СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с текстом при формировании навыков функционального чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прием 1.Составление связного текста, используя предложенные слова.

Для работы можно выбрать: а) раздаточный материал в бумажном конверте, б) электронный рабочий лист.

- Определите жанр получившегося текста.

- Если у вас остались неиспользованные слова, объясните, почему вы не сумели ими воспользоваться.

Примерный список слов для использования:

Интернет, пользователь, юзер, эмейл, Вконтакте, ЖЖ, образование, чат, спам, флуд, тролль, чатиться, фолловер, френд, модератор, коннектиться, зашарить, зафрендить, Twitter, торрент, браузер, провайдер, Википедия, скачать, блоггер, библиотека, Youtube, хостинг, планшетник, смартфон,QR-код,облачные сервисы, электронная почта, аноним, Google, тизер, спойлер, аватар, профайл, стартап.

Задание может быть выполнено как в электронной среде, так и на бумаге. Для работы на бумаге используется раздаточный материал – напечатанные на цветной бумаге слова и выражения.

По условию задания, каждая группа из предложенных слов составляет связные тексты разных жанров. Так в игровой форме участники знакомятся с новой компьютерной лексикой. Если у участников нет возможности уточнить значение непонятных слов в словаре/Интернете, они оказываются в проблемной ситуации, что подталкивает их придумывать способы употребления “неразгаданного” слова в новом контексте. Как показывает практика, вариант “бумажного гипертекста” производит на участников гораздо большее впечатление, чем совместный электронный продукт.

Прием 2. Пропуски в тексте или его отрывке.

Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.

В тексте может содержаться _____________________информации.

Первый вид информации связан с _____________________________. Это

сообщение о фактах, _______________ и _______________, о которых говорится в______________. Второй вид информации связан с ______________________________. Это сообщение о том, как ______________________ относится к тому, о чем он пишет. Третий вид информации обычно содержится в __________________________. Информация третьего вида выражается при помощи ____________________.

Прием 3. Использование заданий «множественного выбора»:

1)выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2)определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3)установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

Прием 4. Задания «на соотнесение»:

1)нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);

2)нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,

3)картинок, схем и т. п.;

4)соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)

Прием 4. Задания «на дополнение информации»:

1)заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;

2)дополнение (завершение) предложений.

Прием 4. Задания «на перенос информации»:

1)заполнение таблиц на основе прочитанного;

2)дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

Прием 5. Восстановление деформированного текста.

1)расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

Прием 6. Oбобщение и интерпретация содержания текста («Интерпретация текста»):

- нахождение в тексте заданной информации;

- нахождение в тексте данных, иллюстрирующих определенную мысль;

- использование информации из текста для подтверждения своей точки зрения;

- установление смысловых связей между частями текста или двумя (несколькими) текстами;

- определение основной мысли (идеи) текста;

- соотнесение конкретной детали с общей идеей текста;

- выяснение намерений автора текста;

- интерпретация (комментирование) названия текста;

- формулирование вывода на основании анализа информации, представленной в тексте.

Прием 7. Оценка содержания и формы текста, рефлексия («Рефлексия содержания» и «Рефлексия формы подачи текста»):

- сопоставление содержания текста с собственным мнением;

- соотнесение информации текста с собственным опытом;

- оценка поступков (действий) героев текста;

- обоснование своей точки зрения на основе ранее известной информации и сведений из текста;

- оценка утверждений, содержащихся в тексте, с учетом собственных знаний и системы ценностей;

- определение назначения, роли иллюстраций;

- «предугадывание» поведения (поступков) героев текста, последовательности событий;

- «предвидение» событий за пределами текста, исходя из содержащейся в нем информации;

- определение жанра и стиля текста;

- выяснение типа речи (описание, повествование, рассуждение);

- нахождение средств художественной выразительности и определение их функций.

Прием 8. Интерактивные рабочие листы.

Интерактивный рабочий лист – это электронный лист, созданный учителем для самостоятельной работы ученика. Рабочий лист может быть выполнен с использованием сервиса Googledocs (рисунок Google).

Интерактивный рабочий лист:

1)дает возможность работать как с бумажными, так и с электронными источниками информации;

2)помогает формировать навыки функционального чтения;

3)может быть использован как для классной, так и для домашней работы;

4)легко копируется, его можно изменять и дополнять, а также встраивать в страницы учебных блогов и сайтов;

5)подходит для проведения групповой работы (особенно если в нем содержится задание продуктивного характера), для фронтального опроса и для работы с интерактивной доской (установка специальных программ не требуется, достаточно наличия Интернета);

6)дает возможность ученику научиться:

- работать с открытыми источниками информации;

- целенаправленно искать и отбирать информацию;

- активно работать с преобразованной информацией;

- выделять главное и второстепенное (например, персонажей; детали сюжета и т.д.) и фиксировать информацию в краткой форме;

- корректно оформлять работу.

Прием 9. Семантический граф

1.Прочитайте текст.

2.Создайте при помощи веб-сервиса Googledocs семантическую сеть (граф) по сюжету выбранного произведения: выделите «объекты» (не только персонажи, но и предметы) и постройте с помощью глаголов отношения между «объектами».

Прием 10. Создание комиксов

Комиксы – это не забава, а новый инструмент для учителя. Сервисы для создания комиксов можно использовать как для индивидуальной творческой работы учащихся, так и для групповой. Придумывая персонажей и обстоятельства, в которые они попадают, ученики не просто сочиняют и фантазируют, а моделируют и проигрывают разные жизненные ситуации, ведь персонажи комиксов могут «разговаривать» и «самовыражаться» по воле автора. Формат комикса предполагает не просто коллекцию статических картинок, а динамичное – сценарное – развитие. В любом случае, этот вид задания может рассматриваться как творческая и продуктивная работа учеников!

Комиксы можно использовать для отработки диалогов на самые разные темы в рамках различных предметов, «активного чтения» текстов, создания комиксов-сказок, комиксов-путешествий. Творческий учитель, познакомившись с инструментами для создания комиксов, сам может предложить множество вариантов их использования. Сервисов для их создания также немало. Многие из них позволяют готовый комикс не только сохранить на компьютере, но и «встроить» в блог или сайт. Создавая комиксы, мы учимся создавать образы, ситуации, придумывать к ним декорации; писать мини-сценарии; разбирать надписи на незнакомых языках;

шутить, используя надписи и картинки.

Для того чтобы ученики работали над созданием комикса осмысленно, предложите им вопросы-подсказки:

1.Какова тема комикса? (О чем он?)

2.Кто будет героями комикса?

3.Как они выглядят?

4.Где происходит действие?

5.Каковы реплики героев?

6.Как развиваются события?

Прием 11. Составление тестов.

Основной упор при составлении тестов нацелен не столько на фактическое знание материала, сколько на проверку навыков функциональной грамотности (умение вычленять признаки, обобщать, сравнивать, сопоставлять, преобразовывать материал из одной формы в другую).

Прием 12. Моделирование обложки.

Виды работ:

- Самостоятельное оформление модели обложки и сверка её с эталоном

- Подбор произведений к заданной модели обложки

- Подбор модели обложки к прочитанному произведению

- «Найди и исправь ошибки» в заданной модели обложки

Использованные источники

1. Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений. http://testolog.narod.ru/Theory12.html

2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа - Школа 2100, Педагогика здравого смысла/ Под ред. А.А. Леонтьева

3. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическаяконференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011.Сборник тезисов и докладов

4. Материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/

12.03.2017 15:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!