СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ: ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ (мамина школа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра «Без слов»

Эта игра учит задавать вопросы, но только без слов! Помимо умения ставить вопросы, игра развивает также актерские способности. Придумайте для малыша ситуацию, в которой ничего нельзя говорить или можно говорить, но все равно бесполезно, так как ничего не будет слышно. К примеру, вы оказались на другой планете, где невозможно услышать друг друга из-за рассеивания звуковых волн или вы утратили дар речи.

Ребенок должен о чем-то спрашивать Вас, но без слов, а используя жесты, мимику, позы тела. А Вы ему также без слов должны ответить. И вопросы должны быть предельно конкретны. В ходе игры можно использовать тело человека, которому отвечают или задают вопрос. Главное, что-то говорить губами или вслух ничего нельзя.

К примеру, малыш может задать следующие вопросы: − Нападут ли на нас жители этой планеты? − Ты хочешь есть? − Сейчас утро или вечер? − Есть ли здесь телевизор? − Где моя зубная щетка? − Здесь есть транспорт? − Как мы будем защищаться от жителей планеты?

Вопросы можно придумать и к другой ситуации. Здесь важно проявить как можно больше выдумки и фантазии в ответах и постановке вопросов. Нужно также обратить внимание на то, насколько лаконичны и ясны ваши жесты и мимика. Обсудите это с ребенком.

Игра «Изобретатель»

Игра направлена на обучение приему «переформулирования». Переформулирование − это умение выделить в нем несущественные с позиции его назначения свойства, нехарактерные для него признаки. Допустим, на подоконнике лежит ложка, а с потолка свисают две веревки. Причем расстояние между этими веревками таково, что человек не может одновременно взять в руки обе веревки и связать их концы. А это и требуется сделать. Решение задачи в том, чтобы привязать ложку к одной из веревок и сделать маятник. Т. е. ложка здесь выступает в нехарактерной роли маятника.

Чтобы овладеть приемом переформулирования, ребенок должен научиться выделять различные признаки и свойства явлений и предметов, различать их существенные и несущественные качества.

Материал к игре − различные предметы. Возьмите какой-то предмет и попросите ребенка назвать как можно больше вариантов того, для чего этот предмет можно использовать. При этом нужно придумать не столько варианты традиционного использования предметов, сколько необычного, нестандартного.

Допустим, книга предназначена для чтения, но использовать её можно и как груз, когда два склеивающихся предмета нужно прижать друг к другу. Или как подставку для настольной лампы, как кирпич при построении замка из книг, как бумагу, на которой что-то можно записывать, как топливо для костра, как заслонку от света, как веер, как тайник, в котором можно спрятать записку и т. д.

Пусть ребенок попробует изобрести новое применение для таких предметов, как стул, карандаш, орехи, пробка от бутылки, скрепки, стол. Если малыш уже ничего не может придумать, помогите ему с вариантами. При этом желательно наглядно объяснить ребенку ваш вариант нестандартного применения предмета.

Игра «Золотые руки»

Тоже игра на переформулирование. Только задается не конкретный предмет, а материал, из которого можно делать разные предметы. Например, Вы говорите − дерево, а малыш должен придумать как можно больше обычных и необычных предметов, которые можно сделать из дерева. К примеру, стул, карандаш, стол, шкаф, тумбочка, книжная полка, дверь, оконная рама, рамка для картины, статуэтка, шахматная доска, шахматы, корабль, дом, детский конструктор, книга, лестница и т. д.

Материалом может быть металл, ткань, воздух, вода, стекло, пластмасса. А затем можно предложить ребенку представить себе материал, который обладает и свойствами стекла, и дерева. Например, деревянное стекло или прозрачное дерево. Или сочетающее свойства металла и ткани − мягкое, словно ткань, но прочное, словно железо. И пофантазировать, что можно смастерить из таких материалов.

Игра «Настроение в красках»

Эта игра учит передавать настроение в цвете. Предложите ребенку подумать и изобразить эмоции, чувства, настроение. Допустим, страх, обиду, любовь, злость, веселье. Сформулируйте для ребенка эти чувства конкретно, а не абстрактно. Например, «Ты идешь в цирк и у тебя очень веселое настроение. Каким цветом ты бы нарисовал это настроение?» «Твой друг не захотел с тобой играть и ты на него обиделся. Каким цветом ты бы нарисовал эту обиду». «Каким цветом ты бы отобразил любовь к маме?»

Объясните ребенку, что сам рисунок, т. е. что именно рисовать, значения не имеет. Важен только цвет. Это могут быть круги, цветные линии, мазки. Но если ребенок что-то захочет нарисовать, то не мешайте ему.

Если у ребенка не возникает с цветом никаких ассоциаций, выполните это задание сами. Попутно рассказывайте ребенку, почему именно в этом цвете Вы видите такое настроение. Но причины, по которым выбран тот или другой цвет не столь уж и важны. Важен сам процесс, который открывает новые каналы творческого мышления и развитие воображения, связанного с миром настроения, эмоций и чувств, а также с миром красок.

Еще один вариант − разукрасить два одинаковых контурных рисунка. На одном − веселый и добрый волшебник, а на другом − мрачный и злой.

Придумайте небольшую историю про доброго волшебника и предложите ребенку раскрасить его так, как он хочет. Затем − несколько слов о злом волшебнике, которого также надо будет раскрасить. Так как рисунки одинаковые, то единственная возможность выразить отношение к персонажам − цвет. Затем обсудите с малышом, почему именно так он раскрасил волшебников. Спросите, как выражают отношение к персонажам выбранные цвета.

Важно, чтобы ребенок получил опыт выражения эмоций через цвет. Хорошо, если малыш дает при выражении противоположных чувств принципиально разные цветовые решения. Это может свидетельствовать о его художественной одаренности.

Игра «Пантомима»

Эта игра развивает способность к генерированию идей. Этот прием заключается в творческом подходе к решению задачи. Его суть − в генерировании как можно большего количества идей. При этом не обязательно, чтобы каждая идея была правильной. Возможны даже самые нелепые и необычные идеи. Важно, чтобы их было много. Чем больше идей, тем больше вероятности найти среди них по-настоящему хорошие мысли.

Тренировка этого умения связана с развитием творческого воображения. Параллельно важно также обучение умению создания оригинальных образов: − умению «включать» воображаемый объект в новые отношения и связи; − умению выбирать самый оригинальный из нескольких образов.

Также игра способствует развитию актёрских способностей, умению управлять движениями, жестами и мимикой.

Для игры не нужен дополнительный материал. Ребенок должен отгадать ваши пантомимы. Например, Вы изображаете: − лису, удирающую от охотника; − свалившегося в болото петуха; − скачущего верхом по прерии индейца; − радующуюся банану обезьянку; − маленького медвежонка, который ест мед и пр.

Через пантомиму можно изобразить не только животных, но и людей (например, выполняющих какую-то работу), движущие или неподвижные предметы и т. д.

Ребенок должен угадать, кого Вы изображаете и что делает ваш персонаж. Или предлагать разные версии, пока не приблизится к разгадке максимально близко. Малыш должен выдвигать, как можно больше самых различных идей, при этом не нужно бояться ошибок. Если малыш все же не сможет угадать, то расскажите ему сами, что Вы показываете и проанализируйте мимику, жесты и движения, с помощью которых Вы изображаете персонаж.

Когда у ребенка получится разгадать пантомиму, то предложите ему сыграть главную роль в пантомиме, а Вы попытаетесь угадать, что он изображает. После игры расскажите, что ему удалось изобразить хорошо, а что − не слишком.

Если детей несколько, то можно устроить между ними соревнование, кто больше всего разгадает пантомим и у кого пантомима получилась лучше и выразительнее всех.

Игра «Представь себе»

Задайте малышу задачу: «Представь себе, если бы вдруг ожили твои игрушки: собачка, кукла, машинка, слоник, мишка и др. Что бы они сказали тебе? В ответ ребенок придумывает, что бы могли сказать ожившие игрушки. Допускаются самые смешные и невероятные идеи. Пофантазируйте, что бы мог сказать оживший кухонный стол, на что мог бы пожаловаться диван или чем могла бы похвастаться его любимая книга.

Затем можно перейти к необычным явлениям. Что, если солнышко привязать веревками так, что оно не сможет уйти за горизонт? Или если предметы будут падать не вниз, а вверх? Или если бы человек мог не есть? Пусть ребенок выскажет как можно больше предположений о том, что бы могло произойти в таких ситуациях.

Психолог-консультант Стаценко Л.В.

11.03.2017 01:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!