СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОДХОДЫ К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ АС «СЕТЕВОЙ ГОРОД. ОБРАЗОВАНИЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 20 октября 2010 года вступила в силу Государственная программа

Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)". Она

затронула все отрасли. Применение современных информационных технологий

в сфере образования предъявляет новые профессиональные качества

преподавателю, такие как: руководить самообразованием учащихся, создавать

творческую атмосферу и многое другое. Предлагаемая программа представляет

собой стратегический план развития единого информационного пространства

образовательных учреждений, что обеспечит повышение качества образования

и решение проблемы подготовки кадров, владеющих информационными

технологиями.

Информатизация выступает в качестве основы управления. Целью

информатизации вляется создание условий, обеспечивающих эффективное

применение информационно-коммуникационных технологий во всем

образовательном процессе, формирование и развитие информационной

культуры всех субъектов образовательного процесса. Реализация цели позволит

решить комплекс проблем, сопровождающих внедрение информационных

технологий в образовательный и управленческий процессы.

«Сетевой город. Образование» (далее СГО)– комплексная программная

информационная система, объединяющая в единую сеть школы и органы

управления образования в пределах города, сельского или городского района

(округа). Тем самым формируется единое городское информационное

образовательное пространство. При этом каждое образовательное учреждение

не просто выполняет требования Управления образования по сдаче отчётности,

а получает все средства для организации собственных учебного процесса и

управленческой деятельности, полностью аналогичные тем, что есть в системе

Рис. Структура «Сетевой город. Образование»

Физически вся информация размещается в одном месте, на сервере

Управления образованием. Каждый пользователь образовательного учреждения

(директор, завуч, ученик, учитель и т.д.) и родители учащихся имеют

индивидуальные имя и пароль и могут входить в систему с любого компьютера,

подключенного к муниципальной сети (или сети Интернет). Права доступа к

информации разграничены и гибко настраиваются (Рис.) [2].

Рассмотрим, насколько такая информационная система соответствует

требованиям, предъявляемым к информатизации образования. За основу

возьмем принципы информатизации, сформулированные Д.Ш. Матросом в

книге [1].

1. Принцип новых задач. Суть его состоит в том, чтобы не

перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а

перестраивать их в соответствии с новыми возможностями, которые дают

компьютеры [1]. В СГО традиционным будут ведение классных журналов,

электронных дневников, но решаются существенно новые задачи. Такие, как

автоматический подсчет среднего балла по каждому ученику или предмету;

создание автоматических отчетов успеваемости по классу или по предмету. Это

существенно сократит время подготовки отчетности.

2. Принцип системного подхода. Это означает, что внедрение

компьютеров должно основываться на системном анализе процесса обучения.

Должны быть определены цели и критерии функционирования процесса

обучения, проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов,

которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система

наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям [1].

В СГО этот принцип реализован через права доступа к информации. Они

разграничены и гибко настраиваются. «Администратор» имеет доступ ко всей

информации, он может, как просматривать, так и редактировать ее.

«Преподаватель» имеет права только заполнять классный журнал (календарно-

тематическое планирование, успеваемость и пропуски). «Родителю» и

«учащемуся» доступны только его данные.

3. Принцип первого руководителя. Суть его состоит в том, что заказ на

компьютеры, программное обеспечение и их внедрение в процесс обучения

должны производиться под непосредственным руководством первого

руководителя соответствующего уровня (начальника управления образования,

директора образовательного учреждения). Практика убедительно

свидетельствует, что всякая попытка передоверить дело внедрения

второстепенным лицам неизбежно приводит к тому, что оно ориентируется на

рутинные задачи и не дает ожидаемого эффекта [1].

В СГО эту роль выполняет администратор системы, например,

заместитель директора по информатизации, учитель информатики.

Администратор осуществляет контроль по ведению базы данных сотрудников,

учащихся и родителей, внутришкольных документов, редактирование сведений

об образовательном учреждении, закрытие учебного года.

4. Принципы максимально разумной типизации проектных решений.

Это означает, что, разрабатывая программное обеспечение, исполнитель

должен стремиться к тому, чтобы предлагаемые им решения подходили бы

возможно более широкому кругу заказчиков не только с точки зрения

используемых типов компьютеров, но и различных типов школ: гимназии,

колледжа, лицея и т.п. [1]. СГО поддерживает основные типы образовательных

учреждений: дошкольное, общеобразовательное, а также дополнительное.

5. Принципы непрерывного развития системы. По мере развития

педагогики, частных методик, компьютеров, появления различных типов школ

возникают новые задачи, совершенствуются, видоизменяются старые. При этом

созданная информационная база должна подвергаться должной

перекомпоновке, но не кардинальной перестройке [1].

В автоматизированной системе СГО постоянно обновляется и

дорабатывается. Последней версией АС «Сетевой город. Образование» 2.40. В

данной версии обновлены формы Федерального государственного

статистического наблюдения (по состоянию на сентябрь 2012 г.), обновлены

отчеты, осуществление входа при наличии электронной цифровой подписи,

добавлена книга движения учащихся и многое другое.

6. Принципы автоматизации документооборота. Основной поток

документов, связанный с процессом обучения, идет через компьютер, а

необходимые сведения о нем выдаются компьютером по запросам. В этом

случае педагогический коллектив сосредоточивает свои усилия на постановке

целей и внесении творческого элемента в поиск путей их достижения [1]. В

СГО осуществлен электронный документооборот: общение по почте,

размещение объявлений, составление и корректировка учебного плана, ведение

книги движения учащихся, размещение приказов и законов всех уровней.

7. Принципы единой информационной базы. Смысл его состоит

прежде всего в том, что на машинных носителях накапливается и постоянно

обновляется информация, необходимая для решения не какой-то одной или

нескольких задач, а всех задач процесса обучения. При этом в основных файлах

исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно

возникает, если первичные информационные файлы создаются для каждой

задачи отдельно. Такой подход облегчает задачу дальнейшего

совершенствования и развития системы [1]. В СГО представлены базы

сотрудников, учащихся, родителей, календарно-тематические планирования,

внутришкольные документы, что позволяет говорить о единой

информационной базе.

Таким образом, можно сделать вывод, что система СГО в целом отвечает

современным требованиям к информатизации, что позволяет повысить

эффективность управления образовательным процессом. Конечно, внедрение и

использование данной системы не обходится без проблем, среди которых, на

наш взгляд, выделяются следующие.

Основной проблемой можно назвать психологическую неготовность

многих учителей к деятельности с использованием системы. Ее решением

является проведение семинаров, обучение на курсах повышения квалификации,

доведение до сведения каждого учителя информации о преимуществах

системы.

Второй проблемой являются несогласованные действия работников

школы в процессе внедрения и использования СГО. В качестве решения

следует предложить очень четкое распределение функциональных

обязанностей участников образовательного пространства;

Третья проблема состоит, в отсутствии должной мотивации учителей и

учащихся. Решением при этом может служить для учащихся – демонстрация

электронного дневника, почты, форума; для учителей – демонстрация плюсов

СГО, а именно: упрощение ведения документации и решения многих задач,

поставленных перед ними (отчеты, подсчет качественной и общей

успеваемости и много другое), а также материальное стимулирование.

Важно отметить, что преодоление трудностей, связанных с внедрением

системы возможно только тогда, когда администратор системы готов к

сотрудничеству, открыт для диалога, предложений, помощи по использованию

Список литературы

1. Матрос, Д.Ш. Информатизация общего среднего образования [Текст] /

под ред. Д.Ш. Матроса.- М.: Педагогическое общество России, 2004.- 384 с.

2. Что такое Сетевой Город. Образование? [Электронный ресурс] / О

продукте.- офиц. сайт.- Самара: ЗАО "ИРТех", 2008. – режим доступа:

http://netschool.umc74.ru/

Категория: Прочее
18.06.2015 08:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!