СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы работы над выразительным чтением

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная литература является мощным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Воспитатель, как наставник, сопроводитель ребёнка во взрослую жизнь старается всесторонне развивать его. Воздействовать на все струнки его души. Как же воспитатель способен максимально воздействовать на эмоции и чувства чада с помощью художественной литературы? В этом ему поможет выразительное чтение.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

Выразительность – это коммуникативное качество речи, которое поддерживает внимание и интерес у слушателя. Также это способность придать голосу эмоциональную окраску, передать голосом определённые чувства. Выразительность является результатом активного отношения говорящего к своей речи.

Рассмотрим приёмы, которые мы можем использовать для развития в себе такого искусства.

Начнём с того, что необходимое качество для воспитателя, как человека, который работает с другими людьми, как образца в глазах детей – хорошая дикция.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Техникой речи называют «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

Составными частями техники речи являются:

1)постановка правильного речевого дыхания;

2)постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность;

3)работа над дикцией;

4)работа над интонацией;

5)развитие речевого слуха.

Для работы над речевым дыханием возможно использование парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение №1). Полезны эти упражнения и для детей старше 3 лет.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда, главным инструментом, с помощью которого педагог доносит до слушателей учебный материал. Невнятность речи приводит к нарушению внимания и интереса, без которого невозможен контакт с аудиторией любого возраста, особенно с детьми дошкольного возраста.

Упражнения по постановке голоса рассмотрела в своей системе практических упражнений Л.В. Назарова [12]. В систему работы вошли: вибрационный массаж; упражнения внутриглоточной гимнастики; на освобождение от зажима мышц, участвующих в голосообразовании; на развитие мышц, участвующих в голосообразовании; упражнения для снятия мышечных зажимов; внутриглоточной полости и ощущения резонанса; создающие ощущения смешанного звучания - головного и грудного; на формирование гортанно-глоточной полости (для снятия зажатого гортанного звучания); упражнения для освоения внутриглоточной артикуляции при мысленном чтении.

Л.В. Назарова рассмотрела также работу над дикцией и артикуляцией. В неё вошли упражнения: для тренировки мышц рта, челюсти, губ, языка (знакомую нам артикуляционную гимнастику из раздела по звуковой культуре речи полезно использовать совместно с детьми); упражнения по произношению чистоговорок и скороговорок; трудноговорок и многоговорок.

Если с понятиями «скороговорка» и «чистоговорка» мы уже знакомы, то понятия «трудноговорка» и «многоговорка» вызывают у нас удивление и интерес. Приведу примеры:

- Двум гориллам два Гаврилки говорили говорилки. Два Гаврилки говорили, - наговаривали, две гориллы говорили, - проговаривали. Говорили, говорили, - не наговорились. Говорили, говорили, не проговорились. Говорили, говорили - и не выговорились.

- Тридцать три кастрюли кипели - выкипали, плескали - выплескивали, бурлили - выбурливали, да и выкипели, да и выплеснули, да и выбурлили.

- Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой - тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали; у нас на дворе - подворье погода распогодилась интервьюер интервента интервьюировал, интервьюировал, да заинтервьюировался. Нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда заговоришь, словно реченька зажурчишь!

Комплексы артикуляционной гимнастики можно рассмотреть в пособиях Т.С. Овчинниковой [11], О.А. Новиковской [10], Т.А. Куликовской [8], Е.А. Пожиленко.

Единство взаимосвязанных компонентов речи – мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений – называется интонацией.

Речевая интонация – явление акустическое (то есть оно создаётся определёнными колебаниями звуковой волны в пространстве – воздухе - и во времени). Параметры интонации:

- Тон и диапазон. Усилием воли человек напрягает или ослабляет голосовые связки, тем самым регулируя размер отверстия, через которое проходит воздух. Это и позволяет менять высоту нашего голоса. Диапазон – количество тонов, доступные голосу. Диапазон можно увеличить, «распевая» голос.

- Плавность.

- Паузы.

- Длительность звучания.

- Сила звучания.

- Ударение – выделение в речи той или иной единицы (слога, слова) в последовательности однородных единиц (слов, слогов) с помощью фонетических средств.

- Темп и ритм речи. Ритм – последовательное чередование. Темп – скорость произнесения слов, слогов, звуков.

- Тембр – окраска.

Упражнения для развития. Совершенствования интонации по её параметрам рассмотрены в практикуме по выразительному чтению под редакцией Т.В. Рыжковой [4]

Развитие речевого слуха входит в методику воспитания звуковой культуры речи. Проблема развития речевого слуха в педагогической литературе достаточно обширно освещена. Упражнения по развитию речевого слуха предложены Н.Г. Алтуховой [1]. Ей предложено дидактическое пособие по развитию звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста.

Н.А. Лукина и И.И. Никкинен разработали методическое пособие по развитию слухового восприятия, внимания памяти для детей 3-5 лет [9].

Для развития фонематического восприятия детей раннего возраста Е.В. Кирилловой создано пособие, содержащее конспекты занятий [6]

Дурова Н.В. в своём методическом пособии «Фонематика» предлагает конспекты занятия для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп [5]

Данные пособия, системы упражнения для развития речевого дыхания, интонации, дикции, развития речевого слуха помогут не только воспитателю в совершенствовании выразительного чтения, но и в формировании предпосылок к выразительной, эмоционально окрашенной речи детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Оформление обложки С.Л.Шапиро, А.А. Олексенко. —— СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература)
  2. Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя. М.: Юнити-Дана, 2006. – 245 с.
  3. Василевская Н.Г. Работа над интонацией младших школьников: Учебно-методическое пособие. 3-е издание (доработанное). Нижний Тагил: МИМЦ, 2012 94 с.
  4. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Астафьева, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова и др. ; под ред. Т. В. Рыжковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :Издательский центр «Академия», 2014 — 320 с.]
  5. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. —— М.: Мозаика-Синтез, — 112 с.
  6. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека Логопеда).
  7. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с.
  8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном иД», 2004.-32 с.
  9. Лукина Н.А., Никкиен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112с.
  10. Новиковская, О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4—7 лет / О.А. Новиковская,— М.: Астрель: ACT; СПб.: Астрель-СПб, 2009. —31 с.
  11. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008. – 64 с.
  12. Постановка голоса. Система практических упражнений: Методические рекомендации/ Составитель Л.В. Назарова; Под ред. Л.П. Шестеркиной. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.- 27 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Разрешены и рекомендованы упражнения при следующих заболеваниях: хронический гайморит, синусит; нарушения носового дыхания, хронический насморк; язвы ЖКТ; аденоиды (I–II степень); сколиоз, нарушения осанки; частые ОРВИ, ОРЗ; хронические болезни бронхов и легких; психосоматические заболевания; остаточные процессы туберкулеза; логоневрозы, задержка речевого развития.

Противопоказания: травмы головного мозга; травмы позвоночника; выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника; острое лихорадочное состояние; кровотечения; острый тромбофлебит; высокое артериальное, внутричерепное или внутриглазное давление.

Правила выполнения:

Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши.

Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно

Вдох делается одновременно с движениями.

Счет в гимнастике Стрельниковой – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух.

Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага.

Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.

Методика проведения

Занятия по методике дыхательной гимнастики Стрельниковой следует проводить в небольшом помещении, при открытой форточке, натощак или через 1–2 ч после еды.

При выполнении произвольных движений следует стараться, чтобы мысли следовали за ощущениями. Необходимо освобождаться от всего, что сковывает движения.

В исходном положении нужно стоять прямо. Руки следует свободно опустить вдоль туловища, ноги поставить на расстоянии чуть меньше ширины плеч.

Вдохи должны быть короткими и мгновенными, «шмыгающими». Необходимо заставить ноздри смыкаться. При вдохах плечи должны не подниматься, а опускаться.

Упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой выполняются в ритме песен, вальсов, который составляет 8, 16, 32 такта.

Такой счет является наиболее физиологичным. Счет вдохов и движений рекомендуется проводить следующим образом:

1–2–3–4–5–6–7–8;

1–2–3–4–5–6-надцать;

1–2–3–4–5–6–24;

1–2–3–4–5–6–32.

Важно! При плохом самочувствии, слабости или обострении заболевания гимнастику необходимо делать сидя или лежа. Начинать выполнение упражнений можно с 2–8 вдохов-движений, отдыхая в перерывах между ними 1–3 с и более в зависимости от состояния организма. Чем хуже самочувствие, тем чаще следует повторять небольшое количество упражнений, увеличивая их по мере улучшения состояния и переходя к выполнению из положения лежа в положение сидя, из положения сидя в положение стоя.

Примеры дыхательных упражнений из основного комплекса.

Упражнение «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.

Упражнение «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются. Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить.

Упражнение «Насос»

Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонится вниз к полу округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона.

Упражнение «Кошка»

Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ступни ног не отрывались от пола.

Упражнение «Обхвати плечи»

Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест.

Упражнение «Большой маятник»

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться к полу, руки при этом тянуть к коленям, но не опускать ниже – вдох.

Категория: Всем учителям
24.10.2020 11:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!