СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Позитивная динамика учебных достижений
обучающихся по информатике и ИКТ за последние 3 года.
Современная школьная информатика — это дисциплина, направленная на формирование широкого спектра метапредметных образовательных результатов, отвечающая требованиям времени и непрерывно изменяющаяся в соответствии с этими требованиями. Сегодня основные изменения в содержании школьного курса информатики связаны: с пересмотром содержания общего образования в целом, с развитием самой информатики как области знания, с широким использованием средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Еще бóльшие изменения происходят в методике организации образовательного процесса, где в соответствии с ФГОС взят курс на формирование умения учиться; на переход от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; на переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
С 2014-15 учебного года я работаю с УМК Босовой Л.Л. (доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор более 200 научно-методических трудов, в том числе УМК по курсу «Информатика и ИКТ» для основной школы (5-9 классы). Мой выбор не был случайным. Считаю, что этот УМК отвечает всем современным требованиям и обеспечивает:
Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (
Для совершенствования навыков работы на компьютере учащихся 7–8 классов в учебники включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандартного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в российских школах.
Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам и пунктам является разноуровневой по сложности и содержанию, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества учащегося с педагогом и сверстниками.
На страницах учебников 7–9 классов подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме. Аналогичные задачи предлагаются ученикам в рубрике «Вопросы и задания». Для повышения мотивации школьников к изучению содержания курса особым значком отмечены вопросы, задачи и задания, аналогичные тем, что включаются в варианты ГИА и ЕГЭ по информатике. В конце каждой главы учебников 7–9 классов приведены тестовые задания, выполнение которых поможет учащимся оценить, хорошо ли они освоили теоретический материал и могут ли применять свои знания для решения возникающих проблем. Кроме того, это является подготовкой к сдаче выпускного экзамена по информатике и ИКТ в форме ГИА (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс).
На сегодняшний день дети имеют достаточно большие возможности работы на компьютере, кроме школьных уроков информатики и ИКТ: дополнительные занятия в кружках, посвящённых отдельным технологиям; работа в компьютерных клубах; наличие компьютера дома. Если такая работа не имеет определённой систематизации и организации, то это может привести к нежелательным последствиям:
Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать «над собой», самосовершенствоваться. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и обладать психологической готовностью к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
Целью моей работы, как учителя информатики и ИКТ, является содействие формированию личности, способной жить в условиях информационного общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Основная возрастная категория, с которой я работаю - учащиеся 7-11 классов. Это тот возраст, когда основная часть учащихся на уровне собственных перспектив пытается определить, что и зачем им необходимо. Как в этом случае организовать работу, чтобы учесть все факторы? С одной стороны, нужно выдержать учебный материал. С другой стороны, «не потерять» менее подготовленных или «продвинутых» учеников. Сделать так, чтобы материал представлял личный интерес для каждого учащегося и остался в памяти надолго, а не на один урок.
Большая роль при контроле знаний отводится не только самооценке, но и взаимооценке учащихся. Я уверена, что просто необходимо учить детей находить и исправлять свои ошибки и ошибки коллег-учеников, объективно оценивать выполненную работу. Один из шагов на пути к саморазвитию – умение проводить рефлексию.
Учебное занятие стараюсь строить таким образом, чтобы при небольшом количестве часов и достаточной обширной программе, получить максимальный результат. Значительное внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
Для организации работы на уроке мною были разработаны и постоянно пополняются комплекты многоуровневых заданий по всем изучаемым, в рамках предмета, темам и разделам.
Задания разделены на группы:
При изучении нового материала, в большинстве случаев, карточки состоят из:
При выполнении проверочных и итоговых работ использую трёхуровневые задания:
Так как современное обучение призвано ориентироваться на интересы, потребности и основываться на личном опыте ребенка, то большое внимание я стараюсь уделять проектной работе учащихся. Такая форма работы в полной мере соответствует компетентностному подходу. В учебной программе используется серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных практико-ориентированных задач. Проект может быть самостоятельно определён учащимся (группой учащихся) или при участии учителя. Кроме индивидуальных проектных работ используются комплексные проекты. Для реализации общего проекта необходимо решить несколько мини-проектов, представленных в виде локальных задач для отдельных учащихся или групп учащихся. Ученики должны научиться координировать свои усилия с усилиями других, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Выполнение домашней работы для учащихся, по большей части, - это творческая самостоятельная работа над учебным материалом с использование учебника, дополнительной научно-популярной литературы. Результат может быть представлен в виде опорного конспекта, схемы (набора схем), коллажа, макета, решения задачи, реферата и т.д. Для домашних заданий сохраняется многоуровневость и разновариантность заданий. Такая работа предполагает обязательную презентацию (представление) и обсуждение результатов на уроке.
В качестве основного показателя уровня знаний и умений используется система отметок.
Изменения в освоении знаний и умений, происходящие с каждым учащимся, настолько многогранны, что требуют использования системы, состоящей из разных способов контроля. Общий уровень успешности по предмету складывается не только из успеваемости на уроках. Чтобы полученные знания и умения достигли уровня сформированной компетенции необходимо принимать во внимание и дополнительные формы работы учащихся, их назначение, качество выполнения. Активность учащихся при осуществлении данной деятельности позволяет учителю оценивать, контролировать и корректировать уровень личной значимости и потенциала школьников в данной предметной сфере.
Вся работа, описанная выше, организованная в системе, даёт положительные результаты. Её эффективность можно видеть при оценке результатов.
Позитивная динамика успеваемости учащихся
В 2007 году, начав работать с 5-7 классами, я обратила внимание на следующий факт: часть учащихся, имея хороший потенциал, совершенно не испытывали интереса к предмету. На сегодняшний день эти ученики обладают достаточно высоким уровнем мотивации к деятельности в области информатики.
Таблица 1. Динамика качества знаний и успеваемости учащихся за три года.
Учебный год |
Успеваемость, % |
Кач-во знаний,% |
2011-12 |
100 |
78 |
2012-13 |
100 |
72 |
2013-14 |
100 |
82 |
Главным показателем качества знаний учащихся являются результаты итоговой аттестации учащихся.
Таблица 2. Результаты сдачи ГИА по информатике и ИКТ по выбору учащимися 9-ых классов.
Учебный год |
Кол-во сдававших (чел.) |
Кач-во знаний,% |
2011-12 |
30 |
83 |
2012-13 |
17 |
71 |
Таблица 3. Результаты сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Учебный год |
Кол-во сдававших |
Кол-во баллов |
2011-12 |
1 |
65 |
2012-13 |
2 |
46 (средний балл) |
Положительные тенденции наблюдаются по отношению к олимпиадам по информатике, олимпиадам по программированию.
Таблица 4. Участие в олимпиадах
Классы |
Учебный год |
|||
2011-12 |
2012-13 |
2013-14 |
2014-15 |
|
8 |
- |
4 |
2 |
- |
9 |
13 |
12 |
2 |
7 |
10 |
4 |
2 |
3 |
1 |
11 |
- |
9 |
5 |
9 |
© 2015, Черемисина Наталия Владимировна 1967