СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Развитие познавательной и творческо-поисковой активности младших школьников через развивающие игры и упражнения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательный интересэто особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных, развивающих занятий, целенаправленных на развитие памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач.

Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания и интегрированные уроки.

Приведу в пример несколько упражнений, которые можно использовать, как на занятиях ГПД, так и в учебном процессе.

Например, упражнение “Графический диктант”, отнесенный в силу своей специфике к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует так же развитию внимания, памяти, самоконтроля, функции мелкой моторики руки.

Игра “Угадай слово” при своей выраженной логической направленности требует от учащихся так же концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.

“Лабиринты”

Смысл заданий такого рода заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим приметам, задаваемым либо поворотами дороги, либо какими-либо характерными деталями. Задания такого рода достаточно просты только в случае, если необходимые приметы предъявляются одновременно с лабиринтом. По мере развития школьников задание усложняется: инструкция к лабиринту дается заранее, например в самом начале занятия, а сам лабиринт - по прошествии некоторого времени. Таким образом, детям нужно вспомнить необходимые приметы.

Такое упражнение способствует развитию не только пространственного восприятия, но и развитию памяти, внимания, навыков самоконтроля.

“Дорисуй девятое”

Детям предлагается дорисовать (или выбрать из числа имеющихся вариантов) недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.

Это упражнение направлено на развитие наглядно-образного мышления, способности анализировать и умение строить простейшие обобщения.

“Исключи лишнее”

Детям предлагается группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти “лишнее” слово, не относящееся к указанному понятию.

Решений заданий такого рода и их обсуждение показывают детям возможность наличия у одной задачи нескольких правильных ответов, развивают их умение обосновывать свою точку зрения, развивает внимание и логическое мышление, способность анализировать простые закономерности.

Для развития внимания, памяти, навыков самоконтроля используют “Зрительные диктанты”. Детям поочередно предъявляется несколько картинок (от 3- 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.

“Аналитические задачи”

Решая эти задачи, дети учатся внимательно выслушивать условия, запоминать его, анализировать, сопоставлять его с вопросом, осуществлять краткую запись, устанавливать отношения между признаками. Таким образом, происходит процесс развития словесно-логического мышления младших школьников.

Дети называют такие задачи – “сообразилками”.

Упражнение “Муха”. Для этого упражнения используется расчерченное на доске игровое поле 3/3. “Муха” перемещается с одной клетки на другую по командам “вверх”, “вниз”, “влево”, “вправо”. Исходное положение “мухи”- центральная клетка поля. Играющие должны, внимательно следя за указываемыми учителем перемещениями “мухи”, определить на какой клетке она будет находиться к концу игры (от 4 -15 ходов). ИГРАЕМ! (3 клетки вправо, 2 клетки вверх,5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево) Это упражнение можно использовать в целях промежуточной диагностики развития внимания и пространственной ориентировки: детям предлагается указать конечное положение “мухи” на поле, начерченное ими в тетради, или же на специально подготовленной карточке.

Это только несколько упражнений, которые оказывают положительное влияние на развитие познавательных процессов младших школьников: значительно расширяются объем и концентрация внимания, учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируются умения оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования.

Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.

Категория: Всем учителям
01.03.2015 22:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!