СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Профориентация (Е.О. Черкашин)
Об основных действиях педагога
Необходимо сказать, что работа педагога не должна быть направлена на предоставление школьникам готовых решений по выбору дальнейшей профессиональной деятельности. Она должна быть направлена на поддержку осмысленного поиска ребенком своей дальнейшей профессиональной деятельности - через взвешивание им факторов, которые могут повлиять на его будущее, сравнение возможностей самореализации, которые предоставляет та или иная профессиональная деятельность, сопоставление различных образов жизни, которые влечет за собой тот или иной профессиональный выбор. Педагогу важно помочь ребенку найти свое собственное решение, соответствующее его убеждениям и принципам.
Поэтому первым шагом в профориентационной работе педагога является установление эмоционально-доверительного контакта с обучающимся. Здесь важно не столько соблюдение формальных процедур вежливости и учтивости, сколько подача педагогом невербальных сигналов доброжелательности. Логикой развития контакта может служить формула «от максимальной доброжелательности к доброжелательной конструктивности». Это необходимо, ведь школьник должен выступать в качестве активного и заинтересованного субъекта проектирования своего будущего, быть вовлечен в диалог с педагогом на профориентационно значимые темы, думать, размышлять, дискутировать, выдвигать свои варианты «за» и «против», иметь право на ошибку.
Профориентационная работа предполагает сочетание специально организованных процедур: практического знакомства ребенка с содержанием образовательной и профессиональной деятельности по тому или иному направлению; информационной поддержки выбора ребенком направления дальнейшего образования и активизирующих способов помощи ребенку в профессиональном выборе.
Следовательно, и работу по профессиональной ориентации школьников желательно разделить на три бока. Рассмотрим их по отдельности.
Знакомство ребенка с профессиональной деятельностью. Эта задача может решаться педагогами в рамках таких форм работы как:
Информационная поддержка. Она может осуществляться педагогами в рамках следующих форм работы.
Циклы профориентационных часов общения (профориентационных уроков или профориентационных бесед), направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. На этих занятиях могут обсуждаться темы: «Профессии наших родителей, бабушек и дедушек»; «Профессии по дороге в школу»; «Кто я и что могу?», «Профессии нашего города»; «Выбираем жизненный путь», «Профессии будущего».
Совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий. Например, такими ресурсами могут быть:
Индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
Введение в школе таких элективных курсов, как «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования», «Твоя профессиональная карьера» и т.д. Созданные под руководством С.Н. Чистяковой, программы этих курсов направлены на оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе ими профиля обучения и путей дальнейшего образования. Они обеспечивают ребенка способами и приемами принятия адекватных решений о выборе образовательного и профессионального маршрута, способствуют развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и труда.
Реализация активизирующих способов помощи ребенку в профессиональном выборе. В их основе лежит идея помощи школьнику в формировании активной позиции по отношению к своему профессиональному будущему, в пробуждении интереса к миру труда и профессий, желания самореализоваться в нем. Применение активизирующих методик структурирует различные аспекты потенциальных версий профессионального будущего, создает условия для совместного с педагогом обсуждения проблем становления молодого человека в профессии и обществе.
Ими могут стать:
Разумеется, профориентационная работа не может проходить в едином универсальном ключе для всех педагогов, всех школ, всех регионов. Это вполне объяснимо, ведь разная степень доступности ресурсов, разные потенциальные партнеры школы, наконец, разная социально-экономическая ситуация в разных регионах предполагают и различную специфику этой работы.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 273