СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к диагностике, ЕГЭ, ОГЭ. Советы учителям, ученикам и их родителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что определяет успех экзамена - знания или умение владеть собой?

Три составляющих успеха сдачи ЕГЭ - психологически подготовленный педагог, родитель и ребенок.

Педагогам хорошо известно, что результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился не щадя сил, без сна и отдыха и, казалось бы, знает все назубок, получают худшие оценки, чем те, кто ничем не жертвовал, работал в меру, без перенапряжения. Иногда говорят "повезло", но дело не в везении, а в том, что успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, организовать свою деятельность и правильно рассчитать силы.

Реакция на экзаменационный стресс во многом определяет результат ЕГЭ. Почему одни дети спокойно сдают экзамены, а другие - очень волнуются, боятся?

Любой экзамен - испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением. Именно это состояние и называют экзаменационным стрессом.

Существуют два основных варианта реакции на него.

Первый - активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям.

Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, и хорошо сдать экзамены сложно даже тем, кто знает материал.

Основные факторы, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс

Можно выделить следующие:

  • негативный настрой;
  • ситуации неопределенности и ограничения времени;
  • сомнения в полноте и прочности знаний, в собственных способностях - логическом мышлении, умении анализировать;
  • особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например медленный темп, длительное врабатывание, трудности планирования;
  • психофизиологические качества - сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость;
  • индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение;
  • груз ответственности перед родителями и школой.

Создание атмосферы неудачи - основная ошибка педагогов при подготовке к экзаменам. "Времени совсем не осталось", "Не готовы!.", "Не сдадите.", "С такими знаниями рассчитывать не на что" - многократное повторение подобных фраз, тактика запугивания, помноженная на собственное волнение ребенка, повышают тревожность, формируют негативную установку.

Задача педагога - сделать все, чтобы снизить волнение и страх неудачи.

Безоценочное проведение пробных ЕГЭ для "проигрывания" процедуры с анализом возникающих проблем и трудных ситуаций позволит определить индивидуальную тактику подготовки и поведения на экзамене.

Такой разбор должен быть спокойным, не усиливать волнение и страх неудачи.

Правильно организованные пробные экзамены позволят снять неопределенность, научить детей использовать индивидуальные особенности организации деятельности, сформировать навыки работы с тестовыми заданиями, позитивную установку.

Обучение школьников навыкам эффективной работы с информацией и простейшим приемам аутотренинга поможет устранить сомнения в собственных силах и способностях.

Одна из главных причин неудачи на экзаменах - физическое и психологическое перенапряжение из-за нерациональной организации подготовки в течение длительного времени.

Педагог и школьный психолог должны помочь каждому ученику правильно распределить нагрузку, установить режим занятий и отдыха, обратить внимание на значение здорового питания.

Советы и рекомендации педагогам

Во-первых, задолго до экзамена следует отработать все вопросы, касающиеся процедуры проведения экзамена, - что сдавать, как проходит экзамен, сколько времени на него отводится, как правильно заполнить все документы, каковы критерии оценки.

Дети должны хорошо ориентироваться в задании, иметь возможность все уточнить, переспросить, задать вопрос, не волнуясь о том, как на это отреагирует учитель.

Во-вторых, не следует фиксировать внимание на непреодолимой трудности ЕГЭ, ответственности перед школой и родителями - это может создать негативную установку и повлечет дополнительные сложности на экзамене.

В-третьих, полезно "проиграть" ситуацию экзамена для тренировки выбора последовательности действий, ориентации во времени, определения способа записи, необходимости черновика и т. д. Важно, чтобы школьники сами анализировали результат - что удалось, что не удалось, на что следует обратить внимание.

В-четвертых, нужно заранее выработать план действий, возможные варианты выхода из трудной ситуации.

И последнее: особое внимание следует уделить режиму подготовки, эффективным методам работы с информацией, анализу индивидуального стиля деятельности и примерам аутотренинга, позволяющего снизить напряжение, расслабиться.

Советы и рекомендации родителям

Помощь и поддержка своего ребенка во время подготовки к экзаменам должна быть не на словах, а на деле.

Помогите организовать рабочее место и режим, побалуйте "вкусненьким", разберите вместе сложную задачу, если это по силам, вместе повторите даты, научите оценивать и регулировать свое состояние.

Не запугивайте неудачей и провалом.

Не настаивайте на работе без отдыха и сна.

Не запрещайте любимых занятий во время подготовки к экзаменам.

Не дергайте ребенка по пустякам, отложите "воспитательные мероприятия", нотации, упреки. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи.

Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат экзамена, не настраивайте его только на максимальный, но мало достижимый результат.

В случае неудачи ребенка на экзамене не паникуйте, не устраивайте истерику и воздержитесь от обвинений.

Сделайте все, чтобы утро перед экзаменом было спокойным, приготовьте что-то любимое на завтрак, найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, снять напряжение, настроиться на успех.

Памятка для обучающихся

Уточните, когда будет проходить экзамен, в какое время и в каком месте.

Накануне экзамена соберите все, что вам необходимо: ручки, карандаши, калькулятор (проверьте состояние батареек), чертежные принадлежности и т. д. Положите все это в папку или пенал.

Не забудьте носовые платки (лучше одноразовые).

Не занимайтесь ночью. Выспитесь. Все что вы хотели повторить, повторите утром.

Встаньте пораньше, чтобы сделать несколько физических упражнений, принять душ, позавтракать и заранее выйти из дома.

Не нервничайте по пустякам, настраивайтесь только на успех.

Не корите себя ("Я этого не знаю", "Это я не успел", "Мне не хватило одного дня").

Ни с кем не обсуждайте свое волнение, тревогу, страх.

Забудьте фразы: "Ой, я так волнуюсь", "Я чувствую, что не сдам" и т. п

Не думайте о том, как отреагируют родители, учителя на ваши результаты (и вообще, меньше думайте об итогах экзамена).

Решите, какой результат будет возможным и достаточным.

Старайтесь думать о том, как распределите время на экзамене, с чего начнете, как будете проверять ответы и т. п.

Просмотрите все вопросы. Начните отвечать на те, которые не вызывают проблем. Обязательно оставьте время на проверку ответов.

Не стремитесь сдать работу (даже если все сделано) до окончания экзамена. Лучше еще раз проверить.

Рекомендации родителям в предэкзаменационный период

1. Не допускать перегрузок ребенка, как физических, так и интеллектуальных;

2. Обеспечить дома удобное место для занятий, проследить, чтобы ничто и никто не мешал;

3. Составить и придерживаться плана занятий, где четко определить, какие предметы, темы в рамках данного предмета и когда будут изучаться (начинать с самого сложного нужно в том случае, если голова «свежая» и ребенок еще не уставший, с самого легкого начинать, когда ребенок «трудно раскачивается», уставший);

4. Потренироваться на выполнении как можно большего количества тестов по конкретному предмету. Попробовать смоделировать ситуацию экзамена и сделать требуемое количество тестовых заданий за время, предусмотренное для экзамена;

5. Позаботиться о поддержании работоспособности:

а) увеличить сон на 1 час (когда мы высыпаемся, то на изучение одного и того же материала тратится меньшее количество времени);

б) лучшее время для интеллектуальных нагрузок 7-12 часов, 14-18 часов;

в). Проводить на свежем воздухе не менее 30-40 минут в день;

г). При подготовке предмета делать перерывы не менее 10 минут каждый час. В перерывах отдыхать, переключаясь на физическую нагрузку (домашние обязанности, душ, прогулка);

6. Обратить внимание на питание. Научно доказано, что психические процессы, такие как память, внимание зависят от качества еды, которую мы потребляем. Необходимо увеличить количество моркови (ускоряет усвоение информации, процесс запоминания), бананов, клубники, апельсинов (снижают уровень напряжения, стресса), морской рыбы, орехов, меда, творога, шоколада (улучшают деятельность мозга).

7. Накануне экзамена обеспечить полноценный отдых, хорошо выспаться и позавтракать.

материалы с сайта http://www.ege.43edu.ru/

Категория: Всем учителям
04.05.2019 11:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!