СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы дистанционного обучения и способы их решения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Цель статьи является анализ ключевых проблем и рисков, возникших в связи с переводом вузов и образовательных учреждений на дистанционный режим образовательной деятельности в период введения жестких ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Среди основных задач исследования - выявление проблем в области образовательного неравенства, качества образования, сложности образовательного процесса и стоимости образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательная деятельность, ограничения, пандемия коронавируса, образовательное неравенство, образовательный процесс.

Annotation: The purpose of the article is to analyze the key problems and risks that have arisen in connection with the transfer of universities to the remote mode of educational activity during the introduction of strict restrictions associated with the coronavirus pandemic. Among the main objectives of the study is to identify problems in the field of educational inequality, the quality of education, the complexity of the educational process and the cost of educational services.

Keywords: educational activity, restrictions, coronavirus pandemic, educational inequality, educational process.

Пандемия COVID-19 привела к крупнейшему нарушению функционирования систем образования в истории, затронув почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах на всех континентах.

Закрытие школ и других учебных заведений затронуло 94 процента мирового студенческого населения, а в странах с низким и средним уровнем дохода этот показатель составляет 99 процентов.

Кризис усугубляет ранее существовавшую проблему неравенства в образовании, препятствуя продолжению учебы значительной части находящихся в наиболее уязвимом положении детей, молодежи и взрослых - тех, кто живет в бедных или сельских районах, беженцев, инвалидов и вынужденных переселенцев.

Кроме того, потери в образовании угрожают охватить будущие поколения и свести на нет прогресс, достигнутый за десятилетия, и не в последнюю очередь в том, что касается облегчения доступа к образованию и продолжения учебы.

Если говорить только об экономических последствиях пандемии, то около 23,8 миллиона детей и молодежи (от дошкольников до студентов университетов) могут бросить школу в следующем году или оказаться без доступа к образованию [2].

Весной 2020 года система образования во всем мире пережила колоссальную встряску. Вместе с системой стресс испытали и родители, чьи дети перешли на дистанционное обучение. Согласно исследованию, 84% учителей, 73% детей и 68% родителей испытали стресс от онлайн-обучения во время карантина.

Поскольку ни школы, ни университеты не были к этому готовы, переход проходил в экстренном режиме, и качество образования в большинстве случаев оставляло желать лучшего. Тем не менее, кризис послужил стимулом для инноваций в сфере образования. Инновационные подходы используются для обеспечения непрерывности образования и профессиональной подготовки от радио- и телевизионных передач до предоставления комплектов материалов для обучения на дому [1].

Благодаря мерам быстрого реагирования, принятым для организации непрерывного образовательного процесса правительствами и партнерами по всему миру, в том числе в рамках Глобальной коалиции по образованию под эгидой ЮНЕСКО, были разработаны решения для дистанционного обучения.

Кроме того, этот инцидент послужил поводом напомнить о важнейшей роли учителей и подчеркнуть, что правительства и другие ключевые партнеры несут постоянную обязанность заботиться о работниках сферы образования.

Тем не менее, произошедшие изменения заставляют нас задуматься о том, что многообещающие перспективы обучения и ускоренная трансформация методов предоставления качественного образования не могут рассматриваться отдельно от важнейшей задачи обеспечения того, чтобы никто не был забыт. Это относится к детям и молодым людям, страдающим от нехватки ресурсов или благоприятных условий для доступа к обучению. Это также относится к учителям и их потребностям в более эффективном освоении новых методов обучения, а также в поддержке [4].

Наконец, это касается образовательного сообщества в целом, включая местные сообщества, от которых напрямую зависит непрерывность образования во время кризиса и которые играют решающую роль в восстановлении [5].

При оценке эффективности новой образовательной технологии или модели обучения возникает соблазн сравнить результаты обучения, полученные студентами, использующими эту технологию, с результатами обучения в традиционной модели очного обучения. Однако такой сравнительный анализ, как правило, не дает обоснованных статистически значимых выводов в связи с тем, что он требует:

  • строгий экспериментальный дизайн;
  • идентичный по содержанию и разный по формату контент;
  • одинаковые контрольно-измерительные материалы и условия для итоговой аттестации;
  • достаточно большая выборка, случайно сгенерированная для каждой обучающей модели (технологии);
  • исключение влияния внешних факторов на результаты эксперимента, снижающих достоверность эксперимента.

Кроме того, этот анализ определяет эффективность как успеваемость учащихся и не учитывает другие факторы успеха.

Успех в то же время не является абсолютной категорией и может быть измерен на основе интересов разных участников процесса обучения.

Для преподавателей это действительно результаты обучения студентов, а для студентов, помимо академической успеваемости, важную роль играют мотивация и вовлеченность в учебный процесс, которые напрямую влияют на достижения студентов.

Оценка эффективности онлайн-обучения или использования технологий дистанционного обучения может быть проведена через призму этих целей, но такая оценка уместна в контексте системного перехода к новым моделям образовательного процесса [3].

С начала перехода на домашнее обучение Министерство образования России ведет переговоры с компаниями, предоставляющими образовательный контент, об открытии к нему бесплатного доступа. Список всех ресурсов для обучения, размещенный на официальном портале кафедры, постоянно обновляется. Желание присоединиться к российским коллегам выразила, например, компания Google [1].

Очевидно, что органам управления образованием важно иметь обратную связь – информацию о том, как выполняются требования нормативных и методических документов, регулирующих дистанционное обучение в условиях самоизоляции; с какими проблемами сталкиваются субъекты образования; какие условия необходимо создать для обеспечения эффективности как преподавателей, так и учащихся. Кроме того, важно понимать, как решаются проблемы организаций дистанционного образования в других странах, чтобы учесть положительный опыт, избежать типичных ошибок и работать на опережение.

Модель будущего, по мнению исследователей, — это гармоничное сочетание оффлайн- и онлайн-обучения, улучшающее результаты образовательного процесса. Поэтому важнейшей современной задачей педагогического образования является обучение студентов-преподавателей правильному использованию онлайн-инструментов при организации регулярного обучения с целью максимального прогресса детей в изучении конкретного предмета [6].

В связи с тем, что одним из последствий перехода на дистанционное обучение стала значительная перегрузка преподавателей, рабочее время которых фактически увеличилось, а также трудности психологической адаптации учащихся и родителей к формату дистанционного обучения, необходимо разработать систему мер организационного, методического и психологического сопровождения для всех субъектов образования.

Предпосылкой для развития дистанционного обучения должна стать продуманная и мобильная система повышения квалификации и переподготовки преподавателей, включающая ее дистанционные и сетевые формы организации, наставничество, обмен эффективными практиками и опытом [4].

Необходимо организовать срочную доработку и разработку новых электронных учебных материалов, предлагаемых учащимся для дистанционного обучения, а также адаптацию основных образовательных программ общего образования, учебных планов по предметам к условиям дистанционного обучения, в том числе в условиях экстремальной эпидемиологической ситуации и самоизоляции субъектов образования.

Позитивные перспективы развития дистанционного образования обусловлены тем, что средние школы и учителя, которые, в целом, практически не имели опыта онлайн-обучения до массового перехода на этот режим, смогли быстро сориентироваться в новой ситуации и освоить новые формы общения с учащимися. У российских учителей есть как мотивация, так и психологическая готовность работать в экстремальных для них условиях дистанционного обучения и самоизоляции.

Список литературы

  1. Интернет-журнал «Эйдос». - http://www.eidos.ru/journal/distedu.htm
  2. Зенкина С.В., Чернебай Е.В. Подготовка учителей к исследованию ИКТ для создания электронного обучения. // Информатика в образовании №7 2019г. 110стр.
  3. Лапикова Н.В. Регулирование качества обучения студентов педвуза с использованием ИКТ. // Информатика в образовании №4 2019 г. 107стр.
  4. Обзор бесплатных систем управления обучением.- http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/pdf/9_bogomolov.pdf
  5. Портал о дистанционном обучении. - http://dstudy.ru
  6. Сергиенко И.В. Основы моделирования процесса дистанционного обучения. // Инновации в образовании. – 2018. -№2. – С.43-53
Категория: Всем учителям
11.01.2023 19:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!