СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологической карты на этапе рефлексии на уроке технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия — философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Когда можно проводить рефлексию? Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Цели рефлексии: сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими; собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; уйти с урока с зафиксированным результатом.

Виды учебной рефлексии:

физическая (успел – не успел, легко – тяжело);

сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Исходя из функций рефлексии в педагогике предлагается следующая классификация:

- Рефлексия настроения и эмоционального состояния,

- Рефлексия деятельности - Рефлексия содержания учебного материала

На уроках технологии эффективно применяются приемы рефлексии деятельности, которые дают возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. При планировании выполнения самостоятельной практической работы, предлагаю учащимся прием рефлексии «Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы», в котором обучающиеся определяют последовательность выполняемых операций, таким образом, самостоятельно создают технологические карты для выполнения практической работы.

Технологическая карта изготовления изделия может применятся на многих этапах урока, но и хорошо работает на этапе рефлексии. Перед вами фрагмент технологической карты урока на этапе рефлексия. Целью этапа было организовать фиксацию нового содержания изученного материала, организация самопроверки и фиксация направления будущей деятельности. Деятельность учителя – подготовить технологическую карту изделия и внести в нее некоторые изменения:

  1. Были убраны некоторые элементы карты как в разделе инструменты, так и в разделе эскиз.
  2. Был перепутан порядок проведения операции.

При проведении рефлексии у обучающихся формируются, следующие универсальные учебные действия:

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Рефлексия

  1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке
  2. Организация проведения самооценки
  3. Зафиксировать направления будущей деятельности

Повышение уровня мотивации, создание ситуации успеха для каждого ученика

Оценка и самооценка учебной деятельности, умение точно выражать свои мысли

Умение сформировать алгоритм деятельности, выявление допущенных ошибок и обоснование способа их исправления

Таким образом, если обсуждение было действительно эффективным, то технологическая карта должна быть понятна каждому ученику класса и соответственно, любой ученик сможет осветить результат своей работы.

Для чего нужна рефлексия? Если ученик понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится для него намного интереснее и легче.

02.11.2020 19:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!