СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема детского суицида особенно актуально в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском возрасте. Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя: суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т. д.). Суицидальными попытками считают демонстративно- установочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности совершаемого им акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. Личностный смысл самоубийства может быть разным, поэтому ученые выделяют несколько видов суицидов: 1. Протест или месть. Человек считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит на себя. 2. Призыв. Человек считает, что он никому не нужен, и своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи. Цель суицида – изменить ситуацию с помощью других людей. 3. Избегание. Человек испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не в силах этого вынести. Смерть рассматривается как способ избежать страданий. 4. Самонаказание. Человек совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на "судью и подсудимого". Наказывая себя, он искупает свою вину. 5. Отказ. Человек отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было. "СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ". Е.М. ВРОНО Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них нет понимания о том, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется.Выявление формирующихся аутоагрессивных тенденций Самоубийство – это всегда результат аутоагрессивности, т. е. направление агрессии на себя, саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте, поэтому педагогам начальных классов необходимо знать способы раннего выявления формирующихся аутоагрессивных тенденций. В своей работе "Раннее выявление тенденций аутоагрессивности и диагностика суицидальной опасности" А.А. Биркин анализирует эти способы. Негативную роль в появлении аутоагрессии ребенка играют перенесенные заболевания (инфекционные, поражающие центральную нервную систему, неврологические, а также черепно-мозговые травмы). В этих случаях необходимо проконсультироваться у врачей, у которых наблюдается ребенок, может ли то или иное его заболевание повлиять на формирование суицидального поведения. Следует проанализировать реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье, школе. Не звучат ли при этом у него высказывания следующего содержания: "мне все надоело", "мне надоело жить в таких условиях", "лучше не жить, чем жить с вами" (эта фраза – особенно острый сигнал и повод для немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру). Особенности поведения – также предмет внимательного наблюдения взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания, и в частности те, которые осуществляются с трудом. Если он пытается при этом нанести себе вред (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и т. п.), то это значит, что в стереотипе поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения. АНАЛИЗИРУЯ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ РЕБЕНКА,СЛЕДУЕТ ЗАМЕЧАТЬ, НАСКОЛЬКО ОН СКЛОНЕН К САМООБВИНЕНИЮ – ЭТО ПРИЗНАК СФОРМИРОВАННОЙ ЗАНИЖЕННОЙ САМО- ОЦЕНКИ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ АУТОАГРЕССИИ Наблюдая за детской игрой, следует учитывать, на что направлена активность: на созидание или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно (энергия направлена на разрушение) – ломает игрушки (даже самые любимые), сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то высока вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, им субъективно воспринимаемых как непреодолимые, ребенок направит имеющуюся энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит по телевизору и что читает ребенок, какие у него есть любимые герои, какую музыку он слушает. Таким образом, наблюдение за младшими школьниками дает взрослым представление о степени сформированности аутоагрессивных тенденций. При этом любое аутоагрессивное действие ребенка следует рассматривать как опасное для его жизни и здоровья.Роль семьи в формировании суицидального поведения ребенка Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника. Семейные факторы риска суицидального поведения детей: развод родителей; смерть близкого человека; конфликты с родителями; завышенные ожидания родителей от ребенка; отсутствие внимания и заботы со стороны родителей; жестокое обращение с ребенком в семье; отчужденность в детско-родительских отношениях. Корень нарушений отношений в семье – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком: "Неразвитость или незрелость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является одним из механизмов развития личностных аномалий. Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного “Я”". Чем младше ребенок, тем больше он зависит от семейного психологического климата. Проблема и последствия жестокого обращения с детьми играет немаловажную роль в принятии решения уйти из жизни. Психологическая сущность жестокости – "насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками… ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям". В младшем школьном возрасте ребенок в силу возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от психологического и физического насилия со стороны родителей. Про- веденное Н.Ю. Синягиной исследование обучающихся младшей школы и их родителей, направленное на выявление характера их общения друг с другом, показало, что "основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных родителей). Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5% родителей, а ругают и даже могут избить – 30,8%". Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в следующем: в семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга; ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем; мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием; не проявляется интереса к досугу ребенка; отсутствует доверительный диалог; отношения между родителями характеризуются конфликтностью. Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте. Следует отметить, что у детей существует особая, "маскированная" депрессия, которая проявляется в прямо противоположном поведении, а именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию, не уделяет время домашним занятиям, может прогуливать школу, уходить из дома и т. д. Таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия – типичная "маска" депрессии у детей и подростков. Если родители заметили признаки депрессии, необходимо: организовать ребенку щадящий режим дома и в школе; попросить педагогов временно снизить учебные требования к ребенку; посетить психолога; окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку; побаловать ребенка его любимыми блюдами; стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости. Признаки депрессии: нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость); пищевые нарушения (полная потеря аппетита, обжорство, избирательность в еде, к примеру ест только один продукт или блюдо); постоянные беспокойство, тревога; неряшливый вид (при обычной аккуратности ребенка); усиление жалоб на плохое самочувствие; частые смены настроения; отдаление от семьи, друзей, замкнутость; раздражительность; снижение внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться; потеря интереса к любимым занятиям; вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь; резкое снижение успеваемости по всем, даже любимым предметам; небрежное исполнение своих обязанностей по дому; чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения; высказывания типа: "У меня все равно не получится", "Я это не смогу". Направления работы школы по профилактике суицидального поведения детей В суицидальном поведении детей, помимо нарушений детско-родительских отношений, играют роль школьные трудности, связанные с отношениями с учителями и одноклассниками. ПРИ ЗАТЯЖНОМ ДЕПРЕССИВНОМ СОСТОЯНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА ИЛИ НЕВРОЛОГА И МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ! Школьные факторы риска суицидального поведения детей: конфликтные отношения с учителями; проблема признания сверстниками; давление со стороны референтной группы (к которой ребенок чувствует свою принадлежность) сверстников; частая смена учебного заведения (как следствие – потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой). Наличие школьных и семейных факторов риска суицидального поведения учеников младших классов должно стать тревожным сигналом для педагогов, тем более если при этом ребенок демонстрирует такие поведенческие отклонения, как резкое снижение успеваемости; отсутствие интереса к окружающей жизни; изменение поведения в классе (агрессия, депрессия, избегание общения); пропуски школьных занятий без уважительных причин; противоправные действия; принятие роли потенциальной жертвы; употребление алкоголя, наркотических веществ. Неграмотные действия со стороны педагогов в этой ситуации могут стать для ребенка дополнительным толчком к осуществлению суицидального намерения. НЕГРАМОТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ПЕДАГОГОВ МОГУТ СТАТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТОЛЧКОМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО НАМЕРЕНИЯ Всемирная организация здравоохранения определила направления работы с обучающимися группы риска суицидального поведения: Установление доверительных отношений педагогов с детьми. Позитивные межличностные отношения с воспитанниками, безопасный диалог с ними позволяют оперативно выявлять острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке. Создание ситуации успеха, формирование у школьников позитивной самооценки, позволяющей адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности. Предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникших жизненных трудностей. На стенде в школе должны быть номера телефонов консультационных центров для детей, центров экстренной психологической помощи, телефона доверия. Важно, чтобы этой информацией владели и родители, а также чтобы все знали, что обращение может быть анонимным. Просвещение родителей в вопросах детского развития, возрастной специфики и необходимости создания в семье обстановки психологического комфорта. Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в среде школьников. Дети, подвергающиеся агрессии со стороны сверстников, терпят постоянное психологическое давление и унижение. Трудность выявления и коррекция поведения школьников заключается в неявном, скрытом характере подобных хулиганских действий отдельных школьников. Тем не менее умение педагога работать с классом как с социально-психологической группой (изучение особенностей развития детского коллектива, детской субкультуры, целенаправленное формирование позитивных межличностных отношений, диалогическое взаимодействие) позволит выявить характер неформального общения в классе и вовремя осуществить педагогическую коррекцию негативных тенденций. УМЕНИЕ ПЕДАГОГА РАБОТАТЬ С КЛАССОМ КАК С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ ПОЗВОЛИТ ВЫЯВИТЬ ХАРАКТЕР НЕФОРМАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КЛАССЕ И ВОВРЕМЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОРРЕКЦИЮ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ Профилактическое занятие "Жизнь" Для изучения жизненных стратегий, выявления факторов эмоционального неблагополучия, профилактики суицидального поведения педгогу-психологу (можно совместно с классным руко- водителем) целесообразно провести с детьми занятие на тему "Жизнь". Тема заранее не сообщается. Можно сказать следующее: "Ребята, сегодня мы проводим занятие, но тему я вам пока не объявлю. Вы мне потом скажете ее название. Я предлагаю вам заполнить анкету (показать ее всему классу), в которой нужно продолжить предложения и заполнить небольшую таблицу. Если у вас появятся вопросы, поднимите, пожалуйста, руку, я подойду, и мы шепотом поговорим: шепотом зададите вопрос, а я шепотом на него отвечу". Данная инструкция необходима, чтобы снять установку ребенка на то, чтобы давать ожидаемый окружающими ответ, а также чтобы вопросы и ответы окружающих не мешали ему выражать собственные мысли, эмоции, переживания и т. д.Анкета Фамилия, имя ______________________________ Класс________ Дата _________ 1. Жизнь – это… _______________________________________________________ ________________________________________________________________________ 2. Жизнь дается человеку, чтобы… ______________________________________ ________________________________________________________________________ 3. Заполни таблицу Хорошее в моей жизни Не очень хорошее в моей жизни Плохое в моей жизни 1) 1) 1) 2) 2) 2) 3) 3) 3) 4) 4) 4) 5) 5) 5) 4. Самое дорогое в жизни для меня: 1) _____________________________________________________________________ 2) _____________________________________________________________________ 3) _____________________________________________________________________ 4) _____________________________________________________________________ 5) _____________________________________________________________________ 5. Я люблю свою жизнь, потому что: 1) _____________________________________________________________________ 2) _____________________________________________________________________ 3) _____________________________________________________________________ 4) _____________________________________________________________________ 5) _____________________________________________________________________ После того как ребята заполнят анкету и определят тему, проводится беседа с целью создания позитивного группового настроя. Вопросы для беседы: Что такое жизнь? Для чего человеку дается жизнь? Что есть хорошего в твоей жизни? Что самое дорогое в твоей жизни? Почему ты любишь свою жизнь? Акцентировать внимание на отрицательных моментах, которые ребята описывали, продолжая фразы "Не очень хорошее в моей жизни…", "Плохое в моей жизни…", нецелесообразно. Негативное содержание необходимо проанализировать и провести коррекцию поведения школьников. Важно определить характер дальнейшей педагогической работы (групповая или индивидуальная), в ходе которой дать ребенку выразить через рассказ, рисунок и т. п. свои проблемы, чтобы оказать ему индивидуальную психолого-педагогическую помощь. "ЖИЗНЬ – ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУННЕЛЬ, ОН НАПОЛНЕН РАДОСТЬЮ И ГРУСТЬЮ, ТАМ МОЖНО УЗНАТЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО" Негативная информация может также стать поводом для проведения групповой беседы, например на темы: "Наш класс", "Я и мои друзья", "Что такое дружба?" и т. д. А на родительских собраниях можно предложить такие темы, как: "Семья глазами ребенка", "Как помочь ребенку преодолевать учебные трудности?", "Причины суицидального поведения детей" и т. д. Необходимо помнить, что, работая с анкетами детей, недопустимо оглашение каких-либо сведений о конкретном ребенке. Озвучивается информация лишь в целом по классу.Анализ результатов анкетирования С помощью этой анкеты было проведено исследование 124 школьников 2–4-х классов. Анализ ответов ребят показал следующее. 1. Жизнь для младшего школьника – это: уникальный мир каждого человека, связанный эмоционально-положительны- ми переживаниями на определенном отрезке времени – 60,7% ("то, что есть у каждого человека"; "часть меня"; "самое главное в человеке"; "это чувство, которое больше никогда не повторится – жизнь надо беречь"; "твоя судьба, которая дается один раз, чтобы проявить себя, узнать много нового о жизни, найти свою любовь истинную"; "замкнутый круг, в котором каждый день приключаются новые и новые истории"; "дар, который дает нам увидеть что-нибудь новое"; "это чудо, которое надо беречь"; "существенность, которая позволяет человеку жить"; "это когда ты есть на свете" и т. д.); счастье, радость – 17% ("счастье для всех"; "бодрость", "хорошая жизнь" и т. д.). определенный промежуток времени для самореализации человека – 10,5% ("момент, который дается человеку, чтобы учиться и узнавать что-то новое"; "как игра, когда ты хочешь чего-нибудь добиться и не получается, и ты делаешь те вещи, которые никогда не делал"; "удача в мечтах" и т. д.); отношения между людьми – 4,8% ("дружба", "друзья", "забота" и т. д.); близкие люди – 4% ("любовь к маме"; "забота близких" и т. д.); трудности и их преодоление – 3% ("травма неудачная"; "преграды, трудности", "жесткая, бессердечная штука"; "выживание"). Из ответов ребят видно, что 97% младших школьников воспри- нимают жизнь позитивно; 3% – имеют негативную жизненную установку, которая может быть постоянно такой или иметь ситуативный характер, например, в случае если ребенок чем-то расстроен, огорчен и т. д. 2. Продолжая предложение "Жизнь дается человеку, чтобы…", дети попытались обозначить свои жизненные приоритеты: жизнь как длительный радостный процесс – 36% ("просто жить"; "спокойно гулять"; "научиться жить"; "жить и дышать свежим воздухом"; "просто радоваться жизни"; "наслаждаться красотой", "веселиться и ждать хороших моментов"; "наслаждаться ею и не портить жизнь другим людям"; "чтобы человек жил и любил свою жизнь"; "прожить свою жизнь долго и хорошо"; и т. д.); познание нового, развитие – 21% ("развиваться", "познавать мир"; "узнавать что-то новое"; "познавать жизнь других"; "быть сильным, умным, добрым, хорошим"; "узнавать новые места"; "исполнить свою миссию" и т. д.); совершение хороших, добрых дел – 17,7% ("делать что-то хорошее для себя и окружающих"; "делать добрые (правильные) дела"; "дарить людям радость" и т. д.); построение отношений с другими – 12,1% ("дружить"; "завести много друзей"; "помогать другим людям"; "строить семью" и т. д.); учение – 10,4% ("учиться", "учиться исправлять ошибки" и т. д.); единение с природой – 2,8% ("любоваться природой"; "наслаждаться природой"; "ухаживать за природой" и т. д.). Вывод. Жизненные стратегии младшего школьника связаны с созерцанием, наслаждением, процессуальностью жизни, построением позитивных отношений с миром. "ЖИЗНЬ ДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ МИР И ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ" 3. Оценка позитивных факторов, определяющих эмоциональное состояние младших школьников, проводилась в ходе анализа фраз, на- писанных в продолжение предложения "Хорошее в моей жизни…". Таким образом, семья, друзья и успехи в учении являются главными факторами эмоционального благополучия младших школьников. Оценка негативных факторов проводилась в ходе анализа предложений, начинающихся с фразы "Не очень хорошее в моей жизни…". Были установлены следующие негативные факторы эмоционального развития младших школьников: трудности в учебе – 39,8 % ("что-нибудь не получается, например уроки"; "не нравятся отдельные предметы"; "двойки"; "тройки"; "класс"; "учитель"; "нельзя говорить на уроке"; "четверки" (у отличников) и т. д.); ссоры – 16,3% ("с родителями"; "с друзьями"; "друзья ссорятся, а потом мирятся" и т. д.); жестокое отношение в семье – 15,3% ("меня так ругают, что порой хочется…"; "меня не понимают, наказывают"; "бьют"; "издеваются" и т. д.); переживание негативных эмоций, подавленного состояния – 9% ("скука"; "плохое настроение"; "грусть"); обиды – 8,3%; болезни – 7,3%; драки – 4%. Вывод. Полученные данные свидетельствуют о том, что ученические трудности, ссоры и жестокое отношение в семье являются наиболее распространенными причинами эмоционального неблагополучия младших школьников. Предлагая продолжить предложение "Плохое в моей жизни…", каждый педагог должен понимать, что для младшего школьника жизнь ассоциируется в основном с радостью, счастьем. Поэтому если ребенок, описывая хорошее и не очень хорошее в своей жизни, все-таки определил плохое, то к этому нужно относиться с особым вниманием и беспокойством. То что взрослому может казаться малосущественным, для маленького ребенка порой принимает мас- штабы личной трагедии и безысходности. Назовем факторы, опасные для психического здоровья младшего школьника, которые были выявлены в ходе анкетирования: негативные межличностные отношения с одноклассниками ("когда не дружат"; "ссорятся"; "обижаются"; "дают клички"; "обзывают"; "соперничают"; "меня не любят"; "меня ненавидят"; "враги"; "недруги" и т. д.); школьные проблемы ('плохие отметки"; "домашние задания"; "злой учитель"; "когда получил первую двойку"; "замечания" и т. д.); физическое и психологическое насилие в семье ("бьют"; "издеваются"; "орут"; "ругают"; "ставят в угол"; "наказание"; "злой брат"; "сестра обижает (бьет)"); болезни, боль; смерть близких, родственников, любимых животных. Вывод. Для современного младшего школьника наиболее уязвимыми для психологического здоровья являются школьные проблемы: конфликты с одноклассниками, ученические трудности, а так- же жестокое обращение в семье. 4. Как факторы, компенсирующие жизненные проблемы ребенка, могут выступать ценностные основания. Так, продолжая предложение "Самое дорогое в жизни для меня…", дети назвали следующее: семья (родители, родственники); друзья, дружба; школа (учеба, учитель); животные. Эти данные показывают, что семья для младшего школьника – это психологическое убежище от стрессов и неурядиц, а друзья, школа способны скомпенсировать возникающие трудности. 5. В заключение было изучено отношение детей к собственной жизни в позитивном контексте. Продолжая предложение "Я люблю свою жизнь, потому что…", ребята выделяли: самоценность, самобытность детской жизни – 27,8% ("это самое дорогое в человеке"; "она дается один раз; ее надо беречь"; "она добрая, лучшая, заботливая"; "можно жить, любить,общаться"; "она достойна меня"; "она сладкая, как конфета, и умная, как учитель" и т. д.); любовь к родителям, семье – 24,6% ("я люблю маму (семью)"; "у меня есть семья (хорошая семья)"; "меня очень сильно любят" и т. д.). любовь к друзьям – 19,1% ("я люблю дружить"; "есть друзья, дружба – это главное сокровище"; "у меня лучшие друзья на земле" и т. д.); жизнеутверждение, жизнерадостность своей жизни – 15,5% ("я люблю веселиться"; "она жизнерадостная"; "есть праздники"; "хочу радоваться своей жизни"; "удивляться"; "люблю радоваться жизни" и т. д.). радость познания – 13% ("я люблю учиться"; "я много узнаю (новое)"; "можно побывать в интересных местах"; "она интересная" и т. д.). В этих ответах легко обнаружить ведущие потребности ребенка: в любви и принятии, общении, любимом занятии. Их удовлетворение необходимо для сохранения психического здоровья.

Источник: http://www.menobr.ru/article/43250-psihologo-pedagogicheskaya-profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-v-nachalnoy-shkole

Категория: Всем учителям
13.02.2017 12:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!