СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Проектно-исследовательская работа - один из эффективных методов познания окружающего мира ребёнком»
Цель выступления:
*дать новую информацию;
*помочь больше узнать о конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани,СЭПроекты.
Ход выступления:
Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно – значит, нас по праву можно назвать творческими людьми.
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были выдающимися путешественниками и открывателями, творцами в этом мире, наблюдали, думали и рассуждали, творили красоту и радость для людей и находили в этом творении счастье.
В наше авангардное время обучение путем исследований рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Для ребёнка начальной школы, исследование – это увлекательное путешествие в мир неизвестного, загадочного, тайного и всегда интересно им приоткрывать эту волшебную дверь. А нам, учителям, необходимо осторожно, терпеливо, грамотно, помочь им в этом.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения, а постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование создают условия для исследовательского обучения, где ребёнок получает возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Несколько лет назад меня очень заинтересовали проектно-исследовательские конкурсы, такие как:
1. «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани;
2. Конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»;
3. Семейные экологические проекты и др.
и мы с ребятами решили попробовать свои силы.
Нами была создана разновозрастная группа юных исследователей. Получив поддержку от родителей, мы приступили к исследованиям, т.к. детки были маленькие, естественно нужна была помощь родителей. Сотрудничество, ученик-учитель-родитель, было очень приятным и принесло много положительных моментов.
В конкурсах мы участвуем четвёртый год. На муниципальном этапе ежегодно детки становились призёрами и победителями проектно - исследовательских работ, на региональном и межрегиональном этапе - лауреатами и призёрами (Сочи, Новокубанск). Работа очень большая, но очень интересная.
Алгоритм исследования
Рассмотрим несколько советов по поводу выбора темы исследований. Я разработала «Правилами выбора темы исследования», поделюсь с Вами.
1.Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
4.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Например:
«Волшебник Витамин и фея Вакцина на страже его Величества Здоровья»
«Невидимые враги домашней пыли»
«Молодильная ягода»
«Три оружия врача: слово, растение, нож»
«Его Величество Сон»
«Замороженное чудо»
Получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования.
Начнем с обычного проблемного вопроса, например: «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?» Где мы можем узнать что-то?»
Сбор и обработка информации. Это изучение теории.
«Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах, по телевизору», «Понаблюдать».
Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы - самостоятельной исследовательской практике детей.
Практика «Провести эксперимент», диаграммы, посетить места исследований.
После того, как вы собрали все материалы, пора готовить доклад, опираясь на все полученные данные.
Как только информация обобщена, желательно надеть на исследователей академические головные уборы и мантии( костюмы). Это требуется для того, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной.
Защищать результаты необходимо публично перед сверстниками и взрослыми. Защита бывает: СТЕНДОВАЯ и ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ.
Если работы конкурсов «Эврика, юниор», СЭП, защищались в Армавире, то
защита конкурса « Я - исследователь» ежегодно проходит в Сочи.
Поездка в Сочи – это, с одной стороны, большой праздник для всех детей,
с которыми мы ездили, другой, огромный труд и переживания. Но важны не только наши призовые места (хотя и это очень приятно), главное, что ребята сами
выбирают тему, исследуют, ищут ответы на вопросы, а найдя их, познают тайны,
рассказывают о них сверстникам и взрослым, учат их.
«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Яна Коменского
Ведь, ребенок, изучивший что-либо, стремится рассказать о том, что узнал, другим.
В этом, мы считаем, и есть главный смысл наших проектов и исследований.
Поэтому этап «защиты» выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
После выступления исследователей, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы. Мы проводим защиту обычно как праздничное мероприятие.
«Правила выбора темы исследования»
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его интересы и склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы -сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле «идеальная» для каждого ребенка в данный момент его развития тема - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он считал бы своим.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
© 2015, Дударь Инга Юрьевна 1405