СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Химия. Базовый уровень» для обучающихся 10-11 класса на 2023-2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» для 10-11 класса.

Данная программа рассчитана на 2 года (68 учебные недели). Общее число учебных

часов в 10-11 классах – 68 (1 час в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целями изучения химии в средней школе являются:

1)видение и понимание значимости химических знаний для каждого члена социума;

умение оценивать различные факты и явления, связанные с химическими объектами и

процессами на основе объективных критериев и определённой системы ценностей,

формулировать и обосновывать собственное мнение и убеждение;

2)понимание роли химии в современной естественно-научной картине мира и

использование химических знаний для объяснения объектов и процессов окружающей

действительности — природной, социальной, культурной, технической среды;

3)формирование у старшеклассников при изучении химии опыта познания и

самопознания с помощью ключевых компетентностей (ключевых навыков), которые имеют

универсальное значение для различных видов деятельности, — поиска, анализа и обработки

информации, изготовление информационного продукта и его презентации, принятия

решений, коммуникативных навыков, безопасного обращения с веществами, материалами

и процессами в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Результаты изучения химии в 10 -11 классах использовать методы научного познания при

выполнении проектов и учебноисследовательских

задач по изучению свойств, способов получения и распознавания

веществ; объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной

(полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения

химической активности веществ; устанавливать генетическую связь между классами

органических и неорганических

веществ для обоснования взаимосвязи.

устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при

анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических

знаний.

Предметные результаты (базовый уровень):

1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине

мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной

грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и

закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и

символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии:

наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять

результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность

методы познания при решении практических задач;

4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по

химическим формулам и уравнениям;

5) владение правилами техники безопасности при использовании химических

веществ;

6) сформированность умения классифицировать органические вещества и реакции

по разным признакам;

7) сформированность умения описывать и различать изученные классы органических

веществ;

8) сформированность умения делать выводы, умозаключения из наблюдений,

химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по

аналогии с изученными;

9) сформированность умения структурировать изученный материал и химическую

информацию, получаемую из разных источников;

10) сформированность собственной позиции по отношению к химической

информации, получаемой из разных источников;

11) сформированность умения анализировать и оценивать последствия

производственной и бытовой деятельности, связанной с переработкой

органических веществ;

12) овладение основами научного мышления, технологией исследовательской и

проектной деятельности

13) сформированность умения проводить эксперименты разной дидактической

направленности;

14) сформированность умения оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и

других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметные результаты:

1) сформированность умения ставить цели и новые задачи в учебе и познавательной

деятельности;

2) овладение приемами самостоятельного планирования путей достижения цели,

умения выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных

задач;

3) сформированность умения соотносить свои действия с

планируемыми результатами;

4) сформированность умения осуществлять контроль в процессе достижения

результата, корректировать свой действия;

5) сформированность умения оценивать правильность выполнения учебных задач и

соответствующие возможности их решения;

6) сформированность умения анализировать, классифицировать,

обобщать, выбирать основания и критерии для установления причинноследственных

связей; 7) сформированность умения приобретать и применять

новые знания;

8) сформированность умения создавать простейшие модели, использовать схемы,

таблицы, символы для решения учебных и познавательных задач;

9) овладение на высоком уровне смысловым чтением научных текстов.

10) сформированность умения эффективно организовать учебное сотрудничество и

совместную деятельность, работать индивидуально с учетом общих интересов;

11) сформированность умения осознанно использовать речевые средства в

соответствии с задачами коммуникации;

12) высокий уровень компетентности в области использования ИКТ;

13) сформированность экологического мышления;

14) сформированность умения применять в познавательной, коммуникативной и

социальной практике знания, полученные при изучении предмета. Будут

сформированы Личностные результаты:

1) сформированность положительного отношения к химии, что обуславливает

мотивацию к учебной деятельности в выбранной сфере;

2) сформированность умения решать проблемы поискового и творческого характера;

3) сформированность умения проводить самоанализ и осуществлять самоконтроль и

самооценку на основе критериев успешности;

4) сформированность готовности следовать нормам природо

и здоровьесберегающего поведения;

5) сформированность прочных навыков, направленных на саморазвитие через

самообразование;

6) сформированность навыков проявления познавательной инициативы в учебном

сотрудничестве.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

10 класс (34 ч.,1ч.в неделю)

Обучение химии реализуется по следующим разделам:

Тема 1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А. М.

Бутлерова (2 ч)

Органические вещества: природные, искусственные и синтетические. Особенности состава

и строения органических веществ. Витализм и его крах. Понятие об углеводородах.

Основные положения теории химического строения Бутлерова. Валентность. Структурные

формулы — полные и сокращённые. Простые (одинарные) и кратные (двойные и тройные)

связи. Изомеры и изомерия. Взаимное влияние атомов в молекуле.

Демонстрации. Некоторые общие химические свойства органических веществ: их горение,

плавление и обугливание. Модели (шаростержневые и объёмные) молекул органических

соединений разных классов. Определение элементного состава органических соединений

Лабораторные опыты. Изготовление моделей органических соединений.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (12 ч)

Предельные углеводороды. Алканы. Определение. Гомологический ряд алканов и его

общая формула. Структурная изомерия углеродной цепи. Радикалы. Номенклатура

алканов. Химические свойства алканов: горение, реакции замещения (галогенирование),

реакция разложения метана, реакция дегидрирования этана.

Непредельные углеводороды. Алкены. Этилен. Гомологический ряд алкенов.

Номенклатура. Структурная изомерия. Промышленное получение алкенов: крекинг и

дегидрирование алканов. Реакция дегидратации этанола, как лабораторный способ

получения этилена. Реакции присоединения: гидратация, гидрогалогенирование,

галогенирование, полимеризации. Правило Марковникова. Окисление алкенов.

Качественные реакции на непредельные углеводороды.

Алкадиены. Каучуки. Номенклатура. Сопряжённые диены. Бутадиен-1,3, изопрен. Реакция

Лебедева. Реакции присоединения алкадиенов. Каучуки: натуральный, синтетические

(бутадиеновый, изопреновый). Вулканизация каучука. Резина. Эбонит.

Алкины. Общая характеристика гомологического ряда. Способы образования названий

алкинов. Химические свойства ацетилена: горение, реакции присоединения:

гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация (реакция Кучерова), ─ его получение

и применение. Винилхлорид и его полимеризация в полихлорвинил.

Арены. Бензол, как представитель ароматических углеводородов. Строение его молекулы и

свойства физические и химические свойства: горение, реакции замещения —

галогенирование, нитрование. Получение и применение бензола.

Природный и попутный газы. Состав природного газа. Его нахождение в природе.

Преимущества природного газа как топлива. Химическая переработка природного газа:

конверсия, пиролиз. Синтез-газ и его применение.

Попутные газы, их состав. Переработка попутного газа на фракции: сухой газ,

пропанбутановая смесь, газовый бензин.

Нефть и способы её переработки. Состав нефти и её переработка: перегонка, крекинг,

риформинг. Нефтепродукты и их получение. Понятие об октановом числе. Химические

способы повышения качества бензина.

Каменный уголь и его переработка. Коксование каменного угля и его продукты: коксовый

газ, аммиачная вода, каменноугольная смола, кокс. Газификация каменного угля.

Демонстрации. Горение предельных и непредельных углеводородов: метана, этана,

ацетилена. Качественные реакции на непредельные углеводороды: обесцвечивание

этиленом и ацетиленом растворов перманганата калия и бромной воды. Отношение бензола

к этим окислителям. Дегидратация этанола. Гидролиз карбида кальция. Коллекции «Нефть

и нефтепродукты», «Каменный уголь и продукты его переработки», «Каучуки». Карта

полезных ископаемых РФ.

Лабораторные опыты. Обнаружение продуктов горения свечи. Исследование свойств

каучуков.

Тема 3. Кислород- и азотсодержащие органические соединения (14 ч)

Одноатомные спирты. Определение. Функциональная гидроксильная группа.

Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия положения

функциональной группы. Водородная связь. Химические свойства спиртов. Альдегидная

группа. Реакция этерификации, сложные эфиры. Применение спиртов. Действие

метилового и этилового спиртов на организм человека.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, как представитель двухатомных и глицерин, как

представитель трёхатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты, их

свойства, получение и применение. Понятие об антифризах.

Фенол. Строение, получение, свойства и применение фенола. Качественные реакции на

фенол. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола.

Альдегиды и кетоны. Формальдегид и ацетальдегид, как представители альдегидов, состав

их молекул. Функциональная карбонильная группа. Качественные реакции на альдегиды.

Свойства, получение и применение формальдегида и ацетальдегида. Реакции

поликонденсации для формальдегида. Понятие о кетонах на примере ацетона.

Карбоновые кислоты. Гомологический ряд предельных одноосно́вных карбоновых кислот.

Жирные карбоновые кислоты. Химические свойства карбоновых кислот. Получение и

применение муравьиной и уксусной кислот.

Сложные эфиры. Жиры. Реакция этерификации. Сложные эфиры. Жиры, их состав и

гидролиз (кислотный и щелочной). Мыла. Гидрирование жиров.

Углеводы. Углеводы. Моносахариды. Глюкоза как альдегидоспирт. Сорбит.

Молочнокислое и спиртовое брожение. Фотосинтез. Дисахариды. Сахароза. Полисахариды:

крахмал, целлюлоза.

Амины. Аминогруппа. Амины предельные и ароматические. Анилин. Получение аминов.

Реакция Зинина. Химические свойства и применение аминов.

Аминокислоты. Аминокислоты, состав их молекул и свойства, как амфотерных

органических соединений. Глицин, как представитель аминокислот. Получение

полипетидов реакцией поликонденсации. Понятие о пептидной связи.

Белки. Строение молекул белков: первичная, вторичная и третичная структуры.

Качественные реакции на белки, их гидролиз, денатурация и биологические функции.

Демонстрации. Получение альдегидов окислением спиртов. Качественная реакция на

многоатомные спирты. Зависимость растворимости фенола в воде от температуры.

Взаимодействие с бромной водой и хлоридом железа(III), как качественные реакции на

фенол. Реакции серебряного зеркала и со свежеполученным гидроксидом меди(II) при

нагревании, как качественные реакции на альдегиды. Образцы муравьиной, уксусной,

пальмитиновой и стеариновой кислот и их растворимость в воде. Альдегидные свойства и

свойства многоатомных спиртов глюкозы в реакции с гидроксидом меди(II).

Идентификация крахмала. Качественные реакции на белки.

Лабораторные опыты. Сравнение скорости испарения воды и этанола. Растворимость

глицерина в воде. Химические свойства уксусной кислоты. Определение непредельности

растительного масла. Идентификация крахмала в некоторых продуктах питания.

Изготовление крахмального клейстера. Изготовление моделей молекул аминов.

Изготовление модели молекулы глицина.

Практическая работа. Идентификация органических соединений.

Тема 4. Органическая химия и общество (5 ч)

Биотехнология. Периоды её развития. Три направления биотехнологии: генная (или

генетическая) инженерия; клеточная инженерия; биологическая инженерия. Генетически

модифицированные организмы (ГМО) и трансгенная продукция. Клонирование.

Иммобилизованные ферменты и их применение.

Полимеры. Классификация полимеров. Искусственные полимеры: целлулоид, ацетатный

шёлк, вискоза, целлофан.

Синтетические полимеры. Полимеризация и поликонденсация, как способы получения

полимеров. Синтетические каучуки. Полистирол, тефлон и поливинилхлорид, как

представители пластмасс. Синтетические волокна: капрон, найлон, кевлар, лавсан.

Демонстрации. Коллекции каучуков, пластмасс, синтетических волокон и изделий из них.

Ферментативное разложение пероксида водорода с помощью каталазы свеженатёртых

моркови или картофеля.

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекциями каучуков, пластмасс и волокон.

Категория: Химия
22.10.2023 05:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!