СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение эффективности обучения иностранному языку в интегрированном пространстве общего и дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение эффективности обучения иностранным языкам в школе является одной из центральных задач, поставленных перед нами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить. Иностранному языку принадлежит важное место в системе образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Предмет «Иностранный язык» формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Наряду с этим владение иностранными языками в наши дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в профессиональной деятельности человека. Без владения иностранным языком как средством межкультурного общения активная жизнь и успешная карьера личности в современных условиях становится невозможной.

Поэтому основная функция школьного иноязычного образования сегодня - это систематическое обучение и воспитание, направленные на овладение иностранным языком: как средством опосредованного и непосредственного общения с носителями языка, средством познания чужой и своей национальных культур; как инструментом, позволяющим успешно ориентироваться в современном мультилингвальном мире. Язык в наше время – это прикладное средство для определённых достижений в жизни. ФГОС второго поколения делают упор именно на практико-ориентированное обучение.

Стандарты общего образования ставят перед школой широкий комплекс поисково-исследовательских задач. Одна из них – создание благоприятных условий для эффективного формирования у учащихся ключевой компетенции – умения учиться, учиться на протяжении всей жизни.

Основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими внеучебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности. Развитие этих качеств растущего человека отвечает требованиям изменившейся социально-экономической, культурной ситуации в стране и требует поиска новых подходов к содержанию и формам взаимодействия школы с социокультурной средой.

Система дополнительного образования, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко-конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

Именно с формами дополнительного образования видами образовательной деятельности и связан наш проект.

На уроках английского языка очень часто используются такие формы работы как инсценировка диалогов и ролевые игры. В ходе своей работы нами было замечено, что в таких формах деятельности активно принимают участие даже дети с низкой успеваемостью и пассивные учащиеся. Детям нравится фантазировать, примерять на себя разные образы, особенно их привлекает наличие яркого и красочного реквизита. Заметив их заинтересованность, нам пришла идея о создании творческой мастерской для углубления знаний английского языка и развития речевых способностей обучающихся.

Необходимость данного проекта была вызвана тем фактом, что не все дети коммуникабельны от природы, и поэтому не всем и не всегда удаётся достичь желаемого уровня владения устной речью на уроке. А театрализованное действо на английском языке даёт учащимся дополнительный импульс не только к изучению языка, познанию литературы, культуры и истории англоязычных стран, но и к раскрытию творческого потенциала своей личности и самореализации. Театрализованные постановки способствуют применению знаний на практике, развивают эрудицию, память, умение выразительно читать стихи, произносить монологи и диалоги, учат рационально подходить к процессу познания. Кроме того, неотъемлемым компонентом театрализованных постановок является эмоциональный настрой, позволяющий учащимся раскрепоститься и проявить себя. Знания, умения, навыки работы в коллективе, необходимые сегодня ученику для участия в творческой деятельности, в будущем помогут ему в реальных жизненных ситуациях.

Следовательно, деятельность внеурочного проекта творческой мастерской на английском языке направлена на достижение следующих целей:

  • Формирование умения общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников;
  • Приобщение учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство школьников с миром театра, с зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
  • Воспитание и разностороннее развитие школьника средствами иностранного языка, музыкального и театрального искусства.

В центре процесса организации театрализованного действия на английском языке находится личность ученика, его интересы и потребности. Речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Процесс следует организовать таким образом, чтобы он был направлен на формирование и развитие языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого учащегося, предоставляя каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Важно, чтобы в центре внимания учащихся были идея, мысль, само высказывание, чтобы внимание было направлено, прежде всего, на содержание этого высказывания, а уже во вторую очередь на языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей первичной функции — как средство формирования и формулирования мыслей.

Проект театрализованной творческой мастерской, осуществляемый в нашей школе, нацелен на развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, т.е. на развитие межкультурной компетенции учащихся.

Принцип автономности обучения играет в современном образовании особую роль в силу большого потока информации, с которым учащиеся сталкиваются на каждом шагу. И в этих условиях особенно важно научить школьников самостоятельно работать с информацией, критически ее осмысливать, делать выводы и аргументировать их, подкрепляя необходимыми фактами, решать возникающие проблемы, добывая необходимый для этого материал.

Обучение английскому языку, музыкальному и театральному искусству носит системный и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимосвязи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и как цель, и как средство обучения.

Процесс обучения строится поэтапно: от отработки отдельных речевых действий и выполнения этих действий с опорой на образец к действиям без опор, к так называемому свободному устному общению.

Спецификой проекта будет являться комплексный характер, проявляющийся в наличии межпредметных связей: 1) Литература и история: выбор автора, интерпретация художественного произведения, прочтение образов; 2) Английский язык: содержание и подача материала, работа с текстом в спектакле и вокальных произведениях; 3) ИЗО: разработка грима, афиш, декораций; 4) Хореография: постановка музыкальных сцен, отработка танцевальной пластики. 5) Музыка: музыкальное сопровождение, вокальная работа в песенных фрагментах. 6) Информационные технологии: подборка слайдов и видео ряда, мультимедийное сопровождение, вывод перевода англоязычного текста, звучащего в театрализованных представлениях, на экран. Спецэффекты, верстка программ и афиш.

Второй отличительной особенностью можно назвать деятельностный подход. Процесс обучения предусматривает участие каждого во внеурочной деятельности, сочетание различных режимов работы: индивидуальной, парной, групповой; использование так называемой проектной методики. Необходимо обеспечить выход иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую.

Смысл участия в проекте заключается в том, чтобы руководитель и участники творческой мастерской не просто осваивали чьи-то произведения, но и могли создавать самостоятельно некоторые сценические зарисовки. Такой подход активизирует образовательный процесс, придает ему творческий и исследовательский характер, передает учащемуся инициативу в организации своего процесса познания. В этой системе педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, а учебный процесс, строится как диалог с познаваемой реальностью и с другими людьми. Каждый ребёнок становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой стороны – в качестве художника по костюмам, композитора, гримёра и т. д

Дополнительное образование значительно расширяет образовательное пространство школы, дает возможности для интеграции целей, содержания, форм организации образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом. Многолетний опыт интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ СОШ №156 позволяет реализовывать возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты, пополнять материально-техническую базу для качественной реализации программ как общего, так и дополнительного образования, осуществлять поддержку одаренных детей.

24.05.2015 11:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!