СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них - формирование целостной картины мира у обучающихся посредством включения их в разнообразные виды деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, способствующей дополнительному развитию каждого ученика. Эта деятельность должна организовываться с учетом запросов, интересов обучающихся, их родителей.
Программа внеурочной деятельности обучающихся по краеведению «Я - курянин» составлена с учётом интересов детей, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы обучающихся.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся 2-4-х классов, дает примерное распределение часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения - отражает географические, биологические, исторические, культурные аспекты изучения Курского края.
Данная программа выполняет две основные функции:
- информационно-методическую- позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средствами данного курса;
организационно-планирующую- предусматривает выделение этапов обучения, определение их количественных и качественных характеристик, структурирование учебного материала. Содержание программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителя могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации обучающихся. Тем самым программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса краеведения, формированию ключевых компетенций.
Программа «Я - курянин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на его социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь обучающихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий - актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность самих обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.
В основе программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей семьи, родного края, родной страны.
Изучение родного края необходимо, чтобы обучающийся:
- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;
- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
- интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Возможности данного курса позволяют объяснить обучающимся важнейшие нормы человеческой жизни - почему мы должны:
• беречь природу и окружающую среду в целом, сохранять и приумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений;
• беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, быть толерантными друг к другу.
Цель программы: формирование основ этнического самосознании школьника, расширение собственного культурного опыта, интереса к истории в целом и истории Курска и Курской области, в частности, воспитание патриота своей родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи программы: образовательные: формирование представлении
различных сторонах жизни своего края, ознакомление с историей и современной жизнью Курского края;
• развивающие: развитие у детей наблюдательности, самостоятельности, инициативы, умений проявлять свои теоретические, практические навыки, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, развитие интереса обучающихся к краеведению через тематические акции научного общества обучающихся, детских библиотек, конкурсы, олимпиады, конференции и другие специализированные акции, адаптация обучающихся к реальной деятельности, к местной социально- экономической и социокультурной ситуации, формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
• воспитательные: развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей малой родине, формирование личностноценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона, укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье); формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально ответственного поведения в ней.
Основные принципы, положенные в основу программы:
1. Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития.
2. Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика.
3. Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой.
4. Принцип систематичности и последовательности - знания в программе даются в определенной системе. Накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
5. Принцип интеграции.
Программа определяет взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом.
6. Принцип вариативности.
В программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции.
7. Принцип дифференциации и индивидуализации.
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал ученика в соответствии с общим уровнем его подготовки.
8. Принцип поликультурной толерантности.
Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны, и мы должны уметь жить в мире с окружающими.
9. Антропологический принцип.
Человек является центром изучения краеведения, истории его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека.
10 Принцип практической направленности курса.
Методы работы:
• словесные методы, рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
• наглядные методы, демонстрация рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, использование мультимедийных презентаций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
• практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, проектов, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию практических навыков и умений детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса, необходимо использовать такие формы проведения занятии как экскурсии, занятия-встречи с информантами, занятия-размышления, занятия-открытия, практические, проектные, проектно-исследовательские, творческие работы. Такие формы работы позволяют детям почувствоватьt свою причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации занятий по краеведению является динамичность
их форм. Занятие из школьного кабинета можно переносить в ту среду, которая изучается (парк, лес, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. п.). Предусматривается большое количество экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческие и туристические технологии, проектные технологии.
Воспитательный эффект: формирование у обучающихся уважения к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску.
Воспитательный результат: развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю. Через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Таким образом, в программе реализуются требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по обеспечению «духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества».
Новизна данной программы заключается в следующем:
- она рассчитана для обучающихся общеобразовательных школ города и области первой ступени обучения;
- основной упор в этой программе делается на более глубокое изучение краеведения города Курска, изучение истории, культуры, обычаев, традиций своего народа;
- данную программу можно легко модифицировать для любого другого города и села нашей Курской области, а также других регионов России;
изучение краеведческого материала связано с проектноисследовательской деятельностью школьников, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребенку в освоении различных видов универсальных учебных действий. Задачи, метапредметные связи и ожидаемые результаты изучения курса «Я - курянин»
Образовательные задачи |
Метапредметные связи |
Желаемые результаты |
Дать обучающимся представление о ценности (значимости) объектов жизненного пространства |
Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, искусством |
Осознание обучающимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и других жителей |
Формировать знания: об этапах развития наследия на примере конкретных объектов; о жизнедеятельности жителей края на конкретных примерах; об уникальности наследия Курского края и его связи с отечественным и мировым наследием на примере конкретных объектов; о проблемах Курского края; о значимости объектов культурного наследия края для его жителей, для России. |
Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, искусством, литературным чтением. |
Осознание обучающимися связи с наследием Курского края; значимое! и этого наследия для предыдущих поколений, для современных жителей, для России и для него лично. |
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
В результате обучения по программе «Я - курянин» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, Познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:
Личностные действия:
Выпускник научится:
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и ф« прошлого и настоящего;
- оценивать их возможное влияние на будущее;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Выпускник приобретет:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регулятора морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свой край;
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с культурой Курской области;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
-эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
-уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, сообщением для выступления на школьных научно-практических конференциях;
- вносить необходимые изменения в исполнение как по ходу реализации проекта (исследования), так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
-узнавать символику Курской области, города Курска;
- описывать достопримечательности родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с различного рода географическими картами;
- работать с картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
-устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
- готовить сообщения и выступать с ними;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Результатами изучения первого года обучения являются умения:
- объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
- называть государственные символы России, Курска и Курской об ласти, изучать историю их возникновения;
- ориентироваться по карте Курской области, называть 2-3 соседей нашей области;
- называть 2-3 достопримечательности Курского края, города, микрорайона;
- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
- знакомиться с Красной книгой Курской области, с животными и растениями, которые нужно беречь и охранять;
- наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов области;
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- добросовестно выполнять обязанности обучающихся школы;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из различных источников информации;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, сообщения для выступлений, фотоколлажи с помощью взрослых или самостоятельно.
Предполагаемые результаты программы «Я - курянин» включают следующие формы контроля: текущий контроль (беседы с обучающимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития города Курска и Курской области);
- тематический контроль (тестовые задания, тематические зачеты);
- обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо-исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных сообщений, проектных работ).
Занятия по краеведению проходят в каждом классе 1 раз в неделю (34 часа в год). Продолжительность занятий 45 минут.
Срок реализации программы - 3 года.
- Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и отдельно взятый класс.
© 2017, Бондаренко Светлана Владимировна 645