СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное (13; 7). Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев,А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая,А.Б.Щербо и другие.
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание",
но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни.». Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их
равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы
самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.
Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.
Поэтому при выборе воспитательной программы я отдала предпочтение эстетическому воспитанию. Программа предложена ГДБ. Мною она была адаптирована для учащихся моего класса.
Сегодня я представляю эту программу на заседании МО классных руководителей.
Название программы «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
Цель программы: Приобщать детей к миру прекрасного, способствовать формированию осознанного отношения к ценностям материальной и духовной культуры, оставленной нам многими поколениями людей.
Задачи:
Актуальность программы
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Одним из направлений развития личности является - эстетическое воспитание. Это предполагает развитие у детей стремления к гармонии внешней и внутренней, стремления видеть и созидать красоту; воспринимать и понимать музыку и изобразительное искусство; стремиться, все делать красиво.
Для достижения цели предполагается работа с социумом: «Буслай» (Основы народных ремесел);
городская детская библиотека (эстетическая программа «Как прекрасен этот мир»)
ДЮЦ
ДШИ
Городской краеведческий музей.
Предполагаемый результат.
1. Развитое чувство прекрасного.
2. Умение найти свое место в творчестве.
3. Массовое участие в культурном досуге.
4.Сформирование активной жизненной позиции.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной программы
«Как прекрасен этот мир, посмотри!»
В качестве мерила эффективности функционирования воспитательной программы избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров. К числу таких критериев можно отнести:
Диагностический инструментарий.
Предмет диагностики |
Сроки изучения |
Методы исследования |
Развитие личностных качеств учащихся |
Апрель |
Методика А.Герасимова «Инакость» |
Креативность учеников |
Апрель |
Краткий тест творческого мышления П. Торренса |
Нравственно-эстетическая воспитанность учащихся |
Май |
Программа состоит из четырех разделов:
Раздел I
« О, ты, поэзия мольберта!»
Живопись- это поэзия, которую
видят,
а поэзия – это живопись, которую
слышат.
Леонардо да Винчи
Задачи: 1. Ознакомление с различными видами искусства.
2. Накопление эстетических впечатлений и образов.
3. Пробуждение интереса к произведениям искусства.
4. Воспитывать стремления видеть прекрасное во все жизненных проявлениях.
Темы классных часов для 1 класса.
Раздел II
«Послушай, музыка вокруг!»
Из всех шумов,
какие только известны человечеству,
музыка – шум самый дорогой.
Задачи:
Темы классных часов для 2 класса.
1. « В некотором царстве, музыкальном государстве»
2. Утренник «Про Антошку, Чебурашку и Владимира Шаинского»
3. Урок-путешествие «На веселой струне»
4. Кукольное представление «Музыкальная капель»
5. Вечер «Музыкальный альбом»(П.И. Чайковский)
6. Урок-путешествие «Царица музыки»(из истории скрипки)
7. Музыкальный час «Кружится вальса вихрь шумный…»
8. Скоморошьи забавы «Играй, гармонь, лейся, частушка!»
9. Семейная программа «Музыкальная карусель»
Раздел III
«Красоты ради»
Умелые руки покоя не знают,
Своим трудолюбием мир украшают.
Задачи:
Темы классных часов для 3 класса.
Раздел IY
« Мир чарующий, волшебный»
Искусство… вечно, как сама жизнь.
Ф.И. Шаляпин.
Задачи:
Темы классных часов для 4 класса.
© 2016, Басова Лариса Сергеевна 1924