СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы развития мотивационной сферы студентов при изучении предмета химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы развития мотивационной сферы студентов при изучении предмета химии.

«Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами».

Чем отличаются хорошо успевающие студенты от плохо успевающих?

Оказывается, это отличие не столько по уровню своего интеллекта и других способностей, сколько по своей мотивации. Иными словами, успешно справляется с учебой тот, кто желает учиться и знает, зачем ему это нужно. Тот же кто учится под влиянием внешних факторов (например, родители заставляют), обычно делает это так себе, даже если способности у него высоки. Это же касается и достижений в профессии: тот, кто заинтересован в работе как таковой, обычно достигает больших успехов, чем тот, кто трудится лишь для того, чтобы заработать на жизнь.

Мотивы – это внешние и внутренние факторы, предопределяющие поведение человека, а их система называется мотивацией.

Если мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то работает следующий механизм. Представляя себе ситуацию достижения, мы «самопрограммируемся» на нее. И получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы работать продуктивнее. И при этом возрастают шансы на то, что желаемый нами успех действительно реализуется в жизни.

Успех на химии тесно связан с тем, какой из этих двух типов мотивации преобладает у студента.

Те, у кого ярко выражена мотивация к достижению успеха, склонны выбирать себе сложные виды деятельности и готовы тратить колоссальные усилия, чтобы преуспеть в них. Для них ценен именно тот успех, который возник в результате собственных усилий, а не простого везения, удачного стечения обстоятельств. Так, студент с высокой мотивацией достижения может расстроиться после экзамена, даже сданного на пятерку, если преподаватель, на его взгляд, поставит оценку слишком быстро, не задав сложных вопросов и лишив возможности проявить свои знания сполна.

Что касается другой противоположности – ярко выраженной мотивации к избеганию неудач, то склонный к этому человек выбирает профессию и строит карьеру по принципу «Тише едешь – дальше будешь», «Чем выше подняться, тем больнее падать». Эти люди заботятся о том, чтобы свести к минимуму риск неудачи, больно бьющей по самолюбию, и не берутся за дела, если высока вероятность потерпеть фиаско. Люди с данной установкой редко делают головокружительную карьеру, но им этого и не нужно, они комфортно чувствуют себя в роли не начальников, а рядовых исполнителей.

В основе всяких мотивов лежат потребности человека, т. е. то, в чем человек нуждается, что его интересует. И в этих человеческих «нуждах» есть определенная очередность.

Обычно психологи классифицируют основные человеческие потребности, на которых базируются мотивы, таким образом: физиологические потребности ( еда, питье, сон); потребности в стабильности, безопасности; потребность в принадлежности к обществу, в определенном статусе и уважении; потребность в любви и признании; информационные потребности – в интересных знаниях, сведениях; потребность в самореализации – развитии, максимально полном воплощении в жизнь своих способностей.

В период обучения в техникуме перед педагогами встает проблема развития и укрепления учебной мотивации студентов. В подростковом возрасте проблема учебной мотивации является особенно актуальной по причине возрастных особенностей обучающихся : смены ведущего типа деятельности, формирования чувства взрослости, изменения восприятия взрослого и др. Существует и внешний фактор данной проблемы: демократизация общества приводит к наличию свободы выбора в различных сферах жизни, поэтому молодые люди, чувствительные к подобным веяниям, ожидают свободы выбора и от такой традиционно консервативной сферы, как образование

Учебная мотивация подразумевает, что требования от учителя учащимися принимаются и выполняются без потери интереса к процессу обучения (в мотивации присутствует осознанное принятие и эмоциональный компонент).

Снижение учебной мотивации, следовательно, проявляется в невыполнении требований педагога и в снижении интереса к процессу обучения.

Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучающихся на уроках химии включает:

1.Смену видов деятельности в зависимости от степени утомляемости;

2. Применение мультисенсорных техник обучения;

3. Проверку знаний – в начале урока;

4. Постановку целей и задач которые всегда учитывают потребность обучающихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового.

6. Возбуждение положительного мотива к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала; 7. Включение обучающихся в интересную для них форму работы.

8. Развитие дефицитарных функций: повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа» и др.).

В каждом студенте техникума живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий студент обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь „открыть". Поэтому на своих уроках часто приходится проводить фронтальные опыты. Место проведения фронтального эксперимента для меня не самоцель, оно направлено на мыслительные действия ученика. Фронтальные наблюдения убеждают ученика в том, что каждый может „сделать" открытие, толчок которому дает опыт.

Повышению учебной мотивации способствует применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания)

Провожу со студентами уроки – исследования, где предметом ученического исследования является „переоткрытие" уже открытого в науке, вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.

Для соотношения новой информации с системой прежних знаний провожу работу с обобщающими таблицами.

В химии очень много уроков, связанных с решением задач. Учу ребят решать задачи по алгоритму и самим его составлять.

Одним из путей развития мотивационной сферы я вижу использование на обобщающем уроке различных видов знаний типа кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению определенных химических величин, понятий, законов, запоминанию имен ученых, названий и назначений приборов.

Для активизации на уроке мотивационной сферы обучающихся,развития интереса к учению провожу уроки-соревнования. Такие уроки, бесспорно, способствуют повышению успеваемости, т.к. не желая отставать от товарищей и подвести свой коллектив, ученики начинают больше читать по предмету, тренироваться в решении задач. Такие уроки разнообразят процесс обучения.

Для того, чтобы у обучающихся была достаточность опорных знаний, без которых он не может продвинуться в учении, использую работу с опорными конспектами.

Опорные конспекты позволяют ученику составить план изучения химического явления или закона, а также при необходимости очень быстро выполнить и повторить пройденный материал в следующих классах.

Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Методы активного обучения, способствующие развитию мотивационной сферы обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

  • Метод учебного сотрудничества.
  • Метод проектов.
  • Игровые методы.
  • Метод кейсов («case study») — ситуационный семинар, решение ситуационных задач, представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения.
  • Проблемный семинар — представляет собой модель обучения на основе дискуссии: мозговой штурм, дискуссия в стиле ток-шоу, симпозиум, дебаты, сократический семинар, дерево решений и т. д.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.

В создавшихся условиях естественным стало появление и применение разнообразных личностно ориентированных технологий:

1. Метод проектов

Проект – это результат скоординированных совместных усилий учащихся и учителя

Цели проектной деятельности

Результаты применения проектного метода:

У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:

    • проблематизация,
    • целеполагание,
    • планирование,
    • поисковые (исследовательские) умения,
    • коммуникативные умения,
    • презентационные умения,
    • рефлексивные умения.

Проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

2. Применение дидактических игр на уроках химии

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную;
  • коммуникативную;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую;
  • диагностическую;
  • функцию коррекции;
  • социализации.

Применение дидактических игр в изучении химии позволяет решать следующие задачи.

  • Повышение мотивации к изучению предмета.
  • Снижение перегрузки учащихся.

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся.

3. Мультимедийные технологии в химии

Применение компьютерных технологий на уроках химии повышает качество образования через оптимизацию учебно-познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, дает возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.

Компьютерные технологии дают возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.

Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках химии достаточно много. (Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, тестирование по курсу химии, виртуальные практикумы,и т.д. ).

Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности.

Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.

Исходя из возможностей компьютерных презентаций, их можно использовать на уроках любого типа.

4. Работа с готовыми компьютерными продуктами может проводиться в нескольких направлениях:

- «слайд-лекция» — прослушивание всей лекции, при этом осуществляется непрерывная демонстрация приемов работы с пояснениями учителя;

- «лекция-шаг» — лекция разбивается на некоторое количество шагов, после прослушивания одного шага лекция прерывается, и ученик может по выбору начать слушать следующий шаг, либо прослушать еще раз предыдущий;

- «контроль» — лекция также разбивается на фрагменты, по окончанию каждого фрагмента лекции ученику предлагается выполнить то или иное действие самостоятельно или с подсказкой компьютера.

Для того чтобы осуществить формирование и реализацию мотивационной сферы обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, учителю необходимо задуматься о форме организации урока, о процентном соотношении теории и практики на уроке (больше времени уделяется практике), о формах контроля учителем, ибо простого воспроизведения параграфа и решения математических, физических или орфографических задач становится явно недостаточно.

Категория: Химия
07.04.2020 12:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!