СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Твор­че­ст­во – это все­гда со­труд­ни­че­ст­во. Сотруд­ни­че­ст­во, со­вме­ст­ный труд твор­че­ских лич­но­стей. Цель обу­че­ния рус­ско­му язы­ку мы фор­му­ли­ру­ем сле­дую­щим об­ра­зом: ус­вое­ние и фор­ми­ро­ва­ние уме­ния и на­вы­ков пись­мен­ной ре­чи. И уже в рам­ках обо­зна­чен­ной на­ми це­ли можно сфор­му­ли­ро­вать сле­дую­щие за­да­чи, стоя­щие пе­ред уча­щи­ми­ся: уме­ние ло­гич­но вы­страи­вать свою речь, фор­ми­ро­ва­ние на­вы­ков ху­до­же­ст­вен­но­сти ре­чи, ор­фо­гра­фия и пунк­туа­ция, зна­ние и, – что са­мое глав­ное – по­ни­ма­ние ос­нов­ных лин­гвис­ти­че­ских оп­ре­де­ле­ний и ка­те­го­рий, на­вы­ки лин­гвис­ти­че­ско­го ана­ли­за и т.д.

 Если говорить о ме­то­ди­ке пре­по­да­ва­ния рус­ско­го язы­ка, то  хо­те­лось бы ви­деть её, как ме­то­ди­ку раз­ви­тия твор­че­ских спо­соб­но­стей уча­щих­ся. И ес­ли  встать на этот путь в пре­по­да­ва­нии язы­ка,  необходимо бу­дет от­тал­ки­вать­ся от смыс­ла, ко­то­рый не­сет изу­чае­мая ка­те­го­рия. А это зна­чит, что мы бу­дем ис­хо­дить из се­ман­ти­ки, то есть со­дер­жа­тель­ной, а не фор­маль­ной, сто­ро­ны язы­ка. Что с не­из­беж­но­стью бу­дет за­став­лять ре­бен­ка ак­ти­ви­зи­ро­вать свой твор­че­ский по­тен­ци­ал. Здесь мы не мо­жем не вспом­нить о трех прин­ци­пах обу­че­ния, трех ки­тах, на ко­то­рых держится вся ди­дак­ти­ка: "по­вто­ре­нье – мать уче­нья", "от про­сто­го к слож­но­му", "всё по­зна­ет­ся в срав­не­нии". Ес­ли мы по­стро­им про­цесс обу­че­ния от изу­че­ния при­зна­ков и по­зна­ния смыс­ла ка­те­го­рии к его оп­ре­де­ле­нию, мы со­вер­шен­но ло­гич­но в про­цес­се со­вме­ст­ной ра­бо­ты при­дем к это­му са­мо­му оп­ре­де­ле­нию, но уже не как к аб­ст­ракт­ной фик­ции, а как к кон­крет­но­му по­ня­тию. "Су­ще­ст­ви­тель­ное" – всё су­щее, "при­ла­га­тель­ное" – при­зна­ки, ко­то­рые при­ла­га­ют­ся су­ще­му, "гла­гол" – то, что гла­го­лет­ся (го­во­рит­ся) о су­щем.  

За­да­чей школь­но­го кур­са мы счи­та­ем как раз в уве­ли­че­нии спо­соб­но­сти уче­ни­ков мыс­лить – это в пер­вую оче­редь, и уже в све­те этой за­да­чи – ов­ла­де­ние сред­ст­ва­ми, то есть грам­ма­ти­че­ски­ми ка­те­го­рия­ми язы­ка.

Ценным методом стимулирования интереса к учению и развития творческого мышления  выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. Игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять», используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, очень мало. А именно в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов.  Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставит играть нельзя, увлечь игрой можно. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. По меткому выражению Л.С. Выготского «игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений». [Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск, 1996 г.] Вот этот «большой смысл и такие элементы» игры на уроке русского языка я смогла найти в использовании лингвистических  сказок. Они максимально облегчают понимание и усвоение грамматического материала.

В чём же заключается основная задача учителя в организации подобной работы на уроке? Она заключается не только в том, чтобы дать толчок творчеству и пробудить воображение, но умело направлять их в нужное русло, чтобы безудержная фантазия детей не уводила их от предмета изучения.

Мне очень помогает использование на уроках лингвистических сказок. Учащиеся раскрывают семантику лингвистических понятий в сказках, создавая свои объяснения тому или иному лингвистическому явлению, по-своему объясняя правила и принципы русского языка. Применяя сказку на уроке в системе, дети сами начинают сочинять свои сказки. Поэтому я должна неукоснительно соблюдать принцип свободы творчества, который предполагает три «не»:

  • Не ограничивать содержание и способы изложения сказок.
  • Не делать никаких замечаний по построению сюжета.
  • Не прерывать без необходимости рассказ ученика. 

Кроме лингвистических сказок так же использую  другие творческие задания: создание кроссвордов, буклетов, «Создай рекламу», презентации, составление таблиц и опорных конспектов.  Интересный прием – словарный диктант из одного предложения: «Ростислав из Ростова был ростовщиком. Подростки измеряли рост».

 Хорошим помощником для учеников является «Словарик», который мы начинаем вести с пятого класса. В «Словарике»  «хранятся» все творческие работы ребят, записываются правила, схемы, алгоритмы правил.

Хороший результат для повышения мотивации дают следующие приемы:

Игра“Да-нетка” Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать соучеников.

Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

“Оратор”. За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Рассказ о моей пятерке.

  • Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?
  • Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают делиться успехами и путями их достижения. Передать опыт одноклассникам. Дети учат себя сами.

Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

            От небольших творческих заданий, сказок и мини-сочинений учащиеся легко переходят к более сложным исследовательским проектам.  В этом учебном году пятиклассники работают над созданием лингвистических сказок для первоклассников, в шестом классе мы работаем над проектами «Что в имени тебе моем» и «Прозвища в школе», в которых затрагиваются серьезные вопросы ономастики.

            Процесс совместной работы, организованный  в виде игры или проектной деятельности, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.  Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.   Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал.  Использование в каждой части урока игровых или  проблемных методов обучения позволяет на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным и ожидаемым детьми.

            Применение компьютерных презентаций, как средство визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей.  Урок в форме викторины или путешествия всегда увлекает учащихся.  Превращение обыденного урока в яркий красочный фестиваль знаний  - это – по-моему, самый главный мотивирующий момент.  Смена напряженной работы веселыми разминками, «минутками покоя», «полминутки для шутки», когда учитель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам снять накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, а так же его новая роль (не наставника, а старшего товарища) – оказывает сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность, здоровье и хорошее настроение на весь школьный день, получая удовольствие от урока и его результата.

 

 

 

Категория: Русский язык
08.01.2015 10:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!