СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература для учащихся:

  1. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2004;
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2006;
  1. Александров В.Н. и другие.Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск, «Взгляд», 2004;
  2. Учебно-тренировочные материалы. – М.: Интеллект-Центр, 2009;

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», 2002.
  2. Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», 1977.
  3. Н.П. Морозова. Учимся писать сочинение. М. «Просвещение», 1987.
  4. «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».
  5. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.
  6. Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 1997.
  7. Е.И Никитина. Русская речь. М. «Просвещение», 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

Пояснительная записка

 

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку.  Использует в качестве программно-методического сопровождения

  1. учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
  2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
  3. Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.
  1. Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.
  2. Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.
  3. В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.

Элективный курс состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

 

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

                                                                                                                    1

 

 

 

Программа включает в себя:

*  пояснительную записку;

*  содержание программы;

*  основные термины и понятия, необходимые для овладения                      

    программным курсом;

*  технологию организации учебного процесса;

*  формы итогового контроля по освоению и критерии их

    оценки;

  * список литературы для учащихся.

 

 

 

*Цели элективного курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания. 2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе; 3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью; 4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей; 5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; 6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса:

  • Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
  • Способствовать развитию письменной речи.

2

 

 

 

25-26

 

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

2

Практикум

27

 

Заключительная часть сочинения.

1

Практикум

28-32

 

Тренировочные сочинения.

5

Практикум

33-34

 

Итоговый контрольный тест.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            11

 

 

 

 

 

18

 

Промежуточный контрольный тест №2.

1

 

 

 

Тема 3. Анализ текста. (4 часа)

 

 

19

 

Содержание исходного текста.

1

Лекция

20

 

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

1

Практикум

21

 

Рецензия. Эссе.

1

Урок комплексного применения знаний

22

 

Промежуточный контрольный тест №3.

1

 

 

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

 

 

23-24

 

Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.

2

Практикум

 

 

10

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. 18 часов.

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись.                                                                                                            Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание,

риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.     3

 

Учащиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Практические работы:

1.      прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

2.      прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

3.      определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

4.      определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

5.      найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);

6.      написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

7.      какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;

  1. какая из пословиц и поговорок соответствует теме текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)

 

 

10

 

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

1

Лекция

11

 

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

1

Практикум

12

 

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

1

Практикум

13

 

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись.

1

Практикум

14-15

 

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

2

Практикум

16-17

 

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора,

2

Практикум

                                                                                                                         9

 

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Речеведение»

 № п/п

Сроки

Тема

 

Вид урока

 

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)

 

 

1

 

Текст. Тема и основная мысль текста

1

Лекция

2

 

Средства связи между частями текста способы связи в тексте

2

лекция

3

 

Выделение микротем в тексте

1

Практическая работа

4

 

Лексические средства организации текста

1

Лекция

5

 

Морфологические средства организации текста

1

Лекция

6

 

Синтаксические средства организации текста

1

Лекция

7

 

Стили речи

1

Тренировочный

8

 

Типы речи

1

Тренировочный

9

 

Промежуточный контрольный тест №1.

1

 

Категория: Русский язык
07.01.2015 19:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!