СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое задание №5. Вариативное задание № 3. Прочитайте текст и выполните задания. Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариативное задание № 3. Прочитайте текст и выполните задания. Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый»

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета.

Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово

Макаренко А.С. говорил, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем.

Ложный же авторитет вызывает у учащихся такие качества, как враждебность, лживость, цинизм, тревожность, бесчувственность, негативизм, приспособленность, и комплекс неполноценности.

авторитарности, диктата и беззастенчивого манипулирования воспитанников.

Известно, что сведения, исходящие от человека, пользующегося заслуженным авторитетом, усваиваются значительно быстрее и лучше. Да и не только сведения. Как-то известный медик, академик И.О. Кассирский сказал своим ученикам - студентам: “Когда вы даете больному аспирин – это лекарство, а когда даю его я – это лекарство плюс мой авторитет”.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что авторитет учителя-воспитателя необходим в учебно-воспитательном процессе. Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами. Некоторые учителя придерживаются следующих положений:

-“Один я все знаю, вы все неучи”.

- Учащиеся по успеваемости делятся на сильных, средних и слабых.

-“Главное добиться высоких результатов в поведении и успеваемости” и др.

Действительный же авторитет основывается на гражданской деятельности, гражданском чувстве, на знании жизни ребенка, уважении и ответственности за его воспитание. Истинный авторитет зависит в первую очередь от отношения к учащимся, знания своего предмета, культуры и общей эрудиции педагога.

Структура педагогического авторитета

Каждая профессия требует от человека определенных качеств. Особенностью учительской профессии является то, что педагогу приходится иметь дело с воспитанием и обучением подрастающего поколения, с постоянно меняющимися в процессе развития характерами детей, подростков, юношей и девушек.

Мы рассмотрим лишь основные составные части авторитета, или, как мы их называем, компоненты авторитета учителя. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты. Рассмотрим их более подробно.

Личностный компонент педагогического авторитета включает в себя следующие качества учителя.

Это любовь к детям и педагогической профессии.

Решающее значение в каждой профессии имеет любовь человека к своему делу. Если человек не любит свою работу, если она не приносит ему морального удовлетворения, то о высокой производительности труда не приходится говорить. Педагог же не только должен любить свою профессию, но и любить детей.

Следует различать любовь учителя к своей профессии и любовь к детям. Отношение человека к своей профессии, любовь к ней зависит от общественно-исторических условий. Зависит это от потребностей общества в специалистах тех или других профессий и от склонностей и способностей человека.

Любить детей – это значит предъявлять к ним определенные требования, без этого никакое воспитание и обучение невозможно.

Порой и опытному, квалифицированному педагогу нелегко признать себя неправым перед лицом своих же собственных учеников, заставить себя выступать в роли отчитывающегося перед ними как перед равными. Трудно всегда и во всем самому полностью соответствовать тем требованиям, которые мы предъявляем детям. Мешают и возрастная дистанция, и боязнь потерять свой авторитет, а порой и учительский снобизм, представление о самой роли педагога как о твердой гарантии от любых ошибок. Но если учителю удалось переступить эти препятствия, преодолеть себя, педагогический успех не заставит долго ждать.

Бесспорно, то, что отношения должны быть построены по принципу взаимности, когда речь идет о воспитанниках и их наставнике. Ведь его авторитет не существует сам по себе как нечто погруженное в его собственную индивидуальность. Лишь в том случае, если он видит в своих учениках настоящих партнеров и сотрудников, если оценивает их не только как учеников, но и как самобытные личности, он повернется к ним своей лучшей стороной, будет стремиться продемонстрировать им все свои достоинства и, скорее всего, завоюет личностный авторитет в ответ на уважительное отношение к их личности.

Взаимное уважение – обязательное условие отношений авторитетности не только в системе “педагог – ученик”. И в ребячьей среде личностный авторитет сверстника также строится именно на этой основе. Фундаментом подлинного дружеского отношения является взаимная значимость людей. Авторитетность одного, базирующаяся на не авторитетности для него остальных, - практически стопроцентная гарантия общегруппового неуспеха, типичная причина, по которой группа оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи. Особенно ярко проявляется эта закономерность, когда дело касается взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе.

Педагогический авторитет во многом зависит от общей культуры поведения учителя (умение владеть речью, мимикой и жестами, опрятность в костюме и т. п.).

Внешность учителя и его культура поведения в значительной мере влияют на завоевание учителем авторитета. Лучшие учителя на занятиях приходят в хорошем костюме, постоянно следят за собой, всегда подтянуты и организованы. Личным примером они воспитывают такие же качества и у своих воспитанников. Всё это укрепляет авторитет учителя.

Учащиеся ценят скромность, простоту, естественность во внешности и поведении своих учителей. В этом отношении характерно одно место из беседы опытного директора школы с молодыми учителями “Ко мне иногда обращаются молодые учителя с вопросом: разрешается ли учительнице красить губы, покрывать лаком ногти и т. п.? я обычно в этих случаях на вопрос собеседницы отвечаю вопросом:

- Разрешите ли вы своей ученице прийти на занятие с крашеными ногтями, с краской на губах?

- Не разрешу, - отвечает учительница.

- В таком случае покажите пример своим ученикам и не красьтесь, - говорю я учительнице…”

Не только в младших классах, но и в средней школе учащиеся особенно требовательны к таким качествам своих учителей, как скромность и аккуратность в костюме.

“ Её платье и причёска, - пишет учащаяся о любимой учительнице, - были всегда просты и красивы. Одевалась она со вкусом: платье во время занятий у неё было темное. Всё говорило о её аккуратности. У неё всё было хорошо: внешность, голос, походка, и это нам нравилось “.

Завоевать у учащихся авторитет может только правдивый, трудолюбивый, преданный своему делу учитель. Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится. Единственный выход – перейти в другую школу, изменить своё поведение и вновь, шаг за шагом, завоёвывать авторитет. Отзывы учащихся о скомпрометировавших себя в быту учителя бывают, сдержанны и кратки. Вот пример: “ Она вела себя не так, как подобает девушке, да к тому же учительницы”.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом – мастером он сделается только тогда, когда научится говорить “иди сюда” с пятнадцатью – двадцатью оттенками.

Недостаточность общего развития учителя, его низкая речевая культура подрывает авторитет учителя- воспитателя и снижает качества учебно-воспитательной работы.

Педагогический оптимизм – необходимое качество хорошего учителя. Чуткое, отзывчивое отношение к детям сочетается у такого учителя с требовательностью, которая не принимает характера придирчивости, а педагогически оправдана, то есть проводится в интересах самого ребенка. За теплое, чуткое отношение к ним дети платят такой же теплотой и привязанностью.

Учитель должен быть настойчивым и до конца требовательным. Насорил – убери, оскорбил – извинись, не выучил урока – останься после уроков и выучи урок. Не уговаривать, а категорически требовать.

Требовательность учителя проявляется во всем – в выполнении домашних заданий, в оценке знаний школьников, в соблюдении правил поведения на уроке и вне урока.

Авторитетный учитель знает свой предмет. Он должен хорошо владеть методикой каждого предмета. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.

Способность учителя в процессе классной и внеклассной работы все видеть, все знать, по едва заметным признакам каждого ученика или класса в целом судить о настроении учащихся, о понимании или не понимании ими объяснения педагога, о подготовленности их к уроку, о совершенном тем или иным учащимся поступки также является профессиональном – психологическим качеством хорошего учителя.

Учитель - мастер своего дела обладает наблюдательностью ученого и в понимании душевных переживаний своих учеников – знаниями психолога.

Воспитании у учителей культуры наблюдения большое значение имеют знания общей и возрастной психологии, педагогики, истории педагогики и частных методик. Эти науки помогают разобраться в закономерностях процесса обучения и воспитания и сделать его организованно и целенаправленно.

Знания в области указанных наук помогут учителю правильно оценивать каждый поступок своих учеников и научно обоснованными методами изучать каждого ребенка и детский коллектив в целом.

При разрешении воспитательных или учебных вопросов учитель не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других учителей. Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов и

Задача педагога – преподнести себя лицом. Показать свои сильные стороны.

Такой педагог должен безупречно знать свой предмет. А вот “изюминкой”, которая привлечет ребят может быть отличные знания художественной литературы, умение интересно рассказывать, знание кино, театра, музыки, техники, спорта, умение красиво рисовать и т.п.

Эффект от воздействия первого занятия на учащихся усиливается, педагогом начинают восхищаться.

Используя такой подход знакомства, следует помнить, что младшие школьники, характеризуют педагога по впечатлению от первой встречи. Причем нередко, один поступок, впрочем, как и один промах, абсолютизируются и могут создать устойчивое неправильное впечатление о старшем. Изменить его в дальнейшем будет трудно. Здесь можно легко приобрести авторитет и быстро его потерять. Поэтому условием успешного формирования авторитета является тщательное контролирование своего поведения, очень серьезные отношения к первой встрече, недопускание оплошности и ошибок, а если они случились, - честно признаться в этом.

Психологи выделяют определенные этапы становления педагогического авторитета. На первом этапе учитель выступает, как источник необходимой информации. На этом этапе учитель в глазах ученика может оказаться в некоторой степени лишенным индивидуальности: его личностные качества могут не фиксироваться или даже восприниматься сугубо негативно, что, однако, не умоляет его значимости как обладателя необходимых сведений. Подобные отношения во многом ситуативные: они складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации и разрушаются, если она в достаточном объеме оказывается доступной заинтересованному лицу.

На втором этапе он становится референтным лицом, к мнению которого школьники прислушиваются и учитываются при решении личных и групповых проблем. Этот тип отношений, в отличии от первой стадии становления авторитета, характеризуется “личностным виденьем”, “личностным развлечением”. В тоже время высокая референтность учителя не исключает возможности негативного отношения учащегося к нему как к личности. Несмотря на то, что отношение референтного учителя интерпретируемым фактом и обстоятельством играет роль своего рода ориентира в жизни, ученик нередко бывает не согласен с этой оценкой, не принимает ее как неоспоримо верную и порой может занять позицию, что называется “от противного”.

И только на третьем этапе он становится авторитетным. Эта стадия характеризуется качественно более высоким, чем на двух предыдущих этапах, уровнем значимости педагога для школьника. Авторитетному учителю авансируется доверие, его мнение признается изначально верно. Воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубоко эмоциональную окраску.

Заключение

Авторитет учителя-воспитателя — это важнейшее средство воспитательного воздействия. Авторитет учителя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет учителя-воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру и т.п. Истинный авторитет – это такое отношение учащихся к учителю, которое побуждает учащихся быть все время младшими товарищами учителю.

Педагогического авторитета имеют неодинаковое значение для различных субъектов учебно-воспитательного процесса в зависимости от возраста и педагогического опыта. Для учащихся младших классов большее значение имеет личностный компонент авторитета. Младшие школьники относят учителя к кругу высоко – значимых взрослых, ему подражают, его авторитету подчиняются. Подростки и старшеклассники более значимым считают профессиональный компонент авторитета, но немаловажным остается для них личностный компонент.

Для старшеклассников важны знания, которые им дает учитель, для дальнейшего обучения в других учебных заведениях. Учителя с опытом (не менее пяти лет) считают важными оба компонента. Студенты - выпускники – профессиональный компонент (в силу отсутствия опыта).

Для авторитетного педагога обязательны оба компонента педагогического авторитета. Но просто механического их сложения недостаточно. Они должны быть освещены индивидуальным творчеством учителя.

Необходимо помнить, что путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен.

Инвариантное задание № 4. Прочитайте книгу, содержащую

интервью учителей и директоров школ России, пользующихся авторитетом в

профессиональной среде, чьи ученики получают высокие баллы на

экзаменах, побеждают на всероссийских и международных предметных

олимпиадах, становятся профессионалами высокого класса. Доступ по

ссылке: https://vbudushee.ru/upload/lib/teachers-toteachers_12.20.pdf?ysclid=lc697r4d9p390674166

Учитель математики в Президентском физико-математическом лицее №239. Почетный работник общего образования.

Победитель приоритетного национального проекта «Образование» в Санкт-Петербурге. Победитель Всероссийского

конкурса «Учитель года» (2012). Победитель конкурса фонда

«Династия» в номинации «Наставник будущих ученых» (2008,

2009, 2011).

Вадим Николаевич Соломин

Как изменились школа, урок, учитель

В современной школе изменилось многое, но в первую очередь учитель перестал быть единственным носителем ядра информации, единственным, кто обладает знанием и пытается передать его детям. Сейчас почти все можно найти в большом количестве книг, которых не было раньше, в интернете. Учитель не то чтобы вымер как носитель информации, но сегодня он, скорее, должен уметь подводить к ней детей и вместе с ними анализировать ее.

Кроме того, наверное, и сам урок претерпел изменения. Раньше он начинался классически: сначала разбор домашнего задания, потом опрос, потом разбор нового материала, и все это заканчивалось контрольной или самостоятельной. Классическая сторона урока по-прежнему остается, ведь школа — это консервативный организм, который не прогибается «под изменчивый мир», но в целом ощущение этой классики постепенно уходит. Сегодня на уроке, особенно в физматшколе, мне кажется, главное — это поиск: мы собрались вместе, чтобы сделать некое открытие, и нам важно открыть, доработать и сформулировать проблему на следующий урок. Безусловно, это происходит не на каждом уроке, но в целом это модель идеального урока.

Еще отличие: раньше ученик выходил к доске, долго отвечал, учитель разбирал его ответ, возможно, по ходу работы выносил какие-то оценочные суждения, а сейчас важна совместная работа, сотрудничество с ориентацией на сильных учеников, потому что они задают тон в таком сотрудничестве. А со слабыми можно поработать и на месте, не вызывать их к доске и не превращать ответ в показную порку: «Ты, Иванов, не выучил урок, это плохо, садись, “2”», как это было в моем детстве.

Учителю необходимо меняться, потому что меняется все вокруг, — и дети стали более свободны, они уже не выполняют беспрекословно указания учителя, могут поспорить, высказать свое

недовольство или несогласие с какой-то проблемой. Ведь что часто бывало раньше? Что учитель, выполняя, безусловно, нужную воспитательную функцию, пытался донести до детей свои идеи

и взгляды, считая их практически безупречными или претендующими на идеальные. А сейчас многие ребята могут открыто возражать, и это хорошо и нормально, потому что подростковый возраст отметает авторитеты, и «ершистые» дети иногда лучшие учителя для нынешнего учителя.

Ошибки учат. Безусловно, все мы совершаем ошибки, какие-то ошибки делаю и я. Но важно то, как мы их анализируем, как выпутываемся из данной ситуации, потому что любая проблема, которая возникает на уроке, если ее правильно решать, оставляет тебе дар в виде опыта, и ты с этим даром дальше можешь либо больше не допускать таких ситуаций, либо понимать, как их быстро разрешать.

Вот самый, наверное, простой пример. Допустим, есть очень способный ученик, которому весь материал понятен, а учитель ведет урок, и ему важно поработать с остальными учащимися, чтобы они достигли определенного уровня, чтобы можно было двигаться дальше. И этот способный ученик начинает немножко «идти вразнос»: он знает, как решать и то, и это, и учителю очень тяжело в этот момент подобрать для него задачу — он вроде бы подобрал, но ученик уже решил ее, ждет следующую и начинает испытывать терпение учителя. Самый простой и неверный выход — это выгнать его из класса либо дать ему еще задачу, но он опять скажет: «Неинтересно». Одно из решений такой проблемы — оставить его в этот раз, а на следующий день (нужно, чтобы прошло некоторое время) принести сборник достаточно сложных задач (потрудиться найти его) и сказать: «Вася, я не могу решить эту задачу уже два дня, посмотри», понимая, что и для него эта задача может быть сложной. Тогда я его перетянул на свою сторону и, с одной стороны, сделал своим союзником, а с другой — вовлек его в работу, то есть он при этом сам развивается и другим не мешает. Потом он может рассказать, как он пришел к этому решению, у доски, у него будет такой «бенефис», остальным будет интересно, и учитель познакомится с решением задачи, которая, может быть, ему самому была не по силам.

Обратный пример: как вовлечь в работу ученика, которому трудно, который не замотивирован и поэтому скучает на уроке? Для него очень важно создать формулу успеха, сделать так, чтобы у него что-то получилось. Можно начать специально с простых примеров — допустим, дать пять задач, из них будут две-три простые и две потяжелее, чтобы успевающим ученикам тоже было чем заняться. Тогда этот слабый ученик, разбирая на доске эти два пусть простых примера, почувствует свою нужность. А подростку необходимо чувствовать свою нужность везде — дома, в коллективе, в школе, каждую минуту чувствовать себя нужным. И когда ему уделили внимание на уроке, он понимает, что он нужен, он расцветает — и для него это импульс, чтобы двигаться дальше.

Во-первых, надо любить детей и предмет, который ты преподаёшь. Уроки должны быть интересными, насыщенными, неодинаковыми.

Во-вторых, важно видеть в каждом ученике, прежде всего личность и попытаться понять, насколько интересен и необходим ему Ваш предмет. Такой подход поможет объективно оценить способности и возможности ребёнка, а значит, обеспечит успешное усвоение материала. Для этого, правда, сам педагог должен быть Личностью.

И в-третьих, учитель обязан быть «гибким», тогда ему будут верить, за ним пойдут, у него будут учиться! (Напомним слова Н.Г. Чернышевского: «Учитель – это не тот, кто учит, а тот, у кого учатся»). Хочется ещё добавить, что в наше стремительно развивающееся время педагогу важно не только быть открытым ко всякого рода инновациям, но и уметь «открывать» их для своих учеников (а иногда не стесняться поучиться и у них самих).

«Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их…» (Л.Н.Толстой)

Категория: География
23.04.2023 11:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!