СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предпосылки реализации модели дуального образования на примере ГБПОУ «Чусовской индустриальный техникум»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход к инновационному сценарию развития экономики России требует модернизации образования и значительного улучшения качества предоставляемых образовательных услуг.

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении потребностей личности и общества.

Важное место в развитии среднего профессионального образования отводится устранению диспропорций в структуре подготовки квалифицированных специалистов и тенденциям развития профессионально-квалификационной структуры рынка труда. В условиях реализации наукоемких технологий и усиления конкуренции необходимы мобильные специалисты, способные к профессиональной и социальной адаптации. Достижение поставленной цели потребует создания образовательного пространства, обладающего гибкими возможностями, позволяющего осуществлять преемственность образовательных программ разного уровня и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.

Одним из важных направлений в развитии среднего профессионального образования является обновление его содержания, обеспечивающее его интеллектуализацию и гармонизацию, развитие вариантности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышения профессиональной мобильности специалистов.

Сокращение срока жизни производственных и сервисных технологий требует не реже, чем каждые 5-6 лет получать новую квалификацию. И этот период постоянно сокращается. Решить эту задачу позволит более компактное по времени обучение прикладным технологиям и профессиональным компетенциям, развитие государственно-частного партнерства с работодателями, взаимодействие с территориальными службами занятости и органами местного самоуправления.

Основными направлениями модернизации образования и повышения качества предоставляемой услуги являются не только повышение гибкости образовательных программ, преодоление ранней узкой специализации, индивидуализация образовательных траекторий, но и консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций для обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики.

Одним из инструментов такой консолидации является модель дуального образования, успешно реализуемая в Германии.

Принципиальными аспектами дуального образования являются:

- разработка и реализация кастомизированных образовательных программ, направленных на удовлетворение конкретных квалификационных запросов работодателей;

- практическая часть подготовки проходит непосредственно на предприятии, а освоение теоретической части обеспечивает образовательная организация;

- частичное финансирование работодателем образовательных программ.

Основной проблемой реализации данной модели является отсутствие долгосрочных программ развития у большинства предприятий. Это означает, что предприятие не планирует долгосрочные инвестиционные программы, а, следовательно, не в состоянии прогнозировать свою потребность в кадрах.

Модель дуального образования ложится в Российских образовательных учреждениях на подготовленную почву. Федеральные государственные образовательные стандарты отводят значительную роль работодателям в формировании профессиональных компетенций. Создаются независимые региональные центры сертификации профессиональных квалификаций в целях повышения качества профессионального образования. Ведущие отраслевые компании развивают сети организаций, реализующих образовательные программы по освоению прикладных квалификаций.

В Чусовском индустриальном техникуме, по мнению автора настоящей статьи, имеются объективные предпосылки реализации данной модели образования.

В Чусовском муниципальном районе находятся и эффективно работают промышленные предприятия машиностроения, металлургии, средств связи и телекоммуникаций, железнодорожного транспорта, с которыми у Чусовского индустриального техникума налажены тесные научно-образовательные и производственные связи.

Среди приоритетных направлений развития техникума можно выделить – развитие специальностей направления черной металлургии; развитие специальностей строительной индустрии; развитие специальностей сферы услуг.

Черная металлургия представляет собой социально значимую отрасль, определяющую развитие всех отраслей национальной экономики. Чусовской металлургический завод выходит со своей продукцией на международный рынок, в 2012 году начинается крупномасштабная реконструкция, направленная на развитие электросталеплавильного, прокатного и трубопрокатного производств. После реконструкции предприятие будет отвечать всем современным международным стандартам – экологическим, производственным, по качеству выпускаемой продукции. В рамках проекта реконструкции потребуются рабочие, обладающие новыми компетенциями.

По данному направлению развития в техникуме реализуется подготовка специалистов по индивидуальным образовательным программам.

Важной предпосылкой реализации дуальной модели образования является то, что Чусовской индустриальный техникум осуществляет подготовку квалифицированных рабочих и служащих, а также подготовку специалистов среднего звена. Наличие двух ступеней образования позволит разработать интегрированные программы, направленные на удовлетворение квалификационных запросов работодателей.

Студенты Чусовского индустриального техникума выполняют исследования, связанные с решением проблем ресурсосбережения, экологической безопасности, развития черной металлургии, строительной индустрии и решением других проблем чусовского муниципального района.

Высокая квалификация педагогического персонала Чусовского индустриального техникума и наличие научно-методических связей с высшими учебными заведениями Пермского края позволят разработать программы пролонгированного образования, реализующие стратегические потребности работодателей. Но данная предпосылка будет успешной, только в случае наличия программ долгосрочного развития, как предприятия, так и образовательных организаций.

Таким образом, модель дуального образования позволит сформировать специалиста, способного эффективно работать на своем рабочем месте. Но проблемой внедрения системы дуального образования является то, что в настоящее время крупные предприятия предпочитают самостоятельно обучать и переобучать своих сотрудников, вкладывая в это определенные средства. А для специалистов нового типа – специалистов инновационной экономики – необходима консолидация усилий и образовательных учреждений и участников реальной экономики.

Категория: Прочее
27.01.2016 17:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!