СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация "Плана совершенствования образовательного процесса по иностранным языкам учреждений общего среднего образования на 2010-2015"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация «Плана совершенствования образовательного процесса

по иностранным языкам учреждений общего среднего образования

на 2010-2015»

В плане совершенствования образовательного процесса по иностранным языкам прописаны задачи и ожидаемые результаты. Одним из ожидаемых результатов является повышение качества образовательного процесса по иностранным языкам на основе широкого использования образовательных технологий. Также одной из задач является формирование образовательной среды, основанной на интенсификации образовательного процесса в области преподавания ИЯ с использованием активных форм и методов обучения, современных информационно-коммуникативных технологий. Думаю, к данному времени в арсенале каждого учителя множество таких технологий. Сегодня я расскажу вам, какие ресурсы из ИКТ я использую.

Информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений, навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. Использование ИКТ способствует достижению главной задачи в обучении иностранному языку – формированию поликультурной многоязычной личности учащихся посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией.

На уроках активно использую следующие цифровые образовательные ресурсы: презентации в Power Point, обучающие программы на CD-ROM, учебные Интернет-ресурсы, электронные учебники, таблицы и тесты.

Наиболее доступным образовательным ресурсом являются презентации Power Point, поэтому в своей педагогической практике широко использую презентации. Стараюсь создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. В поурочной презентации использую не только текстовую информацию, но и видео- и аудиофрагменты для иллюстрации представляемой информации, использую элементы интерактивности путем создания небольших тестовых заданий. Также использую печатный вариант слайдов в качестве раздаточных материалов. Работа с презентациями заставляет конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют:

  • акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации;
  • создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п.;
  • воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

При использовании презентации обучаемый не должен быть только пассивным наблюдателем. Он исследователь, который анализирует видеоизображение, отбирает необходимую информацию, самостоятельно делает выводы.

В своей педагогической практике я широко использую презентации. Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес на начальном этапе обучения. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Работа с презентациями заставляет конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока. Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках иностранного языка включают:

  • проведение фоноречевой зарядки;
  • изучение лексики;
  • обучение чтению;
  • обучение диалогической и монологической речи;
  • отработку грамматических явлений.

Использование презентаций дает возможность анимации, выделения наиболее значимой информации при помощи цвета, шрифта, наклона, размера и т.д. В презентации можно использовать фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Применение обучающих дисковых и компьютерных программ возможно для обучения учащихся любого возраста. В мультимедийных обучающих программах используются различные методические приемы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, а развивает их самостоятельность и создает благоприятную психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором для развития их индивидуальности. Компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как ответобоязнь. Работая на компьютере, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль учителя здесь очень важна. Учитель подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и их развитие.

Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка можно поделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ в различных приложениях самим учителем с дальнейшим применением на уроках. При построении учебного процесса с применением компьютерных обучающих программ я выбираю конкретный раздел из учебной программы, анализирую содержание, относящееся к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения уроков с применением компьютерных обучающих программ, проектирую набор заданий, выбираю программные средства для подбора заданий, провожу экспертизу подобранных компьютерных заданий, разрабатываю методические рекомендации для учащегося.

Рациональное применение мультимедийных обучающих программ позволяет:

- восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;

- полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;

- осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

- создавать лучшие условия для программирования и контроля;

- обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;

- максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;

- выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение.

Основная цель изучения иностранного языка в школе – формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственное рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процессе урока.

Как информационная система, Интернет предлагает многообразие информации и ресурсов. На своих уроках использую доступ к информационным ресурсам (онлайн-словари, переводчики (Lingvo, Prompt), тесты, аутентичные аудио- и видеоматериалы, материалы для чтения, виртуальные музеи, выставки и другие наглядные материалы. Использование в своей работе всех Интернет-ресурсов, упомянутых выше, для меня не всегда является возможным. Это обусловлено техническим оснащением учебного учреждения. Поэтому в учебной практике Интернет-ресурсами пользуюсь при подготовке к урокам, при подборе дополнительного материала, а также предоставляю возможность учащимся использовать эти ресурсы при подготовке домашних заданий, проектов, самостоятельного поиска нужной информации во внеурочное время.

Имея возможность практического применения накопленных знаний, дети проявляют больший интерес к получению новых. Самая простая форма работы в этом направлении – переписка с детьми из разных стран. Самым простым полезным сайтом является postcrossing.com. Посткроссинг — проект, созданный для возможности получения открыток со всего мира; возник под влиянием буккроссинга. На начало 2012 года в проекте было зарегистрировано более 350 000 человек из 215 стран. Мои ученики, начиная с 7-х классов, активно присоединяются к посткроссингу. Он имеет большое мотивационное влияние на обучающихся.

Считаю, что будет уместным посоветовать использовать сайт interpals.net. Ученики могут общаться в реальном времени, могут обмениваться сообщениями по электронной почте, а также найти друзей по переписке традиционным способом – по почте (via snail mail). Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Можно решать целый ряд дидактических задач с помощью Интернета: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети, совершенствовать умения письменной речи школьников, пополнять словарный запас учащихся, формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых в сети Интернет.

Рассмотрим возможности использования одного из технических средств обучения иностранному языку - подкасты и их дидактический потенциал. Прежде всего, следует уточнить, что понимают под термином «подкаст» и его производными. Подкастинг – явление довольно новое и необычное для отечественного пользователя, в первую очередь по причине отставания в плане технического прогресса. Но в последнее время все больше людей интересуется этим явлением. Говоря простым языком, подкасты – это постоянно обновляемые аудио или видеозаписи на определенную тематику. Что-то вроде периодической прессы, но в формате аудио или видео. В принципе, разница между обычными обучающими видео и аудио материалами и подкастами заключается лишь в удобстве их получения. В первом случае вам приходилось самостоятельно искать нужную вам информацию. В случае же с подкастами, вы «подписываетесь» на интересующую вас информацию и в дальнейшем получаете новинки по выбранной тематике. Это очень удобно, так как вы регулярно получаете новую актуальную информацию. Подкасты могут быть развлекательными, обучающими, информационными – все, что может пригодиться в изучении английского языка и не только.

В процессе обучения иноязычной речи возможно максимально полное раскрытие возможностей этой технологии, потому что язык как средство передачи информации в этом контексте является и объектом изучения. Использование подкастов в обучении различным видам деятельности способствует: повышению мотивации к изучению иностранных языков; появлению выбора в отборе интересующего фонетического материала; формированию навыков аудирования и способности воспринимать различные стили речи с разными акцентами и интонациями; совершенствованию навыков говорения.

В Интернете уже существует большое количество подкастов как профессиональной, так и общей направленности. Существуют такие подкасты, как например, для подготовки к международным экзаменам, подкасты предназначенные для студентов с невысоким уровнем владения языком, подкасты с уже разработанными заданиями. Отмечается, что регулярное аудирование текста, адаптированного к способности студента воспринимать иноязычную речь, оказывает системный эффект на все его остальные навыки, в том числе на общую грамотность и на способность не только воспринимать, но и высказываться на изучаемом иностранном языке.

Следует отметить, что любительские аудиоблоги в сети Интернет уступают в качестве предлагаемого содержания. У них нет четкой структуры, содержания, иногда некачественное озвучивание. Учителю иностранного языка необходимо учитывать этот факт при отборе содержания обучения.

Образовательные подкасты, посвященные изучению иностранных языков, позволяют решить целый ряд методических задач, среди которых формирование аудитивных навыков и умений понимания иноязычной речи на слух, формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков, расширение и обогащение лексического словаря, формирование и совершенствование грамматических навыков, развитие умений говорения и письменной речи.

Однако наиболее приемлемой и реалистичной задачей использования подкастов в учебных целях остается развитие рецептивных аудитивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом и умений понимания иноязычной речи на слух - отделять главное от второстепенного, определять тему сообщения, членить текст на смысловые куски, устанавливать логические связи, выделять главную мысль, воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной длительности, до конца без пропусков.

В целом, технология работы с подкастом совпадает с технологией работы над аудиотекстом и имеет четкую последовательность в действиях учителя и учеников: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие понимание услышанного текста. Подбирая или разрабатывая упражнения к подкастам, нацеленные на формирование аудитивных навыков и развитие умений аудирования, необходимо учитывать уровни сложности разных типов заданий.

На своих уроках иногда использую следующие видео и аудио подкасты: The Daily English Show, Elementary Podcasts, Podcasts In English, BBC Podcasts.

The Daily English Show - это Интернет-шоу для студентов, изучающих английский язык, учителей и тех, кто интересуется английским языком. Шоу началось в апреле 2006 года и выходило почти ежедневно. На данный момент вышло 1384 выпуска. Ведет подкаст Сара - учитель английского языка в Токио, Япония. Каждый ролик содержит новости, слово дня, диалог с Сарой и ответы на вопросы. В выходные формат выпуска меняется, по субботам выходит необычный, каждый раз разный подкаст, а по воскресеньям - шоу о еде и напитках - Sunday Kitchen.На официальном сайте (http://www.thedailyenglishshow.com) доступны все видео ролики и тексты выпусков, а также ссылки на подписки. Эти подкасты также можно найти на YouTube.

Elementary Podcasts – это еженедельный подкаст. Содержание выпусков очень интересное, британский английский начального уровня будет понятен даже начинающим изучать английский. В выпуске много диалогов, разыгранных ситуаций в аэропорте, ресторане, магазине и др. местах. Рассчитаны в основном на улучшение разговорного английского. К каждому выпуску прилагается транскрипт (transcript) занятия, т.е. полная запись урока, а также можно скачать и распечатать дополнительные упражнения. Доступны также интерактивные упражнения онлайн по теме подкаста с проверкой ответов.

PodcastsInEnglish.com – это проект двух учителей английского языка с многолетним стажем работы со студентами, изучающими английский язык как иностранный. Сайт и подкасты созданы для достижения двух целей: первая - для улучшение навыков аудирования студентов, изучающих английский языка как иностранный, а вторая - помочь этим студентам изучать английский язык. Подкасты делятся на 3 уровня: первый - для начинающих (elementary), второй - для учеников со средними знаниями английского языка (lower intermediate and intermediate), третий - для студентов со знаниями выше среднего (upper intermediate). Записи, в основном, представляют собой интервью или диалоги с людьми, имеющими самые разнообразные акценты. К подкастам прилагаются задания с практическими вопросами на грамматику и новые слова, которые позволяют держать ученика в напряжении во время прослушивания урока. К сожалению, эти задания на сайте платные, но сами аудио и видео записи бесплатны. Выпуски выходят с периодичностью в одну неделю.

BBC Podcasts – это изучение и практика полезного английского языка в обыденных ситуациях с BBC. Еженедельные выпуски с инструкциями о том, как что-то сделать или сказать на английском выходят по средам. Каждый выпуск длится 6 минут и содержит примеры и объяснения из широкого набора топиков, которые помогут вам улучшить знание английского языка. Подписаться на эти подкасты можно по ссылке:http://www.bbc.co.uk/podcasts

Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку повышает интерес к предмету, усиливает мотивацию, повышает самооценку у учащихся, создаёт условия для самостоятельной работы и комфортной среды обучения. Из опыта работы с информационно – коммуникационными технологиями я могу сказать, что они ускоряют процесс обучения, формируют индивидуальные, творческие и познавательные способности учащихся.

Однако согласитесь, что какими бы ни были современный компьютер и самый быстрый интернет, какие бы формы повышения квалификации ни предоставлялись, самое главное – это желание учителя работать над собой, его способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом.

09.04.2015 21:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!