СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плохой учитель преподносит истину, хороший- учит ее находить. А. Дистервег

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каким должен быть сегодня молодой человек? «Найти свою дорогу, узнать свое место- в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой»,- так сказал В.Г.Белинский.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года отмечает: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной творческой деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Современное общество испытывает потребность в человеке, который находится в постоянном творческом поиске. Стремление человека достичь чего-то большего определяет его развитие, следовательно, развитие общества. Решение проблемы соотношения развития и обучения занимает особое место в жизни школы. И хотя целью образования по-прежнему остается вооружение учащихся суммой знаний, умений, очевиден рост требований к развитию младшего школьника.

По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями. Младший школьник должен отличаться сформированностью таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самосознание, самоуважение, самостоятельность, самодисциплина, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей, способность к ориентировке в мире духовных ценностей, умение принимать решение и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов развития. Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в развитом правовом обществе, у нас нет. Этот набор качеств является ключевым в обучении учащихся современной школы, начиная с ученика младших классов и заканчивая её выпускником.

Использование на уроке проблемных ситуаций, применение заданий поискового характера востребованы в сегодняшней школе, так как вся «система рассуждений в процессе выполнения заданий поискового характера - творческий процесс, путь поиска и находок». В последние годы в практику работы учителей все шире входит деятельностный метод обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание, сотворение. Сегодня стало очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.

В связи с этим, ставила перед собой следующие задачи:

Изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;

Обоснование важности формирования информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников, учитывая возрастные особенности учащихся;

В 2009 году мною были пройдены курсы повышения квалификации учителей по теме: «Компетентностно - ориентированное образование в начальной школе», которые помогли мне еще раз убедиться в том, что есть необходимость работы по формированию коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов. Постоянно совершенствую свою педагогическую деятельность: занимаюсь самообразованием, посещаю уроки своих коллег, районные семинары. Сама участвую в них. С января 2010 года прохожу курсы «Информационные технологии в начальной школе» На своих уроках использую компьютер.

Наиболее эффективным технологиям по формированию ключевых компетенций, а в частности коммуникативных считаю экскурсии, учебные проекты, нестандартные формы уроков, использование на уроках ИКТ, игровые технологии.

Формирование у школьников прочных умений и навыков на любом уроке -одна из важнейших задач учебного процесса. Именно в младшем школьном возрасте ученик овладевает системой действий, необходимых для успешной познавательной деятельности. Живому уму ребёнка достаточно лишь немного увидеть и услышать, чтобы потом долго размышлять и многое понять. Моя задача – лишь помочь ему.

Активизация познавательной деятельности требует определенной организации совместной деятельности учащихся и учителя, использования различных методов, способов и форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению активности и самостоятельности. Для этого необходимо, чтобы объект познания был включен в сферу деятельности школьника, и диалектическое взаимодействие между ними создавало бы условия проявления активности и самостоятельности. На уроках это могут быть ситуации, в которых ученик должен:

Защищать свое мнение, используя приобретенные знания;

Выяснять не понятное, задавая вопросы учителю, товарищам;

Оценивать ответы одноклассников, делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам в затруднениях;

Рецензировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

1.Создание максимальной помощи ученику с учетом результатов анализа контрольных работ, работы на уроке.

2.Познание становится ведущей деятельностью в развитии ребенка.

3. В зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.

4. Замечать любые способности учеников.

5. Создавать условия для развития познавательных способностей посредством дифференциации, как на уроках, так и во внеклассной работе.

Как сделать так, чтобы мои ученики всей душой полюбили чтение? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребёнок откажется от просмотра мультфильмов, компьютерных игр, а отдаст предпочтение книге?

Наверное, только тогда, когда он будет жить вместе с героями не определённый момент, а в течение длительного периода, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. Чтобы воплотить это в жизнь я использую метод «погружения в литературное произведение» Мы читаем с учащимися длительное время большое по объёму произведение. Ежедневно дома дети читают одну главу или несколько страниц. На следующий день на уроке 5 минут. Ученики ждут этих совместных обсуждений, хотят соотнести собственные впечатления с мнениями ровесников. Каждая книга даёт возможность открыть что-то новое. Работа строится на вопросах учеников. Учащиеся ведут тетради по чтению, где записывают вопросы, делают рисунки, пишут небольшие сочинения. Оценивая работу в тетради, стараюсь учитывать содержание вопросов, грамотность написания, аккуратность, систему в работе. Мы стремимся, чтобы вопросы носили поисковый характер. На своих уроках учу детей обращать внимание на средства выразительного чтения: паузы, логическое ударение, темп, ритм. Стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик 25-30 минут на уроке был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в выборочном чтении, по ролям, цепочкой, такие приёмы помогают разнообразить работу на уроке. Формируется любовь к книге, развивается кругозор, обогащается словарный запас. Дети сами составляют памятки работы с жанрами: рассказом, повестью, стихотворением и т. д. Практикую в своей работе « Метод орфографического чтения» которым охватывается успешное обучение детей довольно широкому кругу орфографических правил. Дети легко осваивают орфографическое чтение и с самого начала хорошо отличают два вида чтения: читай, как пишем, и читай, как говорим. Провожу его чаще всего хором. В конце года второго класса при проверке техники чтения, все дети справились с нормой. Читая, у детей развивается фонематический слух, столь важного для усвоения правописания. У детей хорошо читающих, развито языковое чувство, они слышат фонемы и пишут грамотно. Но не всем дано быть грамотными. Одна из волнующих моих проблем научить грамотному письму, а то есть замечать речевые ошибки.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания людей в письменном общении.

От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности самой орфографии, разрозненности изучаемых правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимания учащихся к слову, к родной речи, ограниченного словарного запаса, падение интереса к чтению, организация учителем учебной деятельности оптимальная.

Один из этапов русского языка – словарно - орфографическая работа. Цель учителя - пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания орфограмм и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждом уроке.

Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и учителей русского языка. Хорошо, когда ребёнку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма.

С самых первых дней ребёнка в школе учу рассматривать любое правило, как правила игры. Любая игра представляет собой приключение и не просто приключение, а приключение мысли. Ведь орфография- это своеобразный лабиринт, из которого можно выбраться, если во время увидеть указатель и научиться, им следовать. Развитию орфографической зоркости способствует большое количество систематических упражнений.

Ежеурочно - проводимые « орфографические зарядки» нацеленные на умение учащегося обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Проводятся в начале каждого урока русского языка, занимают 5-6 минут урока. Эти упражнения можно подразделить на четыре этапа: подготовительно- ознакомительный этап, тренировочный этап, закрепительный этап, контрольно- диагностический этап.

Упражнения « Орфограммы в загадках» развивая орфографическую зоркость, помогают учителю разнообразить работу на уроке, формируют любовь к народному творчеству, расширяют кругозор, обогащая словарный запас, развивают логическое мышление, приучая к размышлению и доказательству.

Например:

ЖИ – ШИ Парные согласные.

Сами крошки, Хозяин лесной

Боятся кошки: Просыпается весной.

Под полом живут А зимой под вьюжный вой

Туда всё несут. Спит в избушке снеговой. (мыши) (медведь)

Ползун ползет, На дворе горой

Иголочки везёт. А в избе водой. (ёжик) (снег)

3.Использование принципа какографии, то есть письма с намеренно допущенными ошибками. Обычно текст записывается на доске.

4.Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работ, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.

5.Объяснительные и предупредительные диктанты.

6. Выборочные списывания диктантов. Приём списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Письмо по памяти.

7. Использование зрительных диктантов.

8. Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.

9.Использование энтомологического анализа слов.

10.Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты, так, как написаны.

11. Очень активизируют работу перфокарты.

12. Использование орографической зоркости практикуется работа в парах. Работа в парах организуется разнообразно, где учащиеся должны видеть « опасные места», рассуждать, доказывать.

13. Составление опорных таблиц и памяток учащегося, включающих в себя алгоритм работы с орфограммами.

Использую устные упражнения, так как в первую очередь они обогащают словарный запас учеников и готовят к безошибочному письму. Ошибки, которые допускают дети в устных упражнениях, не оказывают такого угнетающего, отрицательного воздействия на эмоции детей, как тетрадь с исправленными ошибками. Громко речевая деятельность является самым активным видом деятельности на уроке, если сравнивать со зрительной и слуховой. Устное общение- это ещё и мост в будущее. Оно является основой языкового развития, мышления, получения информации. На устную работу отвожу не более 5 минут. Н-р: использую одинаковые буквы в словах: лебедь, белый, петух, Петя. Использую орфографические запоминалки.

07.02.2017 23:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!