СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как средство формирования УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ «Марьяновская школа» Методическое объединение учителей начальных классов Заседение №__ от 11.01.2016 года Тема: «Проектная деятельность, как средство формирования УУД» Доклад учителя начальных классов Масловой Светланы Григорьевны «Проектная деятельность в начальной школе как средство формирования УУД и повышения мотивации учебной деятельности». Изменения, происходящие в современной социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Что же такое проект? Проект – это по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, модель, презентация и т.д. Что такое проектная деятельность? Это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах. Метод проектов – это совместная деятельность учителя, учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы. (Мы видим, что роль учителя и родителя совпадают, они должны помочь в поиске нужных источников информации, координируют весь процесс; В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки: -социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь; - коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. - мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. - исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение; - информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); - презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения; - рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; - оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других. Главными целями введения проектной деятельности в начальную школу являются: - развитие интереса к предмету; - приобретение исследовательского опыта; -развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до заинтересованной аудитории; - развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д., -получение дополнительных знаний по теме; - развитие навыков монологической речи. Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий: «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру. Классификация проектов по продолжительности: -Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. -Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп -Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. -Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. По количественному составу различают: -индивидуальные; - парные; - групповые проекты. По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на: Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Тематика проектов, которые входят в программу обучения по УМК «Школа России» и являются обязательными как для учителя, так и для ученика. В 1 классе – 15 проектов, во 2 классе – 18 проектов, в 3 классе – 18 проектов, в 4 классе – 10 проектов. 2 класс.Литературное чтение «Мой любимый писатель» Математика «Узоры на посуде». «Оригами» Окружающий мир «Красная книга» «Профессии» «Родословная» «Города России» «Страны мира» Русский язык «И в шутку и в серьёз» «Письмо Деду Морозу» «Рифма» Технология «Африканская саванна» «Макет города» Работа огромная. Осуществить такое количество проектов – нереальная нагрузка на учителя. Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся. В работе с проектами хочу выделить как плюсы, так и минусы. Плюсы: Создают ситуацию успеха. Помогают строить новые отношения в сотрудничестве. Способствуют проявлению организаторских способностей у детей. Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене. Активизировалась роль родителей в учебной деятельности. Минусы: Нехватка времени на уроке. Пока ещё не все дети выполняют проекты. Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого поэта, философа и драматурга. Готхольда Эфраима Лессинга в первую очередь адресованные родителям: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Постановляющая часть: Предлагаю: шире использовать проектную деятельность по изучаемым предметам; вовлекать в проектную деятельность всех учащихся; предлагать учащимся дифференцированные задания (по сложности); развивать навыки работы в группах, в парах.
16.01.2016 19:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!