СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы формирования фонематического слуха в процессе обучения грамоте первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

УДК

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Постановка проблемы. В процессе обучения грамоте первоклассников фонематические нарушения являются ведущими в структуре речевого дефекта, и именно нечеткие артикуляционные образы становятся причиной нечеткой слуховой дифференциации звуков, что может привести к затруднениям  при овладении навыками чтения и письма. Исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции.

Анализ исследований. О значении фонетических знаний и умений в обучении первоначальному чтению и письму указывалось в трудах: А.Н. Гвоздева, Т.В. Буденной, Е.В. Левченкова, А.М. Пешковского, Т.Б. Филичевой, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина.

Цель статьи. Рассмотреть приемы развития фонематического слуха у младших школьников, используемые на уроках обучения грамоте.

Изложение основного материала. В программу первого класса введен раздел «Обучение грамоте», который представляет особый и очень ответственный период обучения первоклассников элементарному чтению и письму как видам речевой деятельности, формирующимся в неразрывной связи с аудированием (слуховым восприятием чужой речи), говорением (передачей мыслей и чувств в устном высказывании); графические навыки, техника письма и культура оформления письменных работ формируются и осваиваются в процессе обучения детей письму.

Фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Кроме того, развитые фонетические способности позволяют нам проникать за пределы первоначального значения слова: по интонации речи улавливать смысл, который говорящий вкладывает в то, о чем нам сообщает. Фонетические знания и умения необходимы не только для понимания речи, но и для обучения говорению. Это касается, в частности, произносительных норм, соблюдение которых необходимо для того, чтобы коммуникативная деятельность происходила без помех.

Под фонематическим слухом принято понимать тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (Т.Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.

Фонематическое восприятие же представляет собой способность различать фонемы и определять звуковой состав слова (Т.Б. Филичева).

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. При работе с детьми необходимо проводить специальную коррекционную работу. На каждом занятии необходимо включать элементы логопедической работы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения, воспитания чистой речи.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

Также в уроки надо включать задания, способствующие различению близких звуков, так как фонематическое недоразвитие становится причиной многочисленных ошибок при письме. Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: развитие звукового анализа слов; развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

  • умение выделять звук в чужой и собственной речи.
  • формирование фонематических противопоставлений:
  • выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
  • выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи;
  • формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза;
  • развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия младших школьников принято выделять следующие этапы:

  • упражнения в различении неречевых звуков;
  • упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
  • упражнения  в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
  • упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.

На первом этапе педагог учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: шум ветра, гул машин, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак. Затем детей упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков.

Следующий этап начинается с различения детьми правильно и неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. На этом этапе работы важно не только научить ребенка различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Педагог ведет детей от восприятия правильно произносимых фонем к различению звуков, сначала резко отличающихся артикуляционным укладом, а потом – близких по акустико-артикуляционным признакам. В работе над уточнением восприятия звука на слух или различением звуков выделяют следующие этапы:

  1. Дифференциация в ряду звуков.
  2. Дифференциация в ряду слогов.
  3. Дифференциация в ряду слов.
  4. Дифференциация в предложениях.

Углубляя работу по развитию фонематического восприятия, педагог учит сначала различать звуки по твердости-мягкости, а затем по глухости-звонкости. Как правило, для того чтобы сформировать у детей понятие о твердости и мягкости согласных звуков, педагоги могут использовать различные игровые персонажи, один из них «произносит» звук твердо, а другой – мягко; отрабатывается дифференциация звуков в слогах, словах.

Знакомя детей со звонкими и глухими согласными звуками, можно объяснить детям, что при произнесении звонких звуков «горлышко дрожит», и предложить, положив руку на переднюю поверхность шеи, произнести звонкий звук; а при произнесении глухих согласных звуков «в горлышке тихо», что тоже можно проверить, положив руку на шею и произнеся глухой звук. Для обозначения твердых и мягких, звонких и глухих согласных можно ввести картинки-символы.

Сначала нужно поупражнять школьников в различении на слух длинных и коротких слов; затем научить детей передавать ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения. Усложняя работу над слоговой структурой слов, следует поупражнять в делении слов на слоги со стечением согласных. Очень полезна работа по составлению слов из разных слогов.

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает несколько этапов. Дети делят слова на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков, дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам.

Рассмотрим некоторые приёмы и упражнения:

  1. Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания. В начале занятия проводится упражнения «Лошадка», «Грибок», «Улыбка», «Трубочка» и другие. Для выполнения этих упражнений дети используют маленькие зеркала.
  2. Задания, направленные на дифференциацию смешиваемых звуков.

•        На что похожи эти звуки?

•        Определение на слух пары звуков (работа с сигнальными карточками).

•        Шутки - чистоговорки.

Ал-ал-ал-пенал на пол упал,

Ол-ол-ол-пенал упал на стол,

Ул-ул-ул-пенал упал на стул,

Ыл-ыл-ыл-Павел пенал забыл.

•        Игра «Не торопись, подумай, что не так».

Серый вол (волк) в лесу ходит злой, голодный.

У Кати коса (коза) рогатая, красивая, косматая.

3. Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.

•        Игра «Скажи дальше».

Заяц скакал.

Заяц белый скакал.

Заяц белый скакал за лыком.

Заяц белый скакал за лыком зимой.

Заяц белый скакал по лесу за лыком зимой.

•        Выделите из текста предложение с определенным количеством слов.

•        Поднимите карточку с цифрой, которая соответствует количеству слов в предложении.

•        Составьте схему предложения.

•        Слово.

Разложите картинки (луна, астра, каша, ручка, мука) под определенным сочетанием гласных: А...А, У...А.

•        Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов, букв.

•        Вставьте нужный слог (ма...на, ..шина).

•        Изменяя один звук слова, составьте новое слово (сом-сок, суп-сук, точка-бочка, балка-палка, макет-пакет).

•        Составьте слова из букв одного слова (машина - шина, Маша, ниша).

•        Добавьте звуки к слогу, чтобы получились новые слова: ли-(к), ли-(са), ли-(мон), ли-(сица).

•        Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.

•        Выделите из предложения, рассказа слова с заданным звуком.

4.      Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи.

•        Измените слова по образцу

Листья березы – березовые листья

Нора лисы – лисья нора

Шаль бабушки – бабушкина шаль

  1.  Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.

•        Найди неправильно написанную букву (о, а, р, э, q).

•        Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя половина слова закрывается листом бумаги).

•        Чтение и составление слов отличающихся одной буквой

плач - плащ

зачищать - защищать

чёлка - щёлка.

•        Наращивание слов

То - сто - стол - столб - столбик.

•        «Эхо».

Ученики читают вслед за учителем.

•        «Жужжащие чтение».

Чтение одновременно с учителем.

С помощью данных приемов и упражнений по развитию фонематического слуха ошибок при письме становится намного меньше.

  1. Для  развития слухового восприятия, внимания, памяти. Сначала внимание учащихся обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Учитель объясняет учащимся, что живые и неживые предметы издают звуки. В работу включают определение источника звучания (что звучало?). Для игры необходимо 6 коробок одинаковой формы и цвета с горохом, манной, рисовой, гречневой крупой, мелкими камешками, песком. Учитель называет образцы содержимого в коробках, которые лежат на столе или нарисованы на картинках. Затем встряхивает коробки, воспроизводя шорохи, и переставляет их местами. Учащиеся, встряхивая коробок должны отгадать, что там находится.
  2. Для отработки различения высоты, силы и тембра голоса можно использовать следующие игры: Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

Кто сидел на моем стуле?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал в моей постели?

Кто же был в нашем доме?

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей.

При дифференциации слогов с оппозиционными звуками можно использовать такие задания как воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости - глухости, сначала  по 2 слога:

па – ба,     та – да,       жу – шу,     во – фо,      га – ка,     зы – сы, и т.д.

Выводы: Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками. Если перед нами стоит цель развивать фонематический слух у детей, то целесообразно проводить звуковой разбор в определенной последовательности, начиная с произнесения слова в соответствии с литературной нормой и заканчивая проверкой составленной звуковой модели. Учителю следует помнить, что если знания по фонетике не опираются на реальное слышание слова, они неполноценны. А на основе формальных знаний нельзя сформировать полноценные умения и навыки грамотной устной и письменной речи. Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

Резюме: В данной статье рассмотрена характеристика фонематического слуха в обучении младших школьников. Выявлены причины недостаточной сформированности фонематического слуха. Представлены этапы работы над уточнением восприятия звука на слух, приемы и упражнения на формирование фонематического слуха.

Ключевые слова: Фонематический слух, фонематическое восприятие.

Резюме. У даній статті розглянута характеристика фонематичного слуху в навчанні молодших школярів. Виявлено причини недостатньої сформованості фонематичного слуху. Представлені етапи роботи над уточненням сприйняття звуку на слух, прийоми і вправи на формування фонематичного слуху.

Ключові слова. Фонематичний слух, фонематичне сприйняття.

  1. This article describes characteristics of phonemic hearing in teaching younger students. The causes of the lack of formation of phonemic hearing. Stages to refine the perception of sound by ear, techniques and exercises on the formation of phonemic hearing.
  2. Phonemic hearing, phonemic perception.

Литература:

  1. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / М.Р. Львов. – М. : Прсвещение, 1987. – 415 с.
  2. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии / П.С. Жедек. – Т. : Пеленг, 1992, с. 7, 8, 9 – 14,
  3. Жедек П.С, Черняк Л.М. Фонетико-орфоэпические таблицы на уроках русского языка / Л.М. Черняк. – Томск: Пеленг, 1997, с. 3 - 11, 20.
  4. Учебная программа для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке. 1–4 классы. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2012. – 144 с.
11.01.2015 20:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!