СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рефлексия — философское понятие, характеризующее форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
В педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Когда можно проводить рефлексию? Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.
Цели рефлексии: сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими; собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; уйти с урока с зафиксированным результатом.
Виды учебной рефлексии:
физическая (успел – не успел, легко – тяжело);
сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Исходя из функций рефлексии в педагогике предлагается следующая классификация:
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния,
- Рефлексия деятельности - Рефлексия содержания учебного материала
На уроках технологии эффективно применяются приемы рефлексии деятельности, которые дают возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. При планировании выполнения самостоятельной практической работы, предлагаю учащимся прием рефлексии «Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы», в котором обучающиеся определяют последовательность выполняемых операций, таким образом, самостоятельно создают технологические карты для выполнения практической работы.
Технологическая карта изготовления изделия может применятся на многих этапах урока, но и хорошо работает на этапе рефлексии. Перед вами фрагмент технологической карты урока на этапе рефлексия. Целью этапа было организовать фиксацию нового содержания изученного материала, организация самопроверки и фиксация направления будущей деятельности. Деятельность учителя – подготовить технологическую карту изделия и внести в нее некоторые изменения:
При проведении рефлексии у обучающихся формируются, следующие универсальные учебные действия:
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учащихся |
||
Личностные УУД |
Коммуникативные УУД |
Познавательные УУД |
||
Рефлексия |
|
Повышение уровня мотивации, создание ситуации успеха для каждого ученика |
Оценка и самооценка учебной деятельности, умение точно выражать свои мысли |
Умение сформировать алгоритм деятельности, выявление допущенных ошибок и обоснование способа их исправления |
Таким образом, если обсуждение было действительно эффективным, то технологическая карта должна быть понятна каждому ученику класса и соответственно, любой ученик сможет осветить результат своей работы.
Для чего нужна рефлексия? Если ученик понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится для него намного интереснее и легче.
© 2020, Сунфу Татьяна Ивановна 520