СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Интегрирование на уроках английского языка в работе с одарёнными детьми
Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества - сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Вот я и пытаюсь на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.
Большую помощь в этом оказывает использование межпредметных связей на уроках.
Интегрирование с музыкой
Использование музыки и пения на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность по изучению иностранного языка резервные возможности личности каждого ребёнка, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
Существует тесная взаимосвязь между развитием речевого и музыкального слуха. Использование музыкальных текстов способствует развитию слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата.
В этом направлении я начинаю работу с песенных упражнений, пропевания скороговорок, ведь именно они ориентированы на отработку артикуляторных особенностей гласных и согласных в структуре слов и на стыках слов, на формирование навыков интонационной выразительной речи. На следующем этапе перехожу к исполнению песен на уроках и во время внеклассных мероприятий, начиная с простых (Jingle bells, Merry Christmas) до песен из репертуара Биттлз и Стива Ванда. Любят ребята и обыгрывать песенки (Aluetta), что позволяет использовать непроизвольное внимание детей и непроизвольную память, даёт возможность создать на уроках непринуждённую, творческую атмосферу, а также решать не только языковые, но и общеразвивающие задачи.
Работая по принципу “Языку нельзя научить, языку можно только научиться”, я использую на уроках такие задания, которые стимулировали бы творческое мышление ребят. К таким заданиям относятся ребусы, головоломки, чайнворды и другие.
Так как одаренных школьников отличает высокая скорость переработки и усвоения информации, они обожают не только решать головоломки, чайнворды, кроссворды, ребусы, но и сами составляют такого рода задания. При этом ребята прочно усваивают лексический материал, запоминают написание слов, учатся работать со словарем. Я уверена, что эти упражнения будут полезны и в часы досуга.
Уроки “А.Милн и его герои”, "Shakespeare of all time" ("Шекспир на все времена") строятся на межпредметных связях с русским языком и литературой, которые позволяют обеспечить максимальную эффективность уроков английского языка, способствует интеллектуальному развитию учеников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, развивает литературный талант. Учащиеся самостоятельно переводят отрывки из произведений великих писателей, причём оценивается не точность перевода, а стиль написания.
Очень нравятся ребятам конкурсы стихотворных переводчиков, которые я провожу, начиная с 5 класса. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников. Учащиеся осознают, что иногда в литературном переводе нельзя сохранить все подробности оригинала. А средствами родного языка нужно передать основной смысл переводимого стихотворения.
Интегрирование с биологией, экологией
В своей работе я активно использую проектное обучение, так в 5–6-х классах ребята готовят журналы о своих питомцах, где размещают фотографию домашнего животного, рассказывают о том, как за ними ухаживают. Школьники постарше знакомятся с рассмотрением определённых явлений – “ парниковый эффект”, “озоновые дыры”, создают плакаты и рефераты об исчезающих животных из Красной книги.
Каждый год с 8-классниками провожу конференцию на тему “Экология нашего города”, где каждый ученик играет определённую роль – журналиста Московского телевидения, эколога района, директора АТИ, текстильной фабрики, врача и т.д. результатами работы становятся экологические плакаты, листовки, письма к президенту.
Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией, тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера “Великобритания”, “США”, “Австралия” и др., ребята знакомятся с историей стран, географическим и политическим устройством, историческими и политическими деятелями (О.Кромвель, адмирал Нельсон, президенты США), великими путешественниками (Х.Колумб, Д. Кук).
Одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А иностранный язык относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо. Поэтому на уроках использую историческое лото, географические квизы (quiz), например, догадайтесь, о ком это было сказано и по какому случаю:
Подобные задания можно предлагать и о великих учёных (физиках и химиках).
Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества причин. Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что я и пытаюсь делать на своих уроках.
Работа с одаренными детьми.
Безусловно, перед педагогами встает настоящая проблема, заключающаяся, во-первых, в выявлении склонности ребенка к нестандартному мышлению, и во-вторых, в необходимости выработки индивидуальной траектории его развития. Безусловно, кроме хорошей предметной подготовки, педагоги должны научить ребенка психологическому самоконтролю, а также умению задействовать весь ресурс знаний и умений.
Отметим, что одаренный ребенок — это личность, склонная к нестандартным решениям, порой имеющая тенденцию к неуравновешенности. Работа с такими детьми требует атмосферы взаимоуважения, установления учительского авторитета, поскольку они часто склонны к провокациям, критике (особенно если чувствуют себя компетентнее), и в то же время бережного отношения к самолюбию учащегося. Именно поэтому возникает необходимость использования в практике обучения личностно ориентированного подхода. Все плюсы данного подхода уже давно отмечены, но тем не менее подчеркнем, что учебный процесс станет более разнообразным, комфортным, благодаря чему раскроются подлинные познавательные возможности и проявится творческий потенциал каждого ученика. Применяя личностно ориентированное обучение можно создать психолого-педагогическое пространство, которое позволит повысить успешность обучения одаренного ребенка. Подобная учебная среда обеспечит на уроке такую обстановку, когда ученику сложно будет получить неудовлетворительную оценку и остаться разочарованным. Целью таких уроков является развитие индивидуальности ребенка в ходе образовательного процесса.
Основными принципами личностно ориентированного подхода, по определению доктора педагогических наук проф. И.С. Якиманской, являются:
В числе современных педагогических технологий, используемых при подготовке личностно ориентированных уроков, особого внимания заслуживает эвристическая методика обучения.
В связи с тем, что одаренный ребенок, безусловно, обладает такими качествами, как изобретательность, креативность, самостоятельность, развитие эвристического мышления для успешной творческой самореализации учащихся особенно актуально. Отметим, что эвристическое обучение основано на поиске информации и создании новых образовательных продуктов.
Приведем некоторые примерные задания эвристической системы на уроке английского языка.
Работа предполагается с текстом, в зависимости от уровня подготовленности ребенка, при этом каждый ученик получает собственный экземпляр текста. На чтение текста выделяется пять минут, затем предоставляется список заданий индивидуально.
Задания № 1:
Эвристические методы: метод символического видения, метод сравнения, метод эвристических вопросов, метод реферирования.
Задания № 2:
Дать дефиницию незнакомым словам из текста и составить с ними диалоги; привести ассоциации. Эвристические методы: метод прогнозирования, метод вживания, метод ассоциативного видения.
Задания № 3:
Прочитать текст и ответить на поставленные вопросы.
Эвристические методы: метод конструирования понятий. Задания № 4:
Поделиться собственным опытом по теме, выразить свою точку зрения, приводя примеры. Работа в группах, парах.
Эвристические методы: метод сравнения, метод мозгового штурма.
Задания № 5:
Придумать историю в стиле фэнтези; продолжить рассказ по данному началу; записать свои впечатления; выразить мнение от первого, второго или третьего лица.
Эвристические методы: метод образной картины, метод придумывания.
Таким образом, эвристическая система обучения направлена на развитие ассоциативного, критического или творческого мышления, при котором формируются внутренняя потребность к преодолению познавательных трудностей и рефлексии.
Такая система позволяет учитывать склонности, особенности темперамента, свойств мышления и памяти одаренных детей. Кроме того, на занятиях создается ситуация успеха, которой содействует ситуация выбора. Учитель лишь предлагает то или иное задание, а учащиеся обдумывают форму работы, решая, как работать над ним — индивидуально или в микрогруппе. Данная обучающая среда способствует формированию субъектности и развитию творческих способностей учащихся, содействует не только выявлению одаренности у школьников, но и помогает поддерживать ее в рамках креативного подхода.
© 2018, Борцова Анастасия Владимировна 598