© 2021, Шурова Елена Михайловна 630
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Понятие «качество образования» в дисциплинах художественно-эстетической направленности.
Говоря о понятие «качество образования» мы можем сказать, что качество как общего, так и художественного образования - это многоуровневая и сложная по структуре система, в которой принимают участие все участники образовательного процесса. Несмотря на вариативность определения «качество образования» грамотно выстроить
систему качественного образовательного процесса невозможно без единых теоретических требований, обоснование которые заложены в общей концепции современного образования Российской Федерации.
Понятие «художественное образование», рассмотренное различными авторами в разных аспектах, можно свести к единому пониманию, как процесс, в котором происходит овладение и присвоение человеком художественной культуры своего наследия, как основы развития и формирования целостной личности, ее духовной сферы, творческого потенциала, интеллектуального богатства.
Структура художественного образования включает в себя в первую очередь эстетическое воспитание, основы общего художественного образования и ориентацию на профессиональное художественное образование. Реализация образовательных программ по художественному направлению имеет место быть во всех типах и видах образовательных организаций, таких как: дошкольном, общеобразовательном, учебных заведениях дополнительного образования детей и подростков, в образовательных организациях начального, среднего и высшего уровня профессиональной подготовки.
Наиболее важные общие цели художественного образования можно сформулировать следующим образом:
– повышение общего уровня значимости культуры и искусства в образовательной среде;
Содержание художественного образования призвано способствовать всестороннему удовлетворению духовных запросов личности:
Содержание художественного образования в общеобразовательной школе определяется Федеральным государственным стандартом общего образования и направлено на:
Содержание художественного образования предполагает два основных вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства, где ученик принимает на себя роль зрителя и собственно художественно- творческую деятельность, где ученик примеряет на себя роль творца. Появляется ситуация, которая показывает единство и взаимодействие двух
сторон жизни человека в искусстве, раскрывает характер диалога между творцом произведения искусства и зрителями. Так же помогает избежать преимущественно информационного характера к изложению материала. При этом необходимо учитывать собственный эмоциональный опыт общения ученика с произведениями искусства, что помогает выводить на передний план деятельность по освоению изобразительного искусства.
Содержание художественного образования должно обеспечивать формирование основных межпредметных связей с уроками музыки и литературного чтения; при прохождении отдельных тем создаются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Курс изобразительного искусства, музыки заканчивается в седьмых и восьмых классах, где каждому из перечисленных предметов отводится по одному часу в неделю. Дети осваивают в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства, проецируя эти знания на реальную жизнь. Процесс обучения рисованию позволяет детям усваивать способы вычленения формы из общего вида предмета, определять ее свойства, сопоставлять с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьировать ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению реальности, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения. Развитие музыкально-сенсорных способностей на уроках музыки, помогает школьникам вслушиваться в звуки. После на смену изобразительному искусству и музыке приходит предмет «Мировая художественная культура», начинающийся с восьмого по одиннадцатый класс, который так же имеет место быть лишь один час в неделю. Программа предмета мировой художественной культуры содержит в плане историческую линейность (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века), так же имеет национальное деление, где изучается искусство как русского, так и зарубежного наследия. Для того чтобы минимизировать нагрузку учебной программы художественного образования построены по принципу выделения доминант в культуре определенных эпох, стилей, национальных школ. В пример обучающимся приводятся один или два произведения, или единый комплекс искусства, в котором отражены характерные черты эпохи и культуры. Русская культура рассматривается в единой связи с наследием мировой культурой, что позволяет по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Основные критерии и показатели качества художественного образования в школе
Проблемой качества школьного образования находится в центре внимания не у одного поколения исследователей и преподавателей как средних, так и высших образовательных организаций, и область образования
«Искусство» в этом конкретном случае не является исключением. Затруднения в оценки качества образования на уроках по искусству связаны не только обстоятельствами внешних факторов, например, с особенностью итоговой аттестации в начальном и основном общем образовании, или с уровнем значимости предметов музыки и изобразительного искусства в глазах управления школы, родителей и самих учащихся. Трудность вопроса заключается в «измерении» культуры восприятия произведений художественного, музыкально творчества, как основы духовной, не исключая такие составляющие, как «эмоционально-ценностное отношение к миру»,
«художественный вкус», «творческий потенциал», «устойчивый интерес» и т. д. Современные дети обучающиеся в стенах общеобразовательной школы хорошо понимают, какие ответы ждут от них учителя исходя из конкретных целей и задач урока, и успешно справляются со всевозможными контрольными и проверочными работами на уроках искусства, при этом активно участвуют в различного рода концертах художественной самодеятельности и выставках художественного творчества.
Появляется проблемная ситуация — как построить образовательный процесс на уроках искусства действительно качественным, который смог отвечать общенациональным интересам и обеспечивать формирование высокообразованной, творчески мыслящей личности, глубоко духовной и социально ответственной, связана с организацией измерения и оценки качества образования.
Показатели качества – количественно и качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта. К показателям мы будем относить конкретные результаты обучения, удовлетворенность участников образовательного процесса, квалификация педагогов, участие в конкурсах и олимпиадах и другое, что можно измерить.
Предметам художественной направленности уделяется в учебном плане мало времени. На учителей, ведущих предметы художественной направленности возлагается большая задача - за короткий промежуток времени не только дать основные понятия, связанные с искусством, но и замотивировать на саморазвитие в этом направлении. Для развития учеников в школе
организовано система дополнительного образования, которая позволяет расширить границы возможного и получить достаточное количество художественного опыта для дальнейшей успешной деятельности
обучавшегося.
Анализ факторов и условий, определяющих качество художественного образования.
Одна из задач - анализ факторов, влияющих на качество художественного образования.
Первый фактор, который отвечает на вопрос: Кто учит? Это качество преподавательского состава.
Педагоги, преподающие дисциплины художественного образования должны отвечать современным требованиям к педагогу: каждый должен иметь профильное образование. Этот факт дает уверенность в том, что материал, который необходимо преподнести обучающимся, самому педагогу близок и понятен. Профильное образование дает возможность учителю так построить учебный процесс, чтобы все знания по предмету были выстроены в единой логической цепочке с принципом увеличения и усложнения получаемых знаний учениками.
Второй фактор- качество методического и материально- техническое обеспечения образовательного процесса, отвечает на вопрос «Как обеспечено обучение?».
Третий фактор- мотивация педагогов к активной деятельности в школе, саморазвитию и повышению качества образования. Данный фактор отвечает на вопрос: Хотят ли учить?
Все педагоги должны быть заинтересованы в качественной подготовке обучающихся школы, активно вовлекать учеников в учебно-творческую деятельность, выводить их работы на район, город и даже удается принимать участие в мероприятиях с федеральным значением. Приветствуется активная работа преподавателей по самообразованию: семинары, курсы, лекции, участие в конкурсах педагогического мастерства.
Четвертым фактором качество художественного образования стоит рассмотреть качество обучаемых или ответить на вопрос «Кого мы учим?».
Рассматрим общеобразовательную школу, которая находится не в центральном районе города, а это значит, что контингент обучающихся самый разнообразный, как по социальному признаку, так и по способностям.
Учителям музыки и изобразительного искусства приходится в течение дня работать с учениками разных возрастов: от первого класса до выпускного. Такой переход обязывает учителей быть многогранным и интересным не только сточки зрения преподавателя конкретной дисциплины, но и с психолого-педагогической, учитывать возрастные особенности обучающихся.
Важным фактором является различие способностей детей к художественно- творческой деятельности.
Младшая школа с удовольствием вовлекается в творческую деятельность: поют, рисуют, не относясь к своему творчеству критично, но у них ещё не сформировано адекватное представление о мире искусства. Постепенно со взрослением, происходит снижение интереса к творческой деятельности; у обучающихся проявляется критичность в суждениях об своих успехах. Практика показала, что к творческой деятельности открыто и без комплексов может приступать, лишь половина обучающихся. В среднем звене, где уже положено начало формированию адекватного представления о мире искусства, следует подходить к построению урока, так, чтобы создать ситуацию успеха и вовлечь детей в процесс творчества.
Детей, имеющих способности к художественно-творческой деятельности необходимо вовлекать в дополнительное образование на базе школы и готовить к предметным конкурсам и олимпиадам.
Вывод: данный фактор в значительной мере определяет качество образования, однако повлиять на него очень сложно. Педагоги вынуждены работать с теми детьми, которые пришли к ним в школу, поэтому должны грамотно применять различные методы и формы обучения, которые бы позволили минимизировать «разношерстность» контингента.
Положительная мотивация обучающихся- пятый фактор, который мы рассмотрим. Хотят ли учиться ученики?
Кто из нас не любил уроки музыки или изобразительного искусства? В начальном звене это одни из самых любимых уроков. Дети с удовольствием выполняют творческие задания, делятся полученным опытом друг с другом. В первых и вторых классах достаточно просто организовать обмен опытом обучающихся: по изобразительному искусству – выставка рисунков на уроке или в классе; по музыке – хором спетая песня на итоговом уроке или на
школьном празднике. Этого вполне достаточно, чтобы сохранить интерес и мотивацию к художественной деятельности.
С течением времени, когда ученики переходят в третий и четвертый класс, появляется необходимость показывать свой опыт на более серьезных мероприятия и большой публики, например, участие детей на внутри школьных выставках, где будут представлены уже работы учащихся сразу из всей параллели или показывать результаты творчества детей с уроков музыки на внутришкольных праздничных концертах. Значимым фактором мотивации является участие в городских и региональных мероприятиях – олимпиадах, выставках и публичное признание заслуг победителей и участников.
Учащиеся среднего звена уже не так «открыто» ведут свою художественно-творческую деятельность; мотивация падает, появляется самокритичность, которая мешает в раскрытии творческих возможностей. В большинстве случаев учащиеся седьмых и восьмых классов посещают уроки художественной направленности для галочки. Основной мотивацией для них является получение отметки, причем для некоторых хватает даже оценки
«удовлетворительно».
Желание учиться остается в среднем звене у детей, имеющих определенные способности к художественно-творческой деятельности, которые чаще всего, они имеют возможность дополнительно развивать в школе или вне нее. Здесь перед педагогом стоит задача - не упустить момент и вовремя заметив способности дать им в полной мере реализоваться уже выходя на большую аудиторию: городские и областные мероприятия, участие поощрялось бы альтернативными призами, нежели просто – грамота или диплом. Возможно, это поездка в летнюю творческую школу или приглашением на сборы или семинары, где представлены способные ребята, не только с одной школы, а со всего района, города, а может быть и области.
Качество технологий контроля и проверки знаний и навыков. Как проверяют полученные знания? Данный вопрос стоит рассмотреть для определения качества художественного образования в общеобразовательной школе как шестой фактор определяющий качество художественного образования.
Ранее было сказано, что далеко не все дети, обучающиеся в стенах общеобразовательной школы, имеют способности к художественно- творческой деятельности, но учитель должен оценивать каждого ученика, при этом не оттолкнув его интереса к предмету и желанию творить.
Существуют две технологии в системе художественного образования, которые позволяют решать вопрос оценивания учеников в школе:
Нетрадиционная технология позволяет быстро отследить уровень понимания, ориентации в теме у обучающихся при помощи пятиминуток, контрольных срезов и мини-проектов. Традиционная технология контролирует качество полученных знаний путем итоговых выставок по теме или исполнением музыкальных композиций.
На самом деле, эти две технологии необходимо комбинировать, по- моему мнению, поскольку без знаний теоретического материала, не будет качественной и практической деятельности. Если с нетрадиционной технологией все понятно: оценивается наличие работы и соответствие выполненного задания теме и поставленным задачам. Как оценивать художественно-творческую деятельность? Попаданием цвета в цвет или ноты в ноту? Это сложный вопрос. Ведь у каждого свое понимание о прекрасном. На то оно и творчество, чтобы уметь самовыражаться в этом мире. Тогда здесь уже идет разговор о постановке правильной техники исполнения рисунка или музыкального произведения. Получается, что на уроках художественной направленности: изобразительное искусство и музыка, мы оцениваем и контролируем уже известные и отработанные техники, которые помогают в будующем становится личности и расти дальше.
Рассмотрев основные факторы, определяющие качество художественного образования можно выделить основополагающие:
© 2021, Шурова Елена Михайловна 630