СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представители татарской интеллигенции и их роль в сохранении и распространении татарского языка и культуры в турции в 20 веке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.А.Шакирова, учитель турецкого и английского языков, МАОУ «Гимназия-интернат №4», город Казань, Кировский район, РТ

Татарские общины Турции представляют особый интерес в связи с тем, что там еще сохранились многие традиции, которые бытовали у нас, поволжских татар, еще задолго до революции 1917 года. Причиной тому является, что история переселения татар в Османскую империю насчитывает несколько веков. Первые переселения из Поволжья связаны с поражением Степана Разина в Крестьянской войне, восстание которого поддерживали многие поволжские татары. Имперская власть в 1683 году пригрозила татарам изьятием земель и имущества, если они не согласятся отказаться от ислама и перейти в православие. В связи с этим, первые татарские переселенцы отправились в Османскую империю, стремясь сохранить, таким образом, мусульманскую веру. Чуть позже обстановка мусульманской общины Российской империи немного улучшилась, Екатерина II позволила татарам строить каменные мечети и учредила Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС), запретила центральной власти насильно крестить татар, но деятельность православных миссионеров в Поволжье не прекратилась. Также ухудшились отношений между Российской и Османской империями в XIX веке, и это повысило опасения татар Поволжья относительно возможности нового витка насильственной христианизации. По этой причине в Османскую империю иммигрировали новые татарские переселенцы в середине XIX века. В конце XIX века татары решили снова переехать в Османский халифат. Но царские чиновники узнали, что у обширной массы татар-мусульман Бугульминского и Бугурусланского уездов протурецкие настроения и почтения османского султана и что из этого региона планируются бега из России. В итоге перебраться на территорию Османской империи смогли только несколько сот из тысячи татар этих регионов. Также активная миграция татар в Турцию продолжилась уже после революции 1917 года, тем самым сформировав татарскую диаспору.

Нужно отметить, что татарская община Турции была очень влиятельной. Среди них были личности, которые сыграли значительную роль в становлении новой Турции. В первую очередь,это Садри Максуди (Садретдин Низаметдинович Максудов), который являлся государственным и общественно-политическим деятелем, российским, а впоследствии турецким юристом. Родился в семье татарского муллы, происходил из казанских татар. С 1888 года учился в медресе Апанаева в Казани. В 1893 году в течение года учился в Бахчисарайском медресе Исмаила Гаспринского, позже отправился во Францию, где в 19011906 учился на юридическом факультете Парижского университета и получил степень кандидата права. Во Франции стал работать корреспондентом парижской газеты и сам читал лекции о мусульманах. После возвращения в Казань, 5 января 1918 года Садри Максуди был избран председателем Милли Идарэ, органа национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири. В 1924 году совершил поездку с курсом лекций в молодую Турецкую республику. Был приглашен Ататюрком участвовать в строительстве новой Турции. Был одним из основателей юридической школы в Анкаре. Много лет преподавал там, а затем в Стамбульском университете. Играл важную роль в создании общества изучения турецкого языка и общества изучения турецкой истории. Был автором многих трудов по истории и философии права. Трижды был членом турецкого парламента, в 19311935, 1935—1939 и 19501954. Также был членом турецкой делегации в Лиге Наций. Садри Максуди был женат на Камиле Рамеевой, дочери золотопромышленника Шакира Рамеева, её дядя-татарский поэт Дардэмант. Одна из его дочерей — Адиля Айда, была первой женщиной-дипломатом Турции, впоследствии стала сенатором, автором книги о своём отце и монографии об этрусках. Внучка Садри Максуди, Гёнюль Пултар, живёт в Турции, доктор филологии, сейчас возглавляет Всемирную лигу татар.

В Турции, надо сказать, тогда оказалось много представителей татаро-башкирской интеллигенции. Одним из них был Гаяз Исхаки, писатель, публицист, издатель, политик, который родился в деревне Яуширма (ныне село Кутлушкино Чистопольского района Татарстана). Происходил из татар-мишар. Учился в медресе города Чистополя и Казани. В 1899 поступил в русскую учительскую школу г. Казани. Гаяз Исхаки начал свою литературную деятельность в конце 19го века. Его первое произведение «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей. В последующие годы он написал такие произведения, как «Девушка из шапочной мастерской», «Дочь нищего», «Сын богача», «Две любви» и другие романы и драмы. Летом 1918 года части чехословацкого корпуса выгнали большевиков из Поволжья и Урала. Национальное Управление, при активном участии и руководстве Гаяза Исхаки, возобновило свою работу в Уфе. В Казани в августе 1918 года была организована татарская народная армия. Однако, татаро-башкиры, занявшие позицию против большевиков, оказались в трагическом положении из-за адмирала Колчака, который запретил деятельность членов Национального Управления. После вторичного нападения большевиками на Поволжье и Урал, деятельность Национального Управления переносится под руководством Исхаки в газету «Маяк». В 1920 году, после окончательного установления власти большевиков в Поволжье и на Урале, Гаяз Исхаки был вынужден покинуть свою страну. В эмиграции Гаяз Исхаки занимался в основном политической работой, но и не прекращал свою литературную деятельность. Наиболее известными произведениями, написанными в эмиграции, являются драмы «Между двух огней» и «На волнах», романы и рассказы «По дороге домой», «Осень», «Великий праздник» и комедия «Жан Баевич». В этих произведениях основным лейтмотивом является притеснение татарского народа царским правительством, угнетённое состояние татар и их трагическая судьба в России. В течение пятидесятилетней политической, публицистической и литературной деятельности Гаяз Исхаки стал инициатором издания свыше десяти татарских газет и журналов и написал около пятидесяти литературных и публицистических произведений, которые до сих пор не теряют своего значения.

Можно также отметить выдающегося ученого, военно-политического деятеля, публициста, историка, востоковеда-тюрколога, доктора философии, профессора Заки Валиди. Ахметзаки Валиди родился 10 декабря (22 декабря) 1890 года в деревне Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Родители Ахметзаки были религиозными деятелями, имели отличное образование, владели несколькими языками. З.Валиди Образование получил в медресе отца. С осени 1908 года Ахметзаки продолжил обучение в казанском медресе «Касимия». С 1909 года Ахметзаки уже назначают преподавателем истории тюрков и арабской литературы. В качестве учебника для преподавания он начинал писать свою первую крупную работу «История тюрков и татар». В 1946 году выпустил книгу «Введение во всеобщую историю тюрков» («Urnumi turk tarihine giris»), а в следующем году — «Современный Туркестан и его недавнее прошлое». С 1948 года по 1970 годы продолжил преподавать историю тюрков в университете Стамбула. В июле 1951 года в Стамбуле под председательством Ахметзаки Валиди Тогана проходил 21-й Международный конгресс востоковедов. В 1953 году З.Валиди основал Институт исламских исследований и был назначен его директором. Ахметзаки Валиди Тоган умер 26 июля 1970 года в Турции. Похоронен на кладбище «Караджаахмет» в Стамбуле, где на его могильной плите высечены слова: «Молитва его душе Аль-Фатиха Орд. проф. др. А.-Заки Валиди Тогана, сына Кузяновского башкира Ахметшаха. 1890—1970».

И сейчас, татары, проживающие в Турции, общаются друг с другом, не забывают свой язык и культуру. Правительство Татарстана всячески их поддерживает в этом. Президент РТ Рустам Минниханов обещал поддержать строительство татарской школы и мечети в турецком Эскишехире. Рустам Минниханов в свою очередь сообщил, что 26 апреля в Татарстане отмечается День родного языка и 132-летие со дня рождения великого поэта Габдуллы Тукая. Он отметил, что о классике татарской литературы хорошо знают и в Турции, где в его честь названы улица, бульвар, парк, установлен памятник. «Руководство Турции поддерживает нас в самых разных вопросах», - подчеркнул Президент РТ. Также Рустам Минниханов поблагодарил представителей местной татарской общины за трепетное отношение к вопросам сохранения татарского языка и культуры. «Вы - пример для нас», - добавил он. Далее в ходе встречи за большой вклад в сохранении и развитии татарской национальной культуры нескольким представителям Общества культуры и взаимопомощи казанских татар Анкары была объявлена Благодарность Президента Републики Татарстан.

Я учитель турецкого и английского языков, получила образование в Турции в Стамбульском университете. В то время, когда я училась за границей, представительство Татарстана приглашало татарских студентов на свои мероприятия как День родного языка, КВН на татарском языке, Сабантуй, чтобы студенты не забывали свой родной язык и корни.

Литература

1. http://www.info-islam.ru/publ/tatary_i_islam/istorija_islama_u_tatar/tatarskaja_obshhina_v_turcii/17-1-0-30937

2. https://www.tatar-inform.ru/news/2019/05/16/651061/

3. https://www.business-gazeta.ru/news/380730

4. ru.wikipedia.org/wiki/Максудов,_Садретдин_Низаметдинович

5. ru.wikipedia.org/wiki/Валидов,_Ахмет-Заки

27.09.2019 12:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!