СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Творчество – это всегда сотрудничество. Сотрудничество, совместный труд творческих личностей. Цель обучения русскому языку мы формулируем следующим образом: усвоение и формирование умения и навыков письменной речи. И уже в рамках обозначенной нами цели можно сформулировать следующие задачи, стоящие перед учащимися: умение логично выстраивать свою речь, формирование навыков художественности речи, орфография и пунктуация, знание и, – что самое главное – понимание основных лингвистических определений и категорий, навыки лингвистического анализа и т.д.
Если говорить о методике преподавания русского языка, то хотелось бы видеть её, как методику развития творческих способностей учащихся. И если встать на этот путь в преподавании языка, необходимо будет отталкиваться от смысла, который несет изучаемая категория. А это значит, что мы будем исходить из семантики, то есть содержательной, а не формальной, стороны языка. Что с неизбежностью будет заставлять ребенка активизировать свой творческий потенциал. Здесь мы не можем не вспомнить о трех принципах обучения, трех китах, на которых держится вся дидактика: "повторенье – мать ученья", "от простого к сложному", "всё познается в сравнении". Если мы построим процесс обучения от изучения признаков и познания смысла категории к его определению, мы совершенно логично в процессе совместной работы придем к этому самому определению, но уже не как к абстрактной фикции, а как к конкретному понятию. "Существительное" – всё сущее, "прилагательное" – признаки, которые прилагаются сущему, "глагол" – то, что глаголется (говорится) о сущем.
Задачей школьного курса мы считаем как раз в увеличении способности учеников мыслить – это в первую очередь, и уже в свете этой задачи – овладение средствами, то есть грамматическими категориями языка.
Ценным методом стимулирования интереса к учению и развития творческого мышления выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. Игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять», используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, очень мало. А именно в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставит играть нельзя, увлечь игрой можно. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. По меткому выражению Л.С. Выготского «игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений». [Выготский Л.С. Лекции по педологии. - Ижевск, 1996 г.] Вот этот «большой смысл и такие элементы» игры на уроке русского языка я смогла найти в использовании лингвистических сказок. Они максимально облегчают понимание и усвоение грамматического материала.
В чём же заключается основная задача учителя в организации подобной работы на уроке? Она заключается не только в том, чтобы дать толчок творчеству и пробудить воображение, но умело направлять их в нужное русло, чтобы безудержная фантазия детей не уводила их от предмета изучения.
Мне очень помогает использование на уроках лингвистических сказок. Учащиеся раскрывают семантику лингвистических понятий в сказках, создавая свои объяснения тому или иному лингвистическому явлению, по-своему объясняя правила и принципы русского языка. Применяя сказку на уроке в системе, дети сами начинают сочинять свои сказки. Поэтому я должна неукоснительно соблюдать принцип свободы творчества, который предполагает три «не»:
Кроме лингвистических сказок так же использую другие творческие задания: создание кроссвордов, буклетов, «Создай рекламу», презентации, составление таблиц и опорных конспектов. Интересный прием – словарный диктант из одного предложения: «Ростислав из Ростова был ростовщиком. Подростки измеряли рост».
Хорошим помощником для учеников является «Словарик», который мы начинаем вести с пятого класса. В «Словарике» «хранятся» все творческие работы ребят, записываются правила, схемы, алгоритмы правил.
Хороший результат для повышения мотивации дают следующие приемы:
Игра“Да-нетка” Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:
Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.
“Оратор”. За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
Рассказ о моей пятерке.
Подобные рассказы помогают делиться успехами и путями их достижения. Передать опыт одноклассникам. Дети учат себя сами.
Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.
От небольших творческих заданий, сказок и мини-сочинений учащиеся легко переходят к более сложным исследовательским проектам. В этом учебном году пятиклассники работают над созданием лингвистических сказок для первоклассников, в шестом классе мы работаем над проектами «Что в имени тебе моем» и «Прозвища в школе», в которых затрагиваются серьезные вопросы ономастики.
Процесс совместной работы, организованный в виде игры или проектной деятельности, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал. Использование в каждой части урока игровых или проблемных методов обучения позволяет на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным и ожидаемым детьми.
Применение компьютерных презентаций, как средство визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Урок в форме викторины или путешествия всегда увлекает учащихся. Превращение обыденного урока в яркий красочный фестиваль знаний - это – по-моему, самый главный мотивирующий момент. Смена напряженной работы веселыми разминками, «минутками покоя», «полминутки для шутки», когда учитель не только не запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время урока, позволяет ребятам снять накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, а так же его новая роль (не наставника, а старшего товарища) – оказывает сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность, здоровье и хорошее настроение на весь школьный день, получая удовольствие от урока и его результата.
© 2015, Никитина Наталья Андреевна 1026