СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого – педагогическая компетентность учителя при переходе на ФГОС. Рекомендации педагогам среднего звена.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого – педагогическая компетентность учителя при переходе на ФГОС. Рекомендации педагогам среднего звена.

Комерсантова Татьяна Степановна, учитель изобразительного искусства,

МБОУ Школа № 24 г.о.Самара

Профессия учителя ставит перед человеком целый ряд требований. Во - первых, учитель должен иметь определенный уровень знаний и уметь находить различные способы и приемы передать эти знания другим. Во - вторых, он должен чувствовать «зов сердца». Этому нельзя научить человека, который всей душой не стремится работать с детьми, воспитывать их. В - третьих, он должен обладать определенными чертами характера, такими как доброта, чувство справедливости, чуткость, оптимизм, терпеливость, настойчивость, такт, принципиальность, без которых он не найдет с учениками общего языка, не сможет вызвать у них доверия и уважения. В - четвертых, он должен сам постоянно учиться, развиваться вместе с меняющимся и бегущим вперед миром, чтобы в обучении и воспитании придерживаться не устаревших, отживших правил и норм, а идти в ногу со временем, вместе со своими учениками, но все же немного впереди них.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Какой он, современный учитель? Сложно однозначно ответить на этот вопрос. Сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с обучающимися, готов к сотрудничеству и открыт для общения, способный создавать условия для развития творческих способностей, учить самостоятельно мыслить, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, самосовершенствованием. При переходе на ФГОС педагоги сталкиваются с определёнными проблемами.

Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов к:

  • планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
  • изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды;
  • переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников;
  • развитию индивидуального подхода в образовательной деятельности.

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности учителя):

  • психологические, связанные с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа», с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением;
  • дидактические, обусловленные недостаточным уровнем подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности;
  • организационно-нормативные, связанные с отсутствием научной организации трудовой деятельности, навыков командно-проектной работы;
  • профессиональные, связанные с неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Учитывая современные условия и инновационные технологии – именно личность педагога формирует личность ребёнка, в большей степени влияет на достижение планируемых результатов обучения.

Развитие готовности к инновационной деятельности, без которой невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни, приводит к изменениям психологического состояния участников образовательного процесса, влияет на степень их уверенности в своих силах.Таким образом, кадровое обеспечение образовательного процесса - одно из обязательных условий для работы образовательных учреждений по ФГОС. Вторым показателем кадровых условий выступает уровень профессиональной компетентности педагогов.

Несомненно, компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психолого-педагогических составляющих и свойств личности учителя. Есть связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Компетентность имеет и свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки. Психолого-педагогическая компетентность учителя рассматривается, как способность рефлексивно строить и осуществлять профессиональную деятельность, способность осуществлять педагогическую деятельность во всей полноте ее психологической структуры: постановка целей и задач; способы воздействия; изучение педагогических ситуаций и принятие решений; владение педагогической технологией, предполагающей умение проектировать учебно-воспитательный процесс с учетом перспектив развития и деятельности самих учащихся с последующим контролем за этим процессом, т.е. подчинять целям развития у школьников выбор средств, осуществлять самостоятельный педагогический и психологический анализ деятельности и поведения.

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности учителя, которая включает в себя:

  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных и слабых сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимся, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Содержание компетенций учителя

Компетенция

Содержание компетенции

Предметно-

методологическая

система знаний по базовым наукам, знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету, владение разнообразными методами предметной дидактики – в том числе групповыми, проектными, с применением медиатехнологий и др., владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика, осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих ценностей

Психолого-педагогическая

система знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика, знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно -потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся, умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно - познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса, личностная позиция учителя при оценке возможностей ученика

Компетенция

в области валеологии

образовательного процесса

теоретические знания в области валеологии и проектировании здоровьесберегающей образовательной среды, система нормативно-правовых знаний, владение навыками конструирования здоровьесберегающей среды, принятия решений по проблемам здоровьесбережения в системе «учитель-ученик», стремление к самообразованию в вопросах здоровьесбережения, осознание необходимости в создании и функционировании здоровьесберегающей среды, видение себя, как психически, физически и нравственно здоровой личности

Коммуникативная компетенция

система знаний о законах общения, владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме, осознание ценности общения, стремление строить педагогическое взаимодействие с учетом особенностей личности другого человека – как ученика, так и коллеги

Компетенция в области

управления системой

«учитель-ученик»

система знаний о педагогическом экспериментировании; система знаний о способах и формах профессионального самосовершенствования, умение планировать учебный процесс от конечной цели, грамотно спроектировать или выбрать форму и содержание тематической и промежуточной диагностики, умение проанализировать результаты своей работы, выделить недостатки, провести коррекцию, владение приемами анализа и обобщения собственного опыта через статьи, выступления на конференциях, семинарах, участие в профессиональных объединениях, самопрезентация.

Формирование психолого-педагогической компетентности проходит в несколько этапов.

1 этап. Выявление уровня психолого-педагогической компетентности учителя

(диагностирование, тестирование, определение путей совершенствования психолого-педагогической компетентности).

2 этап. Механизмы развития психолого-педагогической компетентности педагога.

(самообразование, работа в творческих группах, повышение квалификации, активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях, участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций, разработка системы стимулирования деятельности учителя)

3 этап. Анализ деятельности учителя

(обобщение опыта, разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, самоанализ деятельности)

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). Внедрение стандартов предполагает развитие учительского потенциала, уровень квалификации, профессиональное развитие. Личностное и профессиональное развитие находится в прямой зависимости от самообразования и саморазвития.

Задача психологической службы образовательного учреждения заключается в помощи учителям в повышении общей психолого-педагогической грамотности, помощи овладевать доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса.

Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя.

Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя.

Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого-педагогической компетентности учителя.

Рекомендации учителям-предметникам.

1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.

5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).

6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.

11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

16. Не допускайте педагогического манипулирования.

17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение.

18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.

Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от родителей и учеников пятых классов.

• Помните: идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям.

• Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.

• Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не на прописанные в учебниках.

• Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.

• Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.

• Будьте с детьми вежливыми.

• Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.

• Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.

• Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.

• Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.

• Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.

• Вызвав ребёнка к доске и дав ему задание для выполнения, отойдите, не «стойте над душой», не смущайте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.

• Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.

• Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.

• Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из

одноклассников - вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.

• Сообщите заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету (в начале урока, а не после ответа у доски).

• Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите; просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.

Литература

  1. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса // Управление школой № 17, 2007
  2. Галеева Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября
  3. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  4. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учебное пособие.- М.: ИЗД-ВО Артикул 2007.
  5. Ривкин Е. Ю. “Профессиональная деятельность учителя в условиях перехода на

ФГОС основного образования. Теории и технологии” (Серия “Методическая

лаборатория”) – М.: 2013.

  1. Якушина Е. В. «Подготовка к уроку в соответствии с ФГОС» // Справочник

заместителя директора школы, №10, 2012 г

  1. Психолог в средней школе. Справочные материалы: О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто — Санкт-Петербург, Феникс, 2015 г.- 334 с.
Категория: ИЗО
18.11.2016 13:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!