СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся по информатике и ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Позитивная динамика учебных достижений

обучающихся по информатике и ИКТ за последние 3 года.

Современная школьная информатика — это дисциплина, направленная на формирование широкого спектра метапредметных образовательных результатов, отвечающая требованиям времени и непрерывно изменяющаяся в соответствии с этими требованиями. Сегодня основные изменения в содержании школьного курса информатики связаны: с пересмотром содержания общего образования в целом, с развитием самой информатики как области знания, с широким использованием средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Еще бóльшие изменения происходят в методике организации образовательного процесса, где в соответствии с ФГОС взят курс на формирование умения учиться; на переход от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; на переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

 С 2014-15 учебного года я работаю с УМК Босовой Л.Л. (доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор более 200 научно-методических трудов, в том числе УМК по курсу «Информатика и ИКТ» для основной школы (5-9 классы). Мой выбор не был случайным. Считаю, что этот УМК отвечает всем современным требованиям и обеспечивает:

  • развитие мотивационных, операциональных и когнитивных личностных ресурсов учащихся;
  • формирование ИКТ-компетентности и подготовку школьников к сдаче ГИА;
  • подготовку молодых людей к жизни и продолжению образования в современном высокотехнологичном мире.

Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники  являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (http://metodist.lbz.ru) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. В 8–9 классах широко используются ресурсы Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.ru). Использование ресурсов сети Интернет предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещённой в конце каждого параграфа.

Для совершенствования навыков работы на компьютере учащихся 7–8 классов в учебники включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандартного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в российских школах.

Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему,  способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам и пунктам является разноуровневой по сложности и содержанию, что  позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества учащегося с педагогом и сверстниками.

На страницах учебников 7–9 классов подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме. Аналогичные задачи предлагаются  ученикам в рубрике «Вопросы и задания». Для повышения мотивации школьников к изучению содержания курса особым значком отмечены вопросы, задачи и задания, аналогичные тем, что включаются в варианты ГИА и ЕГЭ по информатике. В конце каждой главы учебников 7–9 классов приведены тестовые задания, выполнение которых поможет учащимся оценить, хорошо ли они освоили теоретический материал и могут ли применять свои знания для решения возникающих проблем.  Кроме того, это является подготовкой к сдаче выпускного экзамена по информатике и ИКТ в форме ГИА (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс).

На сегодняшний день дети имеют достаточно большие возможности работы на компьютере, кроме школьных уроков информатики и ИКТ: дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома. Если такая работа не имеет определённой систематизации и организации, то это может привести к нежелательным последствиям:

  • у некоторых детей формируется ложная уверенность, что они неплохо разбираются в информатике, а с компьютером вообще на «ты». Практический опыт показывает, что даже при сегодняшнем уровне развития данной сферы, ученики часто путают назначение предметов «Информатика» и «ИКТ». Реальный уровень знаний по информатике и культура оформления результатов компьютерных работ оставляют желать лучшего;
  • если назначение знаний и умений, полученные на уроках ИКТ очевидно, то практическое применение знаниям, полученным на уроках информатики, за пределами данного предмета ученики не всегда видят. Нет достаточной уверенности в том, что «Информатика и ИКТ» - это «инструмент», который можно использовать в любой предметной сфере;
  • учащиеся одной возрастной категории имеют разный уровень психологической готовности и уверенности при работе на компьютере

Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать «над собой», самосовершенствоваться. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и обладать психологической готовностью к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.

Целью моей работы, как учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • создание условий для формирования элементов информационной культуры учащихся;
  • создание условий для овладения навыками самообразования и саморазвития;
  • интеграция преподавания информатики и ИКТ с другими предметными областями;
  • создание условий для выявления одаренности учащихся.

Основная возрастная категория, с которой я работаю - учащиеся 7-11 классов. Это тот возраст, когда основная часть учащихся на уровне собственных перспектив пытается определить, что и зачем им необходимо. Как в этом случае организовать работу, чтобы учесть все факторы? С одной стороны, нужно выдержать учебный материал. С другой стороны, «не потерять» менее подготовленных или «продвинутых» учеников. Сделать так, чтобы материал представлял личный интерес для каждого учащегося и остался в памяти надолго, а не на один урок.

Большая роль при контроле знаний отводится не только самооценке, но и взаимооценке учащихся. Я уверена, что просто необходимо учить детей находить и исправлять свои ошибки и ошибки коллег-учеников, объективно оценивать выполненную работу. Один из шагов на пути к саморазвитию – умение проводить рефлексию.

Учебное занятие стараюсь строить таким образом, чтобы при небольшом количестве часов и достаточной обширной программе, получить максимальный результат. Значительное внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.

Для организации работы на уроке мною были разработаны и постоянно пополняются комплекты многоуровневых заданий по всем изучаемым, в рамках предмета, темам и разделам.

Задания разделены на группы:

  • задания, предназначенные для устранения пробелов в знаниях и умениях;
  • задания, учитывающие уровень ЗУНов учащегося.

При изучении нового материала, в большинстве случаев, карточки состоят из:

  • инструкционной карты, содержащей руководство для выполнения;
  • модификации исходного задания: частные случаи, особые случаи (для реализации можно воспользоваться инструкционной картой);
  • задания для самостоятельного решения трёх уровней сложности (1 уровень является обязательным для всех, а выбор между вторым или третьим уровнем учащийся выполняет сам).

При выполнении проверочных и итоговых работ использую трёхуровневые задания:

  • 1 уровень – обязательный для всех (максимальная оценка «3»);
  • 2 уровень – задания средней сложности (максимальная оценка «4»);
  • 3 уровень – задания большей сложности (максимальная оценка «5»).

Так как современное обучение призвано ориентироваться на интересы, потребности и основываться на личном опыте ребенка, то большое внимание я стараюсь уделять проектной работе учащихся. Такая форма работы в полной мере соответствует компетентностному подходу. В учебной программе используется серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных практико-ориентированных задач. Проект может быть самостоятельно определён учащимся (группой учащихся) или при участии учителя. Кроме индивидуальных проектных работ используются комплексные проекты. Для реализации общего проекта необходимо решить несколько мини-проектов, представленных в виде локальных задач для отдельных учащихся или групп учащихся. Ученики должны научиться координировать свои усилия с усилиями других, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Выполнение домашней работы для учащихся, по большей части, - это творческая самостоятельная работа над учебным материалом с использование учебника, дополнительной научно-популярной литературы. Результат может быть представлен в виде опорного конспекта, схемы (набора схем), коллажа, макета, решения задачи, реферата и т.д. Для домашних заданий сохраняется многоуровневость и разновариантность заданий. Такая работа предполагает обязательную презентацию (представление) и обсуждение результатов на уроке.

В качестве основного показателя уровня знаний и умений используется система отметок.

Изменения в освоении знаний и умений, происходящие с каждым учащимся, настолько многогранны, что требуют использования системы, состоящей из разных способов контроля. Общий уровень успешности по предмету складывается не только из успеваемости на уроках. Чтобы полученные знания и умения достигли уровня сформированной компетенции необходимо принимать во внимание и дополнительные формы работы учащихся, их назначение, качество выполнения. Активность учащихся при осуществлении данной деятельности позволяет учителю оценивать, контролировать и корректировать уровень личной значимости и потенциала школьников в данной предметной сфере.

Вся работа, описанная выше, организованная в системе, даёт положительные результаты. Её эффективность можно видеть при оценке результатов.

Позитивная динамика успеваемости учащихся

В 2007 году, начав работать с 5-7 классами, я обратила внимание на следующий факт: часть учащихся, имея хороший потенциал, совершенно не испытывали интереса к предмету. На сегодняшний день эти ученики обладают достаточно высоким уровнем мотивации к деятельности в области информатики.

Таблица 1. Динамика качества знаний и успеваемости учащихся за три года.

Учебный год

Успеваемость, %

Кач-во знаний,%

2011-12

100

78

2012-13

100

72

2013-14

100

82

Главным показателем качества знаний учащихся являются результаты итоговой аттестации учащихся.

Таблица 2. Результаты сдачи ГИА по информатике и ИКТ по выбору учащимися 9-ых классов.

Учебный год

Кол-во сдававших (чел.)

Кач-во знаний,%

2011-12

30

83

2012-13

17

71

Таблица 3. Результаты сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Учебный год

Кол-во сдававших

Кол-во баллов

2011-12

1

65

2012-13

2

46 (средний балл)

Положительные тенденции наблюдаются по отношению к олимпиадам по информатике, олимпиадам по программированию.

Таблица 4. Участие в олимпиадах

Классы

Учебный год

2011-12

2012-13

2013-14

2014-15

8

-

4

2

-

9

13

12

2

7

10

4

2

3

1

11

-

9

5

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Информатика
08.01.2015 13:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!