СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Литература для учащихся:
Дополнительная литература
12
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Использует в качестве программно-методического сопровождения
Элективный курс состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
1
Программа включает в себя:
* пояснительную записку;
* содержание программы;
* основные термины и понятия, необходимые для овладения
программным курсом;
* технологию организации учебного процесса;
* формы итогового контроля по освоению и критерии их
оценки;
* список литературы для учащихся.
*Цели элективного курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания. 2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе; 3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью; 4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей; 5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; 6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи элективного курса:
2
25-26 |
|
Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. |
2 |
Практикум |
27 |
|
Заключительная часть сочинения. |
1 |
Практикум |
28-32 |
|
Тренировочные сочинения. |
5 |
Практикум |
33-34 |
|
Итоговый контрольный тест. |
2 |
|
11
18 |
|
Промежуточный контрольный тест №2. |
1 |
|
|
|
Тема 3. Анализ текста. (4 часа) |
|
|
19 |
|
Содержание исходного текста. |
1 |
Лекция |
20 |
|
Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. |
1 |
Практикум |
21 |
|
Рецензия. Эссе. |
1 |
Урок комплексного применения знаний |
22 |
|
Промежуточный контрольный тест №3. |
1 |
|
|
|
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) |
|
|
23-24 |
|
Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. |
2 |
Практикум |
10
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. 18 часов.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись. Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание,
риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции. 3
Учащиеся должны уметь:
Практические работы:
1. прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
2. прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
3. определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
4. определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
5. найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);
6. написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;
7. какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
4
|
|
Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов) |
|
|
10 |
|
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. |
1 |
Лекция |
11 |
|
Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. |
1 |
Практикум |
12 |
|
Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. |
1 |
Практикум |
13 |
|
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись. |
1 |
Практикум |
14-15 |
|
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. |
2 |
Практикум |
16-17 |
|
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, |
2 |
Практикум |
9
Календарно-тематическое планирование элективного курса
«Речеведение»
№ п/п |
Сроки |
Тема |
|
Вид урока |
|
|
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов) |
|
|
1 |
|
Текст. Тема и основная мысль текста |
1 |
Лекция |
2 |
|
Средства связи между частями текста способы связи в тексте |
2 |
лекция |
3 |
|
Выделение микротем в тексте |
1 |
Практическая работа |
4 |
|
Лексические средства организации текста |
1 |
Лекция |
5 |
|
Морфологические средства организации текста |
1 |
Лекция |
6 |
|
Синтаксические средства организации текста |
1 |
Лекция |
7 |
|
Стили речи |
1 |
Тренировочный |
8 |
|
Типы речи |
1 |
Тренировочный |
9 |
|
Промежуточный контрольный тест №1. |
1 |
|
© 2015, Байгутдиева Сания Амиржановна 759