятельность; наличие запаса знаний об окружающей действительности; связная речь и способность использовать ее как средство общения и орудие мышления; устойчивое внимание; понимание символического изображения и умение им пользоваться в процессе обучения чтению, письму и счету.

В связи с этим необходимо отметить важность единства методов и приемов обучения в детском саду и школе для повышения педагогических достижений. Педагог Е.И. Тихеева считает, что детский сад должен воспитать в ребенке такие качества, как пытливость ума, интерес к знаниям, внимание, наблюдательность, память и воображение [3]. В свою очередь, школа должна использовать достижения воспитательно-образовательной работы детского сада, его живые методы и сделать содержательной жизнь и учебу маленьких школьников. Детский сад и школа не должны быть отдельными, несвязными элементами системы образования. Они нуждаются в соблюдения единства форм, методов обучения, совместной методической работе учителей и воспитателей, обмена опытом. То есть воспитатели подготовительных групп детского сада должны знать содержание программы первого класса, а учителя начальных классов — программу воспитания и образования дошкольного образовательного учреждения.

М. Р. Львов, опираясь на основные теоретические положения, представленные в педагогике и психологии, выделяет важнейшие условия соблюдения принципа преемственности между дошкольным и начальным образованием: а) изучение, знание «сквозных» тенденций развития с дошкольного возраста по Х (XI) класс в обогащении словаря, синтаксисе речи учащихся; б) понимание того нового, что появляется в речевом развитии учащихся на каждом следующем этапе обучения; в) организация пропедевтической работы на каждом этапе обучения; г) повторение, обобщение материала, изученного на более ранних этапах обучения [4].

Все вышеперечисленное подтверждает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В практике уже существуют подобные учреждения. Так, например, СГОАН — Самарская государственная областная академия (Наяновой). Концепция образования включает в себя 7 этапов. Каждый из них соответствует уровням образовательных программ, которые составляются на основе государственных образовательных стандартов. Первые два этапа наглядно показывают перспективную модель преемственности дошкольного и начального школьного образования: дошкольный (для детей в возрасте от 4 до 6 лет включительно); начальный школьный (1-4 классы) [5].

Помимо СГОАН, в Самаре ведет работу детский сад Л.Рахмановой «Развитие» Образовательные программы сада включают лучшие методики, созвучные современным образовательным запросам, авторские разработки, основанные на 12-летнем опыте работы. Малыши принимаются с 1.5 лет. Занятия первого года обучения ведутся по программе «Детский сад 2100». Она обеспечивает непрерывность и преемственность дошкольного и школьного образования.

В процессе обучения используются игровые моменты, радость познания и открытия нового, что формирует у детей высокую познавательную мотивацию. С 6-ти лет дети проходят основательную подготовку по всем школьным предметам, изучают три иностранных языка [6].

Еще одно учреждение, реализующее программу преемственности – МБДОУ Детский сад №256 г.о. Самара. Методика детского сада включает в себя: работу по взаимодействию воспитателей и педагогов начальной школы; анализ результатов успеваемости выпускников детского сада; изучение вариативных школьных программ; помощь психолога по определению способностей, познавательных интересов ребенка с целью ориентации на выбор оптимальной программы дальнейшего его обучения; отслеживание результативности подготовки к школьному обучению; проведение совместных мероприятий ДОУ и школ: родительские собрания, семинары, открытые уроки, беседы за круглым столом, «Дни открытых дверей» [7].

Как мы видим, проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Это позволит ребенку успешно пройти процесс перехода в начальную школу, обеспечит систематичность образования.

Список литературы:

1. Симонович А. С. Детский сад. Прошлое в настоящем. Статьи из первого российского дошкольного журнала // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/01/teoretik-i-praktik-doshkolnogo-vospitaniya-v-rossii-a-s-simonovich

2. Сущность и основные положения теории свободного воспитания К. Н. Вентцеля // DealEducation. Новая педагогика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dealeducation.ru/gowems-247-6.html.

3. Тихеева Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Тихеева – М.: Просвещение, 1972. – 175 с.

4. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М. Р. Львов – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

5. Самарская государственная областная академия (Наяновой) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Самарская_государственная_областная_академия_(Наяновой)

6. Развитие. Детский сад. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.razvitiedetey.com/prepod/115

7. Преемственность обучения // Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №256 г.о. Самара [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detsad256.narod.ru/index/0-10

02.06.2017 08:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!