СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование урока математики с позиции формирования УУД. Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию формирования УУД.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование урока математики с позиции формирования УУД.

Описание системы уроков, других форм работы, направленных на реализацию формирования УУД.

(выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики) 11.01.2016

Рассмотрим типы уроков и используемые на них различные педагогические технологии для формирования учебно-познавательной компетенции.

Типы уроков

Педагогические технологии

Урок сообщения новых знаний

ИКТ, технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний

ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления

Урок повторения

ИГРЫ, групповые формы работы

Урок систематизации изученного материала

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы

Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий

Конкретизируем содержание познавательных УУД, которые формируются на уроках математики:

· осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;

· моделирование;

· использование знаково-символической записи математического понятия;

· овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;

· использование индуктивного умозаключения;

· выведение следствий из определения понятия;

· умение приводить контрпримеры.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на сформированности логических операций:

· умении анализировать объект,

· осуществлять сравнение,

· выделять общее и различное,

· осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение),

· устанавливать аналогии.

В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

Общий прием решения задач включает:

1. Анализ текста задачи (логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач.

2. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.

3. Установление отношений между данными и вопросом.

4. Составление плана решения.

5. Осуществление плана решения.

6. Проверка и оценка решения задачи.

1. Рассматриваю урок с позиции формирования УУД. Самый распространённый тип урока – комбинированный. Суть изменений, связанных с формированием УУД на основных этапах урока такова: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Речь идёт об уроке современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

2. Определяю, какие УУД формируются на каждом этапе урока. Для этого я использую таблицу «Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах».

Этапы урока

Формируемые УУД

1.Оргмомент. Психологический настрой.

Личностные

Коммуникативные

2.Актуализация знаний.

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

3.Физкультминутка.

Регулятивные

Личностные

4.Изучение нового материала.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

5.Закрепление по теме урока.

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Логические

6.Итог урока. Рефлексия.

Личностные

Коммуникативные

Эта классификация позволяет при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.

3.Затем, чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо спроектировать на уроке следующие этапы:

1. Формирование первичного опыта выполнения этого действия и мотивацию.

2. Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД.

3. Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;

4. Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

4.Определяю методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии для достижения поставленных целей.

При проектировании и проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать различные методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, также различные педагогические технологии. На этом этапе подготовки к уроку я пользуюсь следующей таблицей.

Категория: Математика
14.02.2016 16:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!